САМЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ИНСТИТУТ

Поделиться
Спеша на работу, на ступеньках в одном из переходов столицы встретила знакомого. Он спускался вниз...

Спеша на работу, на ступеньках в одном из переходов столицы встретила знакомого. Он спускался вниз. Чего это ему стоило, выдавало напряжение на его лице. О проблемах инвалидов, о том, что эта категория людей проигнорирована столичной властью даже после так называемой реконструкции Крещатика, писалось не раз. Кстати, в Украине этим вопросом комплексно не занималась ни одна государственная или общественная организация (что в конечном итоге характеризует уровень демократии и зрелости общества). Если прибавить к этому экономическую нестабильность, порождающую как физическое, так и психическое напряжение даже у здоровых людей, то проблема вырисовывается более чем острой. Вселяет оптимизм лишь то, что находятся люди, воспринимающие проблему не жалостливой гримасой на лице, а идеями и действиями, то есть активной позицией. Поводом для этого интервью с академиком Академии педагогических наук профессором Петром Таланчуком послужило известие о создании Института развития человека.

- Петр Михайлович, на сегодня создано немало учебных заведений негосударственной формы собственности. Этим уже никого не удивишь. Но в вашем случае удивляет уже замысел - помочь в наших трудных условиях реализоваться и реабилитироваться людям с физическими недостатками. Как родилась эта благородная идея?

- Так случилось, что я всю свою жизнь связал с образованием. И, конечно, хорошо знаю его достижения и упущения. Потому у меня сначала возникла идея создания института рыночной инженерии, поскольку это направление мне хорошо известно. Но, к сожалению, все натолкнулось на банальную, но такую типичную для стран «зародышной» демократии, причину: частая смена руководства в верхних эшелонах власти начисто отметала договоренности как юридического, так и фактического характера. Пришлось переключиться на другие проблемы. И вот при поддержке определенного круга единомышленников родилась новая идея. В принципе, она не нова, ведь Центр развития человека, созданный при КПИ несколько лет тому назад, начал свою жизнь и благодаря моей поддержке. На этот раз замысел возник благодаря, как говорится, инициативе снизу: обратилась облгосадминистрация Кировоградской области с просьбой организовать обучение для инвалидов, вернее, создать учебный центр или заведение для такой группы людей. Но поскольку я привык мыслить логически и практически, то попросил время для раздумий. А потом предложил несколько иной взгляд на эту проблему...

«Гора и Магомет» - движение двустороннее

- То есть из класса, как говорится, родился институт. Какие же особенности нового учебного заведения?

- По замыслу он должен быть классическим университетом III-IV уровня аккредитации с сетью ученых советов, защитой научных работ и т.д. Первая особенность: выравнивание той несправедливости в расположении учебных заведений, сложившейся еще в советские времена, когда престижным специальностям обучались только в Киеве или иных больших вузовских центрах. В создание нашего института мы заложили центрально-региональную структуру, по которой в Киеве будет центральный учебный центр, а в регионах - отделения. Сегодня уже никто не может отрицать, что в Киеве можно создать кафедру любого профиля. Но никто также не сказал, что без соответствующей кафедры нельзя готовить международников, например, в Полтаве. Итак, объединив усилия нужных преподавателей в Киеве с желающими получить профессию в Полтаве, можно получить хороший результат: человек будет учиться там, где ему удобно, и получит нужную ему специальность. А сделать это можно при помощи дистанционного обучения.

- Как же все это будет выглядеть на практике?

- Очень просто. Преподаватель будет ехать из Киева в какой-то регион на определенный период: читать лекции, проводить лабораторные или практические занятия, принимать зачеты, экзамены. Параллельно могут работать другие преподаватели по своим программам... Когда начинают сомневаться в такой системе, то я всегда как пример привожу Королевский колледж в Великобритании, где я имел счастье побывать. Там 60% преподавателей приглашаются из других стран. Вот и мы, имея высокопрофессиональные кафедры, можем во время сессий «высаживать» в регионах профессорские «десанты». Эту систему обучения мы называем блочной, поскольку один курс сменяет другой и таким образом оказываются разноплановые образовательные услуги на местах - в регионах.

- Это очень интересный и, можно сказать, новый для нашей системы образования подход. Но ведь у нас в свое время неплохо функционировала заочная форма обучения. Ваш метод напоминает ее, только тут, как говорят, гора идет к Магомету...

- Это - с какой стороны посмотреть... Значительное количество студентов, двигающееся на время сессии в Киев, скорее напоминает «гору», чем один профессор, едущий читать лекции в Ривне или Сумы. Но не в этом дело. Заочная форма обучения, за которую вы ратуете, тоже имеет право на существование, хотя в последние годы она начала разрушаться и будущее ее пока не определено. За примером обращусь вновь в другие страны. В США эта форма обучения - на достаточно высоком уровне и постоянно совершенствуется. Там, в частности, профессор читает лекции по телевидению или радио, и студент имеет возможность тут же по телефону задать вопрос. Мы тоже в перспективе планируем создать технологии обучения (как заочную, так и дистанционную) на современной методологической основе с использованием самых новых способов коммуникации - телевидения, электронной почты, Интернета... Мы уже сейчас встречаемся с соответствующими специалистами для того, чтобы возобновить телевизионные учебные программы, создать аудио- и видеокартотеку, библиотеку, использовать ту же электронную почту, Интернет...

Латаем...

учебные «дыры»

- Считаю, теперь мы можем перейти к сути учебного процесса. И здесь вам придется, наверное, нелегко, ведь немало наших негосударственных учебных заведений уже имеют достаточно высокий рейтинг образовательных услуг...

- Действительно. Но мы никому дорогу не переходим, а принимать участие в здоровой конкуренции мы готовы. И это - наша вторая особенность. Мы предлагаем нашим студентам очень широкий спектр услуг - 32 направления по 75 специальностям. Кроме того, мы заинтересовали регионы еще и тем, что предлагаем обучать людей в зависимости от потребностей развивающейся там инфраструктуры. В то же время мы смотрим: в состоянии ли имеющиеся там учебные заведения удовлетворить спрос. Таким образом, когда одна сеть (потребности) накладывается на другую (возможности), обнаруживается куча «дыр», то есть неудовлетворенных потребностей. Мы их можем ликвидировать. И еще: имеется целый ряд специальностей, которые нынешняя система образования не разрешит регионам. Почему? Потому что там нет нужных высококвалифицированных кадров. Ну, и наконец, мы по-настоящему обратили внимание на инвалидов. Раньше, как правило, такие люди получали общее среднее образование и какую-нибудь рабочую профессию. Центр развития человека, о котором я уже упоминал, подготовил за годы своего существования и трудоустроил свыше 800 таких специалистов. Лишь единицы из числа инвалидов «прорывались» в гуманитарную сферу, становясь, скажем, юристами, но большинство, как правило, оставались и остаются безработными... Да и наш менталитет украинца, к сожалению, таков: калека, мол, и этим все сказано... Кстати, менталитет высокоразвитых стран в этом плане существенно отличается от нашего. Но возвратимся к специальностям. Во-первых, мы существенно расширили их спектр, приспособив к потребностям рыночной экономики и людей с ограниченными физическими возможностями (так, кстати, их называют за границей). А это значит, что мы имеем целый ряд профессий, которые позволяют человеку, лишенному подвижности, трудиться дома. Более того, в структуре института мы предвидим службу социальной защиты. Наше законодательство обязывает выделять определенное количество мест для инвалидов, но оно почти не выполняется. Мы же будем готовить юристов, защищающих права и интересы этой части населения. Мы также будем создавать собственные предприятия в рамках института, возрождать общества слепых, глухонемых, а значит, работать с ними, готовя специалистов.

- Вот слушаю вас и думаю: осознаете ли вы до конца - какую огромную и многогранную по своей сложности проблематику взяли под свою ответственность? Ведь это не только учеба, это постоянная забота - и физическая, и психологическая - об этих людях. Даже такая, казалось бы, мелочь, как транспортирование к месту обучения или обеспечение специальной литературой тех, кто, например, лишен зрения. Тот же вход в административный центр вашего вуза или подъем в ваш кабинет не предусмотрен пока что для инвалидов...

- Это только в сказке все делается «за одну ночь». Будем постепенно наращивать наши возможности. Например, планируем проводить научно-методические исследования, разработки, связанные с заказами отдельных производств, фирм, организаций, и опять-таки с учетом нашей специфики. Ведь для реабилитации и реализации возможностей инвалидов большое значение имеет инженерное обеспечение, а это значит - создание новейших приборов и приспособлений для коррекции зрения, слуха, рук, ног... То есть, это целая индустрия помощи. Я недавно встречался с группой людей, имеющих поврежденный слух. Какие красивые, просветленные лица я увидел! Сколько огня в глазах, доброты в душах! Они хотят не просто жить, а жить активно, полноценно - учиться, работать, заниматься спортом, наукой. А вообще-то я лично знаю немало людей с физическими отклонениями - трудолюбивых, умных, талантливых. И все они мне всегда говорят: мы не хотим получать эту унизительную пенсию, хотим посильно работать и получать зарплату. А что для этого нужно? Специальность, и не какую-нибудь, а то, что человек может и хочет исполнять.

Люди разные,

а «диагноз» один

- Слышала, что ваш вуз имеет интерес и к такой неоднозначной части населения как заключенные...

- Да, мы взялись за эту трудную проблему, которой до нас практически никто не занимался... Украина хочет быть демократичной, хочет придерживаться прав человека, интегрироваться в Европу. Это хорошо. Но одного хотения мало, нужны усилия, действия для исполнения взятых обязательств. К большому сожалению, часть нашего общества, какими есть заключенные, находится в специфической ситуации. Конечно, я имею в виду тех, чья вина не измеряется загубленной человеческой жизнью или другими патологическими пороками. С одной стороны, эти люди совершили преступление и должны нести наказание. С другой - они ведь заложники собственной беды: характера, стечения обстоятельств... Скажем, водитель сбивает человека, парнишка втягивается в случайную компанию и становится соучастником кражи или хулиганского поступка - и все они предстают перед судом. Перед таким человеком стоит выбор: или он станет на путь новой жизни, или поплывет по течению, пройдя, как говорится, тюремные «университеты»...

- Хотите предложить им учебу в вашем институте?..

- Почему бы и нет. В Украине сегодня около 240 тысяч заключенных, из которых около 60 тысяч имеют срок от 5 до 15 лет. Наша Конституция дает им право на образование. И те люди, которые уразумели свою вину и желают исправить свое положение, то есть хорошо работают, учатся, стараясь выйти из порочного круга, имеют возможность это сделать. И тогда специальная комиссия может пересмотреть решение суда и освободить человека досрочно. Я уже побывал по этому поводу у руководства недавно созданного Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний при Кабинете министров. Его возглавляет Иван Васильевич Штанько - человек мудрый, порядочный, искренний. Он заинтересовался нашим предложением и готов к сотрудничеству. Но этим не оканчивается сфера нашей деятельности. К работе мы приглашаем и военных. Вы можете спросить: а что общего между этими тремя категориями людей? А то, что и инвалиды, и заключенные, и военные не имеют возможности ходить в какие-то интегрированные центры обучения. Потому возникает необходимость в развитии, разработке, наполнении именно дистанционного и заочного обучения.

- Ваш институт будет нацелен только на эти категории населения? Тогда мне он представляется, мягко говоря, островом, от которого отделилось общество... Кстати, владеете ли вы достоверной статистикой по инвалидности в нашей стране?

- У нас будут учиться все желающие. Мы - учебное заведение, а не специализированное товарищество закрытого типа. Выделение этих людей в какую-то «касту» - обидное для всех сторон. Нигде в мире, имею в виду высокоразвитые страны, инвалиды не учатся отдельно, просто для них созданы соответствующие условия. А что касается статистики, то она у нас практически отсутствует. Ведь в нашем случае надо знать не только количество инвалидов, но и профили заболеваний, их сложность и т.п. Кстати, одним из направлений нашей деятельности, вернее, научных исследований, будет и этот вопрос. Надеюсь, что Министерство статистики нам в этом поможет. К слову, Великобритания признана в мире как страна, где более всего заботятся об инвалидах. Там отработана вся связанная с этой категорией людей проблематика. У них 11% инвалидов, у нас осторожно называется цифра 13, то есть более 6 млн. Но это неправда, прибавьте к этой цифре потерпевших от чернобыльской катастрофы - и все станет понятным...

Ситуация - пиковая и... пикантная?

- Но... наилучший замысел, особенно в наше время, не может быть осуществлен без денег. Они начинаются с аренды помещений и кончаются оплатой студентов и зарплатой преподавателей. На чью помощь вы рассчитываете как негосударственный вуз и откуда пришел к вам, так сказать, стартовый капитал?

- Конечно, эту проблему решить нелегко. Но, взяв за основу нашей структуры, как я уже говорил, региональный принцип, мы с самого начала ее облегчили. Вот, к примеру, начнем с помещений. Все мы живем в одном государстве и все для него работаем в просвещении, потому обратились за помощью к Министерству образования. Благодаря министру оно откликнулось на нашу идею с пониманием. Нам разрешен набор студентов с будущим лицензированием вуза. С разрешения ректора Национального технического университета «КПИ» Михаила Згуровского нам выделена под аренду соответствующая площадь. На первых порах нам ее достаточно для размещения управленческого аппарата. С учебными помещениями тоже особенных проблем не будет, поскольку региональный принцип разрешает нам пользоваться помещениями там, где будет расположена соответствующая профильная кафедра. Суть его распространяется и на Киев. В работе с другими вузами мы будем также ориентироваться на, если можно так сказать, учебный бартер. Скажем, у нас имеется хороший компьютерный класс, который можем предложить для пользования заинтересованному вузу, выделяющему нам аудиторию для чтения лекций. Ведем также переговоры с госадминистрацией Киева о том, чтобы в будущем иметь свое помещение. Что касается кадров: мы будем работать и по контракту, и приглашать специалистов из других госучреждений, где, как говорится, докторам наук тесно и они хотели бы более широко себя реализовать.

Преподавателям мы даем полную свободу: выдумывайте, делайте, как вам хочется, но планка знаний должна быть выше государственных стандартов или на уровне, но ни в коем случае не ниже. За это они будут получать соответствующую зарплату - в два, два с половиной раза больше, чем в государственных вузах.

- Ну, вот мы уже очень близко подошли к деньгам... Известно, что зарплата преподавателей прямо пропорционально зависит от набора студентов, ведь обучение в негосударственном вузе, что естественно, платное. В то же время специфика вашего вуза ставит его учредителей в некую пикантную ситуацию - надо брать деньги с инвалидов... Я не уверена, что у нас наберется достаточное количество таких богатых людей. Да и имидж вашего учебного заведения, наверное, должен быть таков, чтобы вас не обвинили в благородстве, купленном за деньги... А это уже ситуация - пиковая...

- Вы, наверное, забыли, что в нашем вузе будут учиться не только люди с ограниченными физическими возможностями. В теперешнем наборе они будут составлять не более 50%, а в будущем и того меньше. По подсчетам этот процент не будет превышать 13 - соответственно общей численности инвалидов в стране. Это, во-первых. Во-вторых, среди этих людей, как и среди других, есть богатые и бедные. И есть родители, родственники, желающие и могущие заплатить за обучение своих детей. Но мы в своей работе ориентируемся не на это. Имеем договоренность с Фондом социальной защиты инвалидов, который уже теперь немного помог нам средствами на реализацию рекламы и работу приемной комиссии. Нам уже много помогли Украинский союз инвалидов, обещал поддержку Фонд развития человека, в перспективе будем сотрудничать с Фондом занятости. Учредителями нашего вуза стали более двадцати частных лиц. Закончив набор и сформировав полностью структуру - будем проводить перерегистрацию, а значит, привлекать новых учредителей - как юридических, так и физических лиц, согласных внести солидные суммы в наше дело...

- А теперь конкретно: сколько вы набрали студентов и какой будет плата за обучение?

- Но сначала окончим наш разговор о финансировании обучения инвалидов. Все эти государственные и общественные организации, которые я перечислил, как раз и будут оплачивать обучение тех студентов, которые не имеют возможности это сделать сами. Но подход к этому будет дифференцирован: одни - имущие - будут платить полную сумму, другие - пусть 50%, еще другие - учиться бесплатно. Именно потому мы привлекаем для работы региональные фонды защиты инвалидов. Например, в Кировоградской области набрали для учебы более 80 человек и местный фонд согласен оплатить 50% нужной суммы за обучение. Киев тоже обещает оплатить учебу нескольким десяткам человек. По такому принципу договариваемся и с другими регионами. На сегодня уже набрали более 250 студентов. Оплата за обучение в каждом регионе разная, в Киеве эта сумма будет составлять 490 долларов за семестр. Кстати, это самая низкая цена среди негосударственных учебных заведений.

- Итак, вы готовы уже с октября начать учебу?

- Полностью. Документация готова, учебный процесс обеспечен. А уровень знаний мы в состоянии дать высокий и надеемся выиграть в этом плане в доброй конкуренции с другими вузами.

- Тогда - в добрый путь!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме