Фиксировать, а не жаловаться: как учителя в Британии обмениваются наблюдениями об учениках и что это меняет

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Фиксировать, а не жаловаться: как учителя в Британии обмениваются наблюдениями об учениках и что это меняет © evgenyataman / depositphotos

В школе с ребенком работает много взрослых — учителей, воспитателей, психологов и других специалистов. Каждый из них видит его только в течение часа на уроке. Поэтому часто для понимания его поведения или успешности не хватает контекста: что происходит дома? что изменилось в жизни ребенка за последнее время? какие тревожные сигналы становятся заметными? Если бы все взрослые, работающие с ребенком, могли сложить вместе свои наблюдения — это однозначно пошло бы ему на пользу. В британской системе образования я увидела, как школа может организовать такую систему взаимодействия. В этом тексте — мой опыт того, как работает такая система и что может пригодиться украинским школам.

Когда я работала учительницей в украинских школах, то у меня была привычка, реально портившая мне жизнь. Я эмоциональный человек. И после каждого урока меня просто распирало: хотелось кому-то рассказать, что там произошло. Получился классный урок или мы с детьми нечто глубокое прожили, «слабачок» вдруг показал крутой прогресс или случилось что-то плохое между мной и учеником или между учениками: этим хотелось поделиться и «выпустить пар». Перерывы между уроками — 10–15 минут. Меня еще после предыдущего не отпустило, а уже заходишь в новый класс. Привычка же моя проявлялась в том, что когда я бежала в учительскую менять журнал, то могла встретить любую первую «жертву» и вылить ей на голову жалобы или восхищение. Больше всего не везло классным руководителям «того» ученика. Так пусть, может, с родителями поговорят или еще как-то… «решат»? Разве у них нет на каждого ребенка специальной папки? Что меня останавливало, так это взгляды классных руководителей — безнадежность загнанных лошадей. А я просто кладу на их плечи еще один кирпич или вбиваю еще один гвоздь... Откровенно говоря, я воспринимала эту привычку как собственный непрофессионализм и пыталась удержать все внутри. Но это мне давалось тяжело, поскольку где-то думала о том, что:

Родителям нужен глоток свежего воздуха, которым может быть даже маленький прогресс их ребенка. И, кроме меня, его, может, никто не увидел и не увидит. Родители — мои партнеры, и я должна делать первый шаг, ведь изменить что-то может только школа вместе с семьей.

Любой конфликт с учеником может быть не только у меня, но и у другого учителя. Более опытный учитель уже мог подобрать «ключик» и поделиться со мной.

Мои наблюдения могут быть не «только показалось», а цепочкой в том, что происходит с ребенком. Можно было бы увидеть более широкую картину, если собирать информацию от всех.

За поведением детей может стоять нечто большее, о чем знает только тот, у кого есть контакт с семьей: диагноз, давление ровесников, семейная драма.

Я не хочу потом оправдываться и вспоминать подробности, если конфликт обострится. Память утомляется. А правда часто зависит от того, кто говорит последним.

Каждый ребенок уникален, и его история пишется ежедневно на моих уроках, а не только в грамотах и аттестатах.

Что не говорите, а «учеба — это все об отношениях» (фраза моего британского начальника), которые сшиваются из незаметных посторонним мелочей.

И, наконец, кто-то должен остановить того ученика! Кто этот «кто-то»?

Работа учителем в британском образовании, сейчас в колледже, полностью перевернула представление о моей слабости. Оказывается, наблюдать и фиксировать — это не только преимущество британского учителя, но и обязанность. Ученик приходит с красными глазами и тебе показалось, что это про наркотики, — ты должен об этом написать. Это не приведет ни к чему, но вдруг другой работник заметит то же самое, и служба безопасности сложит пазлы. Но это уже не твое дело. Ученик не остался после урока на разговор? Отказывался выполнять инструкции на уроке? Проявляет неуважение? Оставил класс без разрешения? Имеет низкую посещаемость твоих уроков или систематически опаздывает? У него проблема в семье, о которой ты узнал в разговоре с родителями или с учеником? И у тебя как у учителя есть «обеспокоенность» о его/ее результатах экзаменов, отношений с другими или атмосферы в классе? Ты должен об этом писать. И не чтобы пожаловаться, а чтобы защитить ученика. И себя. И класс.

Твои заметки видят другие учителя, группа поддержки поведения, группа интенсивной поддержки, служба безопасности заведения. Система сама ищет закономерности, определяет, что делать, кого подключить, к каким шагам прибегнуть. Но то другие люди за это получают зарплату. А ты делаешь хорошо свое дело.

«У Марийки отец с мамой в судебном конфликте, не позволяйте отцу встречаться с ребенком, если вдруг придет на территорию колледжа». Под этим сообщением около десятка «Принял во внимание» от других соучастников процесса. «У Матвея вчера умер отец, будьте осторожны, учтите это в работе». «Вчера звонила маме Сергея, она просила держать в курсе об…» «Друг Артема совершил попытку суицида, Артем тяжело это переживает, учтите это в работе». «Общалась с Анютой, она считает, что у нее нет друзей. Организуйте работу на уроке так, чтобы она их нашла». «У меня на уроке Лена была несдержанная…» — «У меня аналогично. Я с ней пообщаюсь…» Поток замечаний не идет сплошным чатом, а сразу отсортирован по ученикам. Ты можешь прочитать тогда, когда есть время.

Все эти короткие отчеты, наблюдения вместе с позитивными откликами автоматически хранятся в профиле ребенка. Там же хранится информация о ментальных состояниях, диагнозах детей, а также дополнительные учебные потребности. Они открыты для ВСЕХ работников заведения, потому что этот вопрос безопасности ребенка. Каждый работник, даже тот, кто не был участником сообщения, может прочитать весь «послужной список» ученика.

По этим отчетам ты видишь не только детей. Ты видишь, как выглядит реальная командная работа учителей и специалистов по поддержке. Кто-то звонит родителям и делится результатами разговора. Кто-то пишет «письма обеспокоенности» и выкладывает в чат ответы от родителей. Кому-то удалось пообщаться с ребенком и найти его «точку боли». Кто-то организовывает помощь семье или закрывает финансовые потребности ученика.

Так распределяются ресурсы. Так рождаются признательность и уважение к коллегам. Так исчезают взаимные обвинения, предубеждение и страх оказаться «наедине» с проблемой.

Еще легче с похвалой. Она сохраняется в профиле ученика, а также автоматически поступает родителям. Маленькое действие, но большой шаг к отношениям доверия.

И здесь кто-то может сказать: «Да это и в Украине есть». Я все больше убеждаюсь: в Украине есть все. И вместе с тем ничего нет. Но «есть» — это когда такая система составляет 99% ежедневной рутинной работы заведения, а не работает на энтузиазме отдельных «одиноких героев» и на личных договоренностях. «Есть» — это когда норма, а не «кому-то повезло с директором».

Еще один возможный аргумент против того, что такое возможно в Украине, — «у нас такого не будет, потому что нужны деньги». Да, программное обеспечение здесь действительно помогает. Но можно начать и без денег.

Например:

  • создайте Google-форму под каждый класс;
  • добавьте выпадающие списки учеников и работников, поле для короткой заметки, даты и время сообщения сохранятся автоматически;
  • создайте QR-код на форму и вклейте его в классный журнал, чтобы всегда был под рукой учителей;
  • организуйте хотя бы классным руководителям доступ к ответам (они уже автоматически собраны в таблицу и дают возможность анализировать ответы по фильтрам). Еще лучше — займите, наконец, школьного психолога аналитической работой.
  • Если все перечисленное знакомо, разработайте классификацию сообщений, чтобы легче их анализировать.

И пусть там тихо пишется история каждого ребенка. Это уже повод для осмысленных разговоров с родителями, способ не «выпускать пар» в учительской и возможность наконец принимать решения не с помощью интуиции, а на основе реальных наблюдений за конкретным ребенком.

А что же эмоции? Эмоции абсорбирует Chat GPT, который из моих «а-а-а» делает аккуратное, официальное, ровное сообщение. И я, наконец, могу просто выдохнуть и спать с легкой душой.

Такое взаимодействие учителей — не о сложных отчетах. Это о ежедневной привычке быть внимательным и делиться — не эмоцией, а информацией. Чтобы учителя не оставались наедине с проблемами. Чтобы родители получали обратную связь не только в критических ситуациях. Чтобы каждый ребенок имел вокруг себя взрослых, которые видят немного дальше своего участка. И действуют не на уровне чувств, а осмысленно вместе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме