Емельян Сухолиткий |
В сфере образования Украина сотрудничает сейчас более чем со 100 странами. Причем Министерство образования и науки (МОН) имеет не только межправительственные, но и межведомственные соглашения с соответствующими учреждениями других стран. Действуют также 15 межправительственных соглашений о признании и эквивалентности документов об образовании, ученых званий и научных степеней, позволяющих нашим студентам, научно-педагогическим работникам продлевать обучение, получать дипломы, проводить научные исследования, трудоустраиваться за границей.
В последнее время значительно возросли и масштабы сотрудничества с международными организациями, фондами, программами и проектами. Среди них много американских, предоставляющих нашим старшеклассникам, студентам, аспирантам, научным работникам возможность учиться за счет государственных стипендий США. Очень мощной является также немецкая служба академических обменов (ДАД), ежегодно выделяющая 730 стипендий для наших граждан. Соответственно Украина по постановлению правительства, начиная с 1993 года, имеет право выделять ежегодно 1000 государственных стипендий для иностранцев. Ими, конечно, в первую очередь пользуются представители украинской диаспоры за границей.
Возрос контингент иностранных студентов, получающих образование в Украине, — сейчас их 20 тысяч. Важным показателем популярности Украины среди иностранных студентов является и количество высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации, налаживающих прямые связи с зарубежными вузами. Практически все 315 украинских высших учебных заведений используют эту возможность. Да и не только университеты, академии, институты. Такие связи налаживают техникумы и колледжи, училища и школы.
Конечно, в сфере международного сотрудничества есть немало и «подводных рифов». О них мы и ведем разговор с начальником департамента международного сотрудничества МОН Украины Емельяном СУХОЛИТКИМ.
— Емельян Степанович, давайте начнем с обучения по обмену, то есть за счет государств, заключающих между собою соответствующие соглашения. Меня интересует, в частности, обеспечение государственными стипендиями. Ведь наши стипендии для иностранцев, мягко говоря, очень отличаются от их.
— Действительно, наша стипендия очень маленькая, пожалуй, наименьшая в мире. Смешно сказать, что 34 гривни! У нас уже было немало прецедентов по этому поводу, но один запомнился более всего. Приехал к нам учиться в лингвистический университет гражданин Албании. Он из бедной семьи, в которой одиннадцать детей, да еще и на содержании одной матери... Ну как этот юноша может прожить за те 34 гривни? Ректор мог, конечно, раз или дважды выписать ему какую-то помощь, но ведь она тоже не может быть систематической, поскольку руководитель вуза действует в рамках действующего законодательства... Такая ситуация не прибавляет позитива к имиджу нашего государства и образования, в частности. Ведь, скажем, в Польше, Чехии, Словакии наши студенты получают 100—120 долларов ежемесячно, румыны платят 50. Поэтому наша стипендия вызывает у них, мягко говоря, удивление. Эти страны отказались от наших стипендий и платят своим студентам сами — в посольствах они получают около 80—100 долларов каждый...
— А как мы на это реагируем?
— Наше министерство уже подготовило проект постановления Кабинета министров относительно увеличения стипендиального обеспечения иностранного студента, который учится по международным соглашениям и, соответственно, за государственную стипендию.
Она должна быть в семь раз выше стипендии украинского студента. Кроме того, поднимаем вопрос о том, чтобы доплачивать нашим студентам, которые учатся за границей, поскольку названные страны уже отказались выплачивать им стипендии и оставили только обязательство бесплатно учить и содержать в общежитиях. По примеру наших партнеров мы обратились в украинские посольства за границей, но МИД отказало. Дескать, в их бюджете такие затраты не предусмотрены. Поэтому наши студенты, чтобы себя содержать, вынуждены работать. Но всем же известно, что за границей не так легко найти работу...
Хотя есть и хороший пример. Скажем, Германия, где учатся 175 тысяч иностранцев и которая поставила перед собой цель в ближайшие два года эту цифру удвоить, где свои и иностранные студенты учатся бесплатно, не только позволяет последним работать, но и всячески содействует этому. Более того, выпускники могут оставаться еще минимум на 2—3 года и работать. Германия смотрит на это как на привлечение в свою страну высококвалифицированных кадров, а проще говоря, как на «кражу голов» для своей экономики...
— А разве есть такие страны, где иностранным студентам работать не разрешается?
— Именно мы и живем в такой стране. По действующему законодательству у нас иностранный студент не имеет права работать, а по истечении срока обучения мы просим его немедленно оставить пределы нашего государства.
— Почему?
— Потому что кое-кто ставит вопрос таким образом: выпускник, дескать, может заняться торговлей или стать нелегальным мигрантом, или содействовать ухудшению криминогенной обстановки... Когда-то, как вы знаете, мы видели в каждом иностранце шпиона, теперь — нелегального мигранта или террориста. Конечно, можно понять и наши правоохранительные органы, особенно после событий 11 сентября. Учитывать нужно и географическое положение Украины, где перекрещиваются дороги Востока—Запада. Но это же не означает, что нужно строить свою международную политику на сплошном подозрении.
— Очевидно, есть и другие проблемы, так сказать, не глобального характера?
— Конечно. Это прежде всего то, что мы принимаем на обучение иностранных граждан практически заочно. Развитые страны, имея соответствующие средства, содержат за границей постоянно действующие пункты, в особенности там, где есть перманентные «поставщики» студентов. Там с ними проводят не только информационную, но и селекционную работу, то есть происходит отбор кандидатов. Мы тоже стараемся так делать, но пока что у нас этот процесс происходит, так сказать, наскоком. Собираются несколько ректоров и едут, скажем, в Сирию. Но, согласитесь, что можно сделать за два-три дня? Наши посольства за границей также не имеют возможности заниматься этой работой, так как они малочисленные по своему составу. Следовательно, мы практически присылаем пригласительный билет неизвестным лицам, таким образом получая, как говорят, «кота в мешке»...
— Не потому ли бывают случаи, когда к нам иногда приезжают иностранцы, преследующие совсем иные цели?
— К сожалению, да. Но есть и другая сторона этого дела. Наши пограничники, встретив очередную группу граждан из Афганистана, говорят нам: разве это студенты? Посмотрите на их вид — все с бородами. А это, оказывается, дань традициям, ибо во времена талибов каждый мужчина — молодой или старый — должен был носить бороду, иначе его ждала тюрьма. Это уже сейчас им позволили бриться... Ну, и представьте себе, что этот — «с бородой» — все-таки будущий студент, он заплатил в нашем консульстве за визу, потом за билет. И прилетает в Киев или другой город, а оттуда его отправляют обратно. Какое впечатление складывается у иностранцев о нашем государстве? То есть, существует немало проблем и в нормативной базе, и во взаимодействии правоохранительных органов и нашего министерства как координатора по обучению иностранных студентов в Украине.
— И каковы перспективы исправления положения?
— Мы уже создали межведомственную комиссию, куда входят представители правоохранительных органов и МИДа, других заинтересованных министерств и ведомств во главе с МОН. Сейчас вырабатываем общую тактику и стратегию и по этим вопросам. Ведь мы все работаем на одну цель: иметь как можно больше иностранных студентов. Это не только престиж нашего образования — государства в целом. Кроме того, еще и немалые средства. Вот вам простая арифметика. Один иностранный студент за год обучения на подготовительном отделении по соответствующему постановлению Кабмина должен платить не менее 1000 долларов. На основном курсе — не менее 1500, в аспирантуре — не менее 2500, за стажировку — 300 долларов в месяц. Но ведь в зависимости от популярности высшего учебного заведения, места его нахождения и тому подобное эта сумма может быть и в несколько раз больше. Некоторые вузы получают от одного студента по 4000 долларов в год. На платной основе в Украине сейчас учатся около 18 тысяч иностранных студентов. Некоторые наши высшие учебные заведения за средства, которые они платят за обучение, сделали замечательные евроремонты учебных корпусов, общежитий, закупили оснащение и оборудование, своевременно выплачивают зарплаты и стипендии. По подсчетам специалистов одного из таких вузов, Украина, обучая иностранных студентов, сейчас получает в бюджет около 80 миллионов долларов.
— Больше всего иностранцев, наверное, учится в столице?
— Больше всего — в Харькове — 4500, в Киеве — 4100. Преобладают у нас китайские студенты, европейцы в Украине учатся в основном по эквивалентному обмену. Количество желающих у нас учиться ежегодно увеличивается. Только в 2001 году в консульских учреждениях Украины за границей получено 6 тысяч виз для въезда в нашу страну. Если и дальше будет идти такими темпами, то через шесть лет будем иметь около 40 тысяч иностранных студентов. Правда, шесть тысяч виз еще не означает, что все, кто их получил, приедут в Украину. Причины разные — и субъективные, и объективные. Скажем, уезжая в Украину, можно остаться в Москве, ведь не во всех странах у нашего государства есть посольства. И тогда некоторым иностранным гражданам приходится ехать за визой в другую страну. Например, граждане Шри-Ланки получают ее в Индии, а это — немалые деньги. Поэтому многие пользуются, к сожалению, услугами российских посольств...
— Какие еще преграды стоят на пути увеличения количества иностранных студентов в Украине?
— Скажем, в Германии, с которой мы сотрудничаем уже многие годы, действует правило, так сказать, с односторонним движением. Они называют четыре причины такого явления. Это — последствия чернобыльской катастрофы, недостаток информации об Украине и ее системе образования, затягивание, а проще — волокиту с оформлением документов о въезде и языке обучения.
— А почему язык? Их не устраивает украинский?
— Дело даже не в этом: большинство немцев — кто хуже, кто лучше — владеют русским. Следовательно, уезжая на обучение, они должны у нас овладеть еще и украинским, который, по утверждению иностранцев, сложнее в общении, нежели русский. А у нас на подготовительных отделениях около 90% абитуриентов учатся на украинском. То есть в этом вопросе нужно быть более гибкими и идти навстречу заказчику, который платит. Хотя многие иностранцы, обучаясь у нас шесть лет, считают необходимым и престижным выучить язык государства, где они жили.
— И что мы должны делать, чтобы этот престиж в дальнейшем возрастал?
— Об увеличении количества студентов мы уже говорили. Но нужно еще и создавать культурно-просветительные центры за границей, разнообразные филиалы и тому подобное. Скажем, как это делает Венгрия, имеющая во многих странах институты имени Шандора Петефи. Или Россия, только в Севастополе создавшая шесть филиалов своих учебных заведений. Нам такой экспансии тоже надо учиться. А мы иногда даже то, что имеем, не способны содержать, вернее, относимся к этому не по государственному.
— Мечта многих наших студентов — учиться за границей. Что для этого нужно?
— Во-первых, совершенное знание иностранного языка, на котором будет учиться студент, а также владение иностранной терминологией избранной специальности. Дальше — студент, который, скажем, проучился в нашем вузе 2—3 года, должен принять участие в конкурсе по какой-то из предлагаемых зарубежных программ. Если он добывает в борьбе себе место — получает государственную стипендию той страны и учится соответствующий срок. Как правило, это шесть месяцев или год. Потом возвращается в свое учебное заведение и прибавляет ту разницу предметов, которые он там не изучал. Этого может и не быть, если учебные программы нашего и зарубежного вузов идентичны. Если же эту разницу ему тяжело будет осилить, он может повторить пройденный однокурсниками курс. Это — относительно обучения по обмену.
— Бывают ли случаи, когда наш студент заканчивает обучение за границей?
— Бывают и немало. По тому же обмену он может поехать учиться на последний курс за границу, сложив соответствующие кредиты, то есть разницу в дисциплинах. А по окончании — получить диплом зарубежного вуза. Другое дело, будет ли он признан в Украине? Но, исходя из того, что ежегодно у нас растет количество выпускников — граждан Украины, закончивших зарубежные вузы, их документы об образовании, как правило, признаются. Даже если между Украиной и государством, где учился наш студент, еще нет соглашения о признании и эквивалентности документов об образовании, то и здесь есть выход. В Министерстве образования и науки создано подразделение, которое нострифицирует дипломы, выданные за границей. То есть, работники этого подразделения занимаются, скажем так, приравниванием зарубежных дипломов к нашим. Например, выпускник получил диплом магистра права в Варшавском университете. Он приходит к нам, пишет заявление, прилагает необходимые документы и спустя некоторое время получает подтверждение о том, что его зарубежный диплом соответствует нашему. Или — не соответствует.
— Бывает и такое?
— Бывает. Для того чтобы он соответствовал, нужно, чтобы минимум 75 процентов учебных программ, как говорят, совпало.
— Каких специалистов принимают за границей с, как говорят, открытыми объятиями?
— Ценятся программисты. Их сейчас очень много принимает (и готова принять еще больше) Германия. Почему так? У них был такой период, как сейчас у нас, когда все хотят стать юристами, экономистами, менеджерами... Поэтому и мы можем в недалеком будущем оказаться перед проблемой, когда в Украине не будет хватать каких-то специалистов.