«Ты меня не слышишь!» — сколько раз вы, если вы учитель, говорили эту фразу на уроке одному из своих учеников? Или, возможно, дома своему ребенку? Он крутится, постоянно чем-то щелкает, не способен усидеть на месте, словно под ним пружина. Это может казаться умышленной попыткой вывести вас из себя. Сконцентрировать внимание такого ученика хотя бы на десять минут — это вызов. Все, что не фейерит, — скучно. В то же время то, что выходит за рамки обычного, вызывает невероятное эмоциональное возбуждение, которое сложно унять.
По статистике, в типичном классе таких детей может быть примерно трое, и двое из них, вероятнее всего, мальчики. Первое, что приходит в голову, когда видишь такое поведение, — то, что это последствия невоспитанности, вседозволенности и сознательного стремления подорвать терпение учителя. Но такое поведение, скорее всего, — признак расстройства дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), при котором химические процессы в голове ребенка работают не так, как у большинства. И он не может это «выключить» или «исправить», его поведение — не его выбор, а результат работы мозга, и это останется с ним на всю жизнь. РДВГ имеет как минимум два из трех признаков: импульсивность, дефицит внимания и гиперактивность, которые проявляются постоянно, и в школе, и дома. Расстройство задевает не только учебу — он усложняет повседневную рутину, социальные взаимодействия, построение длительных дружеских связей. И в 65% случаев эти трудности сохраняются и во взрослом возрасте.
Расскажу об опыте Британии, поскольку работаю сейчас в британской школе. Надеюсь, эти советы будут полезными и для учителей, и для родителей школьников с РДВГ.
Прежде всего хочу заметить, что в британских школах информация о психических состояниях, особых образовательных потребностях детей не является тайной для учителей. Даже если выходишь на замену, то вместе с учебными материалами получаешь папку с фотографиями учеников класса, планом их рассадки (с фотографиями) и профайлы детей с перечнем их особых образовательных потребностей: как лучше вести себя с тем или иным ребенком и чего избегать. А если учитель проинформирован, то и действовать обязан профессионально.
Конечно, нет волшебной палочки, которая заставит всех учеников вести себя именно так, как удобно учителю. Но есть ряд практических рекомендаций, которые могут помочь уменьшить сложность и вместе с тем поддержать ребенка с РДВГ в школе:
- Расположение ребенка с РДВГ в классе имеет значение. Лучше всего, если он сидит ближе к учителю — так легче поддерживать зрительный контакт и мягко корректировать внимание. Вместе с тем желательно, чтобы ребенок сидел спиной к большинству учеников, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов. Также следует избегать мест возле окна или ярких стен с постерами — все это может мгновенно переключить внимание.
- Окружение — тоже инструмент. Полезно, когда рядом с ребенком сидят ученики, демонстрирующие позитивное поведение. Такая модель дает возможность усваивать социальные нормы через наследование. Это же касается и формирования групп для командной работы: правильное окружение может стать тихим, но действенным союзником в обучении.
- Ориентир на позитивное поведение. Если реагировать только на негативное поведение, со временем ребенок утверждается во мнении, что быть плохим — это его сущность, и убедить в обратном будет сложно. Поэтому нужно акцентировать внимание на позитивном поведении и хвалить не только за хорошее, а даже за отсутствие плохого. Это не всегда естественная реакция — хвалить не за достижения, а за отсутствие проблем. Поэтому нужно подойти к этому системно и давать регулярный отзыв ребенку: например, в конце каждого урока найти хотя бы одну мелочь, за которую можно его похвалить. Фразы вроде: «Я видела, как тебя отвлекали, но ты очень хорошо держался», «Ты молодец, что сегодня оставался сосредоточенным», «Ты преодолел себя и смог спокойно выстоять в очереди», «Я ценю, что ты дождался своей очереди ответить» создают для ребенка ощущение прогресса и поддержки. Очень важно также поддерживать постоянный контакт с родителями. Если учитель регулярно сообщает, что «день прошел хорошо», это дает возможность родителям строить систему мотивации дома — не через наказание, а через поощрение. Если ребенок видит, что родители и учителя действуют слаженно, это помогает ему осознать, что остаться незамеченным не получится, поэтому единственный выход — пытаться быть хорошим.
- Ритуалы и стабильность защищают от сверхстимуляции. Большинство учеников изменение условий или формата урока может мотивировать. А вот для ребенка с РДВГ это — открытые двери к хаосу, чрезмерному возбуждению и потере самоконтроля. Поэтому стоит взвесить за и против «креатива» и помнить, что для некоторых учеников постоянная рутина и предсказуемость важнее. Если изменения неминуемы — лучше заранее предупредить ребенка и дать ему время адаптироваться.
- Четкие границы как опора. Ученик с РДВГ часто сам провоцирует изменения — «раскачивает» границы, проверяя все на прочность. Именно поэтому нужно не просто устанавливать правила, а регулярно переподтверждать их неизменность, что дает ощущение «берегов».
- Внимание — на опережение. Физическая близость учителя и регулярный зрительный контакт помогают удерживать внимание и регулировать поведение. Ребенок с РДВГ постоянно «считывает», есть ли контакт, заметят ли его — и часто начинает вести себя ярко или дерзко именно тогда, когда внимания не хватает. Поэтому важно «переподтверждать» доступность своего внимания: дать его до того, как ученик начнет вести себя так, что вы будете вынуждены его уделить.
- Снижение напряжения через контролируемое движение. В начальной школе детям с РДВГ часто дают специальные подвижные подушки (wobble cushions), дающие возможность безопасно двигаться даже во время сидения, не мешая другим и не испытывая мебель. Также иногда им позволяют держать в руках сенсорную игрушку (fidget toy), которая не издает звуки и не отвлекает других, например кусок специального пластилина Blue Tack, который не пачкает рук. Но стоит отметить: научных доказательств того, что сенсорные игрушки оказывают однозначно положительный эффект, нет.
- Непринужденная изоляция. Ребенок с РДВГ часто оказывается в центре недоразумений во время перерывов. Чтобы снизить риск конфликтов, целесообразно практиковать мягкую, незаметную изоляцию — не как наказание, а как меру пресечения. Лучше всего это реализуется под видом «ответственного задания»: попросить заточить карандаши, помочь разложить материалы или поддержать младших учеников (под контролем взрослого). Такие задания повышают их обычно низкую самооценку и уверенность в себе.
- Микроконтроль. Ученикам с РДВГ сложно самостоятельно организовать работу. Голос учителя для них звучит так же, как в советское время из радиоприемников звучал «Голос Америки». Поэтому инструкции должны быть короткими, четкими, состоять из одного-двух шагов. После каждого этапа — визуальная метка (наклейка, отметка в тетради, короткий комментарий), которая служит «якорем» и помогает держаться в «берегах». Нужно уменьшать количество информации за единицу времени. Также нужно обязательно убеждаться, что предыдущее задание завершено, — и только тогда переходить к новому. Иначе учитель теряет ребенка и должен возвращать его в процесс уже со сбоями.
- Выбор без выбора. Чтобы избегать конфронтации, лучше давать «выбор без выбора», что снижает напряжение: «Ты хочешь, чтобы я подержала твой телефон в руках, или положишь его на мой стол, чтобы он находился в безопасности?» вместо «Прекрати…» Это помогает ребенку «сохранить лицо» перед одноклассниками, не нанося вреда самооценке.
- Контроль над выкрикиванием. Во избежание постоянного выкрикивания ответов, вместо стандартного приглашения «Кто знает?» можно использовать ответы «хором» или индивидуальные дощечки (whiteboards), очень популярные в британских школах. Это дает ребенку шанс высказаться, но в контролируемой форме.
- Визуализация сигналов. Имена таких учеников часто звучат на уроке десятки раз, и со временем это воспринимается ими как фоновый шум, а других раздражает и отвлекает. Вместо этого следует использовать четкую, понятную визуальную систему, позволяющую быть в контакте с ребенком без использования голоса, например, жесты («Молодец», «К работе», «Я с тобой», «Предупреждение»), цветные сигналы (например, красная и зеленая карточки) или короткие молчаливые коды.
- Сохраняйте внимательность. У таких детей слабое ощущение риска, из-за этого они действуют импульсивно и не просчитывают последствий своих слов или поступков. Поэтому важно быть внимательными к их словам, шуткам или «идеям», которые могут предшествовать опасным ситуациям.
И в завершение. Сосредоточивайтесь на том, что эти дети умеют лучше других, и не теряйте веры в них. Они невероятно смелые, умеют рисковать и реализуют свои идеи без лишних колебаний. Именно поэтому очень высокий процент людей с РДВГ — среди предпринимателей. Возможно, их быстрая реакция и отсутствие страхов поможет им стать спасателями, пожарными или полицейскими. Также эти дети не боятся сцены и излишнего внимания. А еще они часто успешны в том, что нужно делать руками.
Хвалите себя за каждый, даже маленький шаг навстречу такому ребенку. И не теряйте надежды, что наступит время, когда вы будете гордиться тем, что были их учителями.


