«Ты меня не слышишь!». Как учить детей с РДВГ без потерь для всех

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
«Ты меня не слышишь!». Как учить детей с РДВГ без потерь для всех © depositphotos/photographee.eu
Опыт Британии

«Ты меня не слышишь!» — сколько раз вы, если вы учитель, говорили эту фразу на уроке одному из своих учеников? Или, возможно, дома своему ребенку? Он крутится, постоянно чем-то щелкает, не способен усидеть на месте, словно под ним пружина. Это может казаться умышленной попыткой вывести вас из себя. Сконцентрировать внимание такого ученика хотя бы на десять минут — это вызов. Все, что не фейерит, — скучно. В то же время то, что выходит за рамки обычного, вызывает невероятное эмоциональное возбуждение, которое сложно унять.

По статистике, в типичном классе таких детей может быть примерно трое, и двое из них, вероятнее всего, мальчики. Первое, что приходит в голову, когда видишь такое поведение, — то, что это последствия невоспитанности, вседозволенности и сознательного стремления подорвать терпение учителя. Но такое поведение, скорее всего, — признак расстройства дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), при котором химические процессы в голове ребенка работают не так, как у большинства. И он не может это «выключить» или «исправить», его поведение — не его выбор, а результат работы мозга, и это останется с ним на всю жизнь. РДВГ имеет как минимум два из трех признаков: импульсивность, дефицит внимания и гиперактивность, которые проявляются постоянно, и в школе, и дома. Расстройство задевает не только учебу — он усложняет повседневную рутину, социальные взаимодействия, построение длительных дружеских связей. И в 65% случаев эти трудности сохраняются и во взрослом возрасте.

Расскажу об опыте Британии, поскольку работаю сейчас в британской школе. Надеюсь, эти советы будут полезными и для учителей, и для родителей школьников с РДВГ.

Прежде всего хочу заметить, что в британских школах информация о психических состояниях, особых образовательных потребностях детей не является тайной для учителей. Даже если выходишь на замену, то вместе с учебными материалами получаешь папку с фотографиями учеников класса, планом их рассадки (с фотографиями) и профайлы детей с перечнем их особых образовательных потребностей: как лучше вести себя с тем или иным ребенком и чего избегать. А если учитель проинформирован, то и действовать обязан профессионально.

Конечно, нет волшебной палочки, которая заставит всех учеников вести себя именно так, как удобно учителю. Но есть ряд практических рекомендаций, которые могут помочь уменьшить сложность и вместе с тем поддержать ребенка с РДВГ в школе:

  1. Расположение ребенка с РДВГ в классе имеет значение. Лучше всего, если он сидит ближе к учителю — так легче поддерживать зрительный контакт и мягко корректировать внимание. Вместе с тем желательно, чтобы ребенок сидел спиной к большинству учеников, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов. Также следует избегать мест возле окна или ярких стен с постерами — все это может мгновенно переключить внимание.
  2. Окружение — тоже инструмент. Полезно, когда рядом с ребенком сидят ученики, демонстрирующие позитивное поведение. Такая модель дает возможность усваивать социальные нормы через наследование. Это же касается и формирования групп для командной работы: правильное окружение может стать тихим, но действенным союзником в обучении.
  3. Ориентир на позитивное поведение. Если реагировать только на негативное поведение, со временем ребенок утверждается во мнении, что быть плохим — это его сущность, и убедить в обратном будет сложно. Поэтому нужно акцентировать внимание на позитивном поведении и хвалить не только за хорошее, а даже за отсутствие плохого. Это не всегда естественная реакция — хвалить не за достижения, а за отсутствие проблем. Поэтому нужно подойти к этому системно и давать регулярный отзыв ребенку: например, в конце каждого урока найти хотя бы одну мелочь, за которую можно его похвалить. Фразы вроде: «Я видела, как тебя отвлекали, но ты очень хорошо держался», «Ты молодец, что сегодня оставался сосредоточенным», «Ты преодолел себя и смог спокойно выстоять в очереди», «Я ценю, что ты дождался своей очереди ответить» создают для ребенка ощущение прогресса и поддержки. Очень важно также поддерживать постоянный контакт с родителями. Если учитель регулярно сообщает, что «день прошел хорошо», это дает возможность родителям строить систему мотивации дома — не через наказание, а через поощрение. Если ребенок видит, что родители и учителя действуют слаженно, это помогает ему осознать, что остаться незамеченным не получится, поэтому единственный выход — пытаться быть хорошим.
  4. Ритуалы и стабильность защищают от сверхстимуляции. Большинство учеников изменение условий или формата урока может мотивировать. А вот для ребенка с РДВГ это — открытые двери к хаосу, чрезмерному возбуждению и потере самоконтроля. Поэтому стоит взвесить за и против «креатива» и помнить, что для некоторых учеников постоянная рутина и предсказуемость важнее. Если изменения неминуемы — лучше заранее предупредить ребенка и дать ему время адаптироваться.
  5. Четкие границы как опора. Ученик с РДВГ часто сам провоцирует изменения — «раскачивает» границы, проверяя все на прочность. Именно поэтому нужно не просто устанавливать правила, а регулярно переподтверждать их неизменность, что дает ощущение «берегов».
  6. Внимание — на опережение. Физическая близость учителя и регулярный зрительный контакт помогают удерживать внимание и регулировать поведение. Ребенок с РДВГ постоянно «считывает», есть ли контакт, заметят ли его — и часто начинает вести себя ярко или дерзко именно тогда, когда внимания не хватает. Поэтому важно «переподтверждать» доступность своего внимания: дать его до того, как ученик начнет вести себя так, что вы будете вынуждены его уделить.
  7. Снижение напряжения через контролируемое движение. В начальной школе детям с РДВГ часто дают специальные подвижные подушки (wobble cushions), дающие возможность безопасно двигаться даже во время сидения, не мешая другим и не испытывая мебель. Также иногда им позволяют держать в руках сенсорную игрушку (fidget toy), которая не издает звуки и не отвлекает других, например кусок специального пластилина Blue Tack, который не пачкает рук. Но стоит отметить: научных доказательств того, что сенсорные игрушки оказывают однозначно положительный эффект, нет.

Фото предоставлено автором

  1. Непринужденная изоляция. Ребенок с РДВГ часто оказывается в центре недоразумений во время перерывов. Чтобы снизить риск конфликтов, целесообразно практиковать мягкую, незаметную изоляцию — не как наказание, а как меру пресечения. Лучше всего это реализуется под видом «ответственного задания»: попросить заточить карандаши, помочь разложить материалы или поддержать младших учеников (под контролем взрослого). Такие задания повышают их обычно низкую самооценку и уверенность в себе.
  2. Микроконтроль. Ученикам с РДВГ сложно самостоятельно организовать работу. Голос учителя для них звучит так же, как в советское время из радиоприемников звучал «Голос Америки». Поэтому инструкции должны быть короткими, четкими, состоять из одного-двух шагов. После каждого этапа — визуальная метка (наклейка, отметка в тетради, короткий комментарий), которая служит «якорем» и помогает держаться в «берегах». Нужно уменьшать количество информации за единицу времени. Также нужно обязательно убеждаться, что предыдущее задание завершено, — и только тогда переходить к новому. Иначе учитель теряет ребенка и должен возвращать его в процесс уже со сбоями.
  3. Выбор без выбора. Чтобы избегать конфронтации, лучше давать «выбор без выбора», что снижает напряжение: «Ты хочешь, чтобы я подержала твой телефон в руках, или положишь его на мой стол, чтобы он находился в безопасности?» вместо «Прекрати…» Это помогает ребенку «сохранить лицо» перед одноклассниками, не нанося вреда самооценке.
  4. Контроль над выкрикиванием. Во избежание постоянного выкрикивания ответов, вместо стандартного приглашения «Кто знает?» можно использовать ответы «хором» или индивидуальные дощечки (whiteboards), очень популярные в британских школах. Это дает ребенку шанс высказаться, но в контролируемой форме.

Фото предоставлено автором

  1. Визуализация сигналов. Имена таких учеников часто звучат на уроке десятки раз, и со временем это воспринимается ими как фоновый шум, а других раздражает и отвлекает. Вместо этого следует использовать четкую, понятную визуальную систему, позволяющую быть в контакте с ребенком без использования голоса, например, жесты («Молодец», «К работе», «Я с тобой», «Предупреждение»), цветные сигналы (например, красная и зеленая карточки) или короткие молчаливые коды.
  2. Сохраняйте внимательность. У таких детей слабое ощущение риска, из-за этого они действуют импульсивно и не просчитывают последствий своих слов или поступков. Поэтому важно быть внимательными к их словам, шуткам или «идеям», которые могут предшествовать опасным ситуациям.

И в завершение. Сосредоточивайтесь на том, что эти дети умеют лучше других, и не теряйте веры в них. Они невероятно смелые, умеют рисковать и реализуют свои идеи без лишних колебаний. Именно поэтому очень высокий процент людей с РДВГ — среди предпринимателей. Возможно, их быстрая реакция и отсутствие страхов поможет им стать спасателями, пожарными или полицейскими. Также эти дети не боятся сцены и излишнего внимания. А еще они часто успешны в том, что нужно делать руками.

Хвалите себя за каждый, даже маленький шаг навстречу такому ребенку. И не теряйте надежды, что наступит время, когда вы будете гордиться тем, что были их учителями.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме