На прошлой неделе стартовал новый учебный год, начало которого стало особенно волнующим из-за ежедневных громких заявлений Министерства образования и науки Украины. Внимание общества сконцентрировалось в ожидании принятия нового Закона Украины "Об образовании", и министр образования и науки Украины Лилия Гриневич небезосновательно надеется на одобрительное решение народных депутатов уже в первой половине сентября.
Все заинтересованные имели возможность узнать об ожиданиях Л.Гриневич из ее интервью ZN.UA (№32, 2017 г.). В комментариях министра чувствуется большая тревога по поводу воплощения в жизнь запланированных изменений в образовании. Проведена огромная работа в этом направлении - уже получено значительное финансирование на начало реформы, официально запущен проект "Новая украинская школа" и дано столько публичных обещаний, что ответственность за результат может стать личной для г-жи Гриневич.
Но только ли министр образования и науки должен отвечать за результат образовательных изменений, когда, без преувеличения, не все их желают, и не все готовы к ним?
Знаю точно, что к инициативам министра готовы бенефициары современного образования - нынешние дошкольники, ученики, студенты и их родители, потому что качественные знания и практики являются залогом профессиональности и уверенности в будущей жизни.
Школа компетентностей - вот цель, положенная в основу образовательной реформы. Фактически изменения предполагают упразднение разногласий между нынешними желаниями тех, кто получает образование, и возможностями тех, кто его предоставляет. Последние годы эти две категории существовали в системе компромиссов, удовлетворяя свои интересы репетиторством, факультативными часами, дистанционными лекциями с акцентом на самообразование. И компромисс достиг пика абсурдности - репетиторов по всех предметам нанимают с детского сада, а рост спроса заставляет некоторых родителей переводить детей на дистанционное обучение.
Когда в ФБ увидела огромное количество восторженных отзывов родителей первоклассников о том, что их детки будут учиться по-новому - без оценивания, домашних заданий, с двумя и более учителями и т.п., в какое-то мгновение даже позавидовала, ведь когда мой ребенок учился в начальной школе, стрессов у нас было более чем достаточно. Пытаясь узнать, а что же ожидает среднюю школу в этом учебном году, я на протяжении недели изучала нормативные акты МОН Украины.
По количеству приказов, писем, методических рекомендаций это министерство в лидерах. Так много однообразных документов я еще не изучала. Не остался без моего внимания и новый Закон "Об образовании". Надеюсь, наши законотворцы еще будут дорабатывать его, поскольку закон, который по своему смыслу должен быть чем-то наподобие конституции для образования, в нынешней редакции слишком перегружен, а значит, будет требовать ежегодных изменений и чуть ли не еженедельных подзаконных актов.
Считаю, что образовательную отрасль нужно разгрузить в части подзаконных актов, потому что действующие законы, среди которых "Об образовании", "О дошкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "О высшем образовании" и др., не выполняют свою основную функцию, и все структурные подразделы министерства и учебные заведения живут по приказам, письмам и методическим рекомендациям. Последние и регламентируют ежегодные образовательные программы для учебных заведений, формируют базовые программы и нагрузки, фактически создают реальность работы нынешних школ, лицеев, гимназий и etc. По своей сути методические рекомендации, присланные каждому учебному заведению письмами и утвержденные приказами о доведении к сведению, не носят обязательного характера. Поэтому администрация каждого учебного заведения имеет полное право не применить их, а пользоваться уже привычными, особенно для учителей, правилами. Обязательными к применению являются учебные программы, которые для удобства прописываются по каждому предмету согласно имеющемуся в распоряжении министерства учебнику (а возможно, и наоборот - учебник под программу).
Письмо Министерства образования и науки Украины №1/9-436 от 09.08.2017 г. - вот основной документ, который и вызвал ажиотаж. В методических рекомендациях на этот учебный год начальной школе действительно предлагается отменить домашние задания, ввести вербальное оценивание, работу в группах, привлечение еще одного учителя, заменить час физической культуры другими видами подвижных занятий (хореографией, плаванием и т.п.). В учебных программах 5–11 классов также предлагаются изменения, снимающие чрезмерную нагрузку по математике, а такие предметы, как физика, химия, биология, поэтапно подводятся к упрощенной системе с акцентом на то, что в 10–11 классах эти предметы будут профильными по выбору ученика.
Для понимания процесса внедрения реформы отметим, что методические рекомендации в этом учебном году основываются на учебных программах прошлых лет. Их отличие от предыдущих только в том, что теперь учителям предлагается использовать учебные программы прошлых лет, модернизованные согласно Государственным стандартам базового и полного общего среднего образования, утвержденным в 2011 г., и компетентностный подход в контексте положений "Новой украинской школы".
Подведем черту: новый учебный год по методическим рекомендациям является таким же, как и прошедший, но с большим акцентом на концепцию "Новой украинской школы". Никаких кардинальных изменений не произошло.
Возникает вопрос - а почему же тогда в предыдущие учебные годы в большинстве учебных заведений не было никаких ощутимых изменений в учебных программах?
Замечу, что я не только мама пятиклассника. Вся моя семья - учителя, поэтому образовательную кухню я знаю изнутри. Учебный год каждой школы начинается с педсовета, на котором на обсуждение коллектива предлагаются вопросы о применении ежегодных методических рекомендаций от МОН. Учителя самостоятельно решают, как они будут оценивать отдельные предметы (начальной школы в том числе), будут ли домашние задания и т.п. Поэтому большинства изменений и не ощущают ученики и их родители, которые в основном считают, что именно учителя тормозят процесс реформирования образования.
С другой стороны, так оно и есть. Большая часть педагогических коллективов состоит из учителей старой школы, имеющих солидный педагогический стаж (у некоторых он насчитывает более 30 лет). Наряду с ними в учебных заведениях работают выпускники педагогических вузов, которых учили теории преподаватели, до сих пор считающие образцом педагогики Макаренко. Эти молодые учителя учились у преподавателей, которые ни одного дня не работали в школах, а следовательно, овладевали педагогикой по научным материалам тех, кто учит учить, но при этом не видел за свою жизнь живого ученика. Потом эти молодые учителя приходят в педагогические коллективы и продолжают учиться у опытных, иногда даже слишком, старших коллег. Весь этот процесс происходит под надзором не менее опытных представителей отделов образования, которые до сих пор имеют недюжинные рычаги влияния на каждого учителя, завуча, директора. А теперь добавьте к этому ежегодные методические рекомендации. Кто может лучше знать, как надо учить детей, - МОН или опытные учителя и представители отделов образования?
Это одна сторона сопротивления реформе, но не надо думать, что она имеет какую-то силу. Ведь надо отдать должное г-же Гриневич - она довольно хорошо знает подводные камни старой школы. Именно поэтому реформа и началась в привычной для старой школы форме - методических рекомендаций. Уже несколько лет учителя на каждом педагогическом совете обсуждают целесообразность тех или иных изменений и, сами того не замечая, начали их постепенно воплощать. Как именно? Если с методическими рекомендациями можно поиграть, то с учебными планами все иначе. Старая школа привыкла работать согласно плану по каждому предмету. Заберите у нее программы и учебники - и это станет самой большой трагедией. Самостоятельно составить план занятий, программу, найти информацию и в доступной форме донести ученикам - это для учителей что-то нереальное. Они привыкли иметь под рукой программу и учебник. Хотя каждый год критикуют их за недостатки, особенно опытные учителя, поскольку через их руки прошло много разных программ и учебников. Покритиковав, учителя, особенно опытные, самостоятельно решают, сколько часов и в какой последовательности преподавать темы. Это проявление свободы в перемещении тем и часов учителя расценивают как факт своей большей опытности, по сравнению с работниками МОН, которые, по их мнению, не умеют составлять учебные программы. Так вот г-жа Гриневич в методических рекомендациях позволила в этом году учителям "самостоятельно переносить темы уроков, согласно усвоению учениками учебного материала, определять количество часов на изучение отдельных тем".
Как видим, реформа неспешными шагами воплощается, и к ней, сами того не осознавая, приобщились и родители. В последние годы именно силами родителей совершенствуются классные помещения. Уже давно родительскими взносами охвачены не только ежегодные ремонты, но и обеспечение учебных заведений необходимой для обучения их детей техникой, учебниками, пособиями, тетрадями. Родители и дети уже давно определились, каким должно быть образование. Рост спроса на репетиторство по иностранным языкам, математике, истории, украинскому языку заставляет учителей уделять надлежащее внимание их преподаванию в школах. Родители удовлетворяют все современные потребности своих детей в гаджетах, компьютерных программах, образовательных курсах в Украине и за рубежом. Именно поэтому у нас есть окончательно сформированный запрос общества на образование высокого качества. Именно поэтому образовательная реформа по концепции "Новой украинской школы" преследует цель не навязать что-то новое, чего не знают наши дети, а удовлетворить их потребности и развить то, в чем они нуждаются. Именно это и дает надежду, что образовательная реформа все же состоится в Украине, ведь тот, кто хочет знаний, непременно их получит. Если не в стенах украинских учебных заведений, то вне их.
Концепция "Новой украинской школы" требует расширения помещений для обучения. Что-то плохо представляется, как учительница начальных классов, работая с 30 детками в классной комнате площадью 30 кв м, сможет поделить их на группы, удовлетворяя интересы и умения каждого ребенка отдельно. Учебные заведения обеспечат учебный процесс кадрами в том количестве, при котором детям отводилось бы максимум внимания, но где найти дополнительные помещения для занятий?
В завершение обращу внимание на еще одну проблему. Концепция "Новой украинской школы" направляет нас на воспитание достойного человека мира через его естественные знания и умения, которые будут наиболее полезными в его будущей жизни. Но оценивание знаний за правилами ГИА и ВНО требует наличия именно энциклопедических знаний у детей. Возникает диссонанс в заложенных учебных программах - на уроках учитель должен на протяжении 45 минут воспитывать через знания, которые на выходе должны быть углубленно научными и детализированными. Это еще долго будет поддерживать спрос на самообразование через репетиторство. Нам еще придется привыкнуть, что не все должны получать высшее образование, что технические училища - это не "бурса" для несведущих, а платформа практических навыков, умений и знаний, на которые в нашем обществе уже давно существует спрос. Ведь как трудно сейчас найти высококвалифицированного сантехника, слесаря, швею и др. Мы обесценили диплом высшего образования, уничтожив среднее специальное образование. Но это уже отдельная тема.