РЕКТОР НА ЛОБНОМ МЕСТЕ

1 сентября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 1 сентября-8 сентября

Образование есть то, что остается после того, когда все выученное забыто. Д.ГРАНИН За упокой, но нез...

Образование есть то, что остается после того, когда все выученное забыто.

Д.ГРАНИН

За упокой, но незаметно

Государственной высшей школы в том виде, в каком ее знали люди старшего и среднего поколения, уже нет, хотя некоторые островки старого еще пытаются прикрываться лоском «традиционно сильной советской системы образования». Ректор достославного КГУ, а теперь Киевского национального университета, Виктор Скопенко рассказал, что на традиционных факультетах - физмате, радиофизическом, биологическом, химическом и т.д. в этом году всего два вступительных экзамена: по украинскому языку и литературе (устно) и по профилю. Виктор Васильевич назвал это упрощением. Я бы назвал несколько иначе: отмиранием старого. Ведь если не идет абитуриент на факультет, так ты ему хоть совсем экзамены упраздняй, он не пойдет. Но разве нам не нужны биологи с химиками, а тем более физики с радиоэлектронщиками? Только подход к их обучению нужен другой. А социальный заказ - куда он, миленький, денется,- появится...

Статистика говорит, что сегодня в Украине количество государственных и частных вузов не только уравнялось, но последних стало больше. Если государственных насчитывается около 200, то частных - на несколько десятков больше. Впрочем, по новым правилам лицензирования, Минобразование определило 109 институтов, основанных на негосударственной форме собственности. Остальным же частично или полностью отказано.

Если так пойдет и дальше, то не за горами то время, когда мы достигнем пропорций самых развитых стран. Скажем, в Японии из 446 вузов только 96 являются государственными. И вот что удивительно, а тем более для недоверчивого нашего чиновника: 80-процентная доля частного высшего образования этой страны не мешает совершенной и оптимальной системе образования.

У нас пока между соперницами ведутся бои в основном локального характера. Можно сравнить оружие той и другой. Если государственная школа по-прежнему стремится к «накопляемости знаний», то вторая, лучше понимая, что в современном море знаний и информации очень легко захлебнуться и раствориться, ратует за «просеивание» знаний: «делать готового к жизни молодого интеллектуала, а профессиональные навыки он быстро наберет».

Не могу удержаться, чтобы не дать некоторые характеристики соперниц. Государственная высшая школа движется на своей дистанции, словно прыгун в мешке: сделал прыжок - и застыл на месте в ожидании экономической ли помощи, методических ли документов, вышестоящих ли указаний. Когда следующий прыжок? Альтернативная ей школа, да, платная, но, будем считать, вольна распоряжаться своими финансами и в этом свободна. Свободна от духа воинствующей государственности, от уравниловки, от унижения достоинств учителя и ученика. И не вина ее, а беда, что на этом пути к свободе встречается больше шипов, нежели роз.

Тому, что частная школа, впрочем, как и все новое в Украине, так медленно пробивает себе путь, много причин. Однако ректор Международного института управления, бизнеса и права, Федор Поддубный считает, что одной из главных причин является даже не чиновничий произвол, а... наша жалость.

- Многим действительно до слез жалко расставаться со старой системой, - говорит Федор Иванович. - Хороша ведь страдница! Нам жалко людей, олицетворяющих ту старую систему. Да, Иван Петрович читал марксистско-ленинскую философию, зато как блестяще! Но при этом мы не жалеем людей, которым жить и действовать в ином временном измерении, в условиях уже не железного занавеса, а полной открытости миру.

Конечно, если исходить из позиций цивилизованности, то образование, в собственно государственном или же частном обличье, - дело государственное. Но почему у нас тот же процесс лицензирования по-прежнему напоминает суд тяжкий, меч карающий, но не спокойный и деловой анализ, не признание истинных заслуг, не уровень выпускника? Приватный Донецкий открытый университет лишился лицензии (новой уже) Минобразования. Думаете, вменяется ему в вину слабая подготовка специалистов, низкая квалификация преподавателей? Ничуть не бывал! Прием большего, чем допускалось, количества студентов (неблагодарная задача - устанавливать планку образованности), обучение по нелицензированным специальностям (одному Богу известно, какие специалисты прежде всего нужны нашей державе) и по несогласованным в Минобразовании учебным планам. Так что, согласно министерского циркуляра, вуз прихлопнуть, студентов и их наставников разогнать!

Никто не собирался заострять проблему на пустом месте, как любят говорить наши чиновники. Точно так же понятно, что истинно новое должно быть выстрадано, отшлифовано от многократных соприкосновений со старым. Остается же воскликнуть как в том анекдоте: но не до такой же степени!

Ректор еще одного частного вуза - Одесского института управления - Виктор Небабин со счета сбился, перечисляя основные претензии к государственной политике по отношению к высшей альтернативной школе. В частности, не выполняются многие указы Президента Украины, которые имеют прямое или косвенное отношение к делам частной высшей школы. Согласно распоряжения Президента создана Комиссия по вопросам реформирования высшего образования в Украине, но в ее составе вообще отсутствуют представители Антимонопольного комитета, госпредпринимательства, не говоря уже о частных вузах, зато есть сразу два заместителя министра финансов и один представитель Нацбанка.

Решение о выдаче лицензий по-прежнему принимает Межотраслевая аккредитационная комиссия (МАК), хотя, как считает В. Небабин, этот вопрос не входит в ее компетенцию, что подтверждается Минюстом.

- Ни один негосударственный вуз Украины, даже прошедший успешно лицензирование, - рассказывает ректор Одесского института управления, - не имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности, а, в лучшем случае, лишь письменное разрешение Минобразования. Это мотивируется тем, что якобы отсутствуют бланки лицензий. Такое полулегальное состояние делает частные вузы полузащищенными перед контролирующими органами, санкционированными тем же Министерством образования...

Конкуренция пока не на равных. Но тот сильный, кто срывается на окрик или на недозволенные методы,- уже слабый. А тот аргумент, что в частном всякое водится, неубедителен, его можно крыть тем же: в Минобразовании тоже всякие бывают.

Украинский диплом: Европа, Америка, далее- везде...

Эксперт по высшему образованию при правительстве США Джеймс Д.Бенсон побывал в Славянске, в упомянутом нами Международном институте управления, бизнеса и права, и сделал вывод, что это - лучшее учебное заведение Украины, которое титул международного носит отнюдь не зря. Наверное, высокопоставленный американский чиновник все же немного авансировал, но «периферийный» вуз его действительно впечатлил. Уже чисто внешне. Хотя этот внешний эффект, по убеждению ректора МИУБП Федора Поддубного, идет не от собственно эффекта, а от практичности. Классы механических пишущих машин для начинающих, электрических машин с русским, украинским и латинским шрифтами, аудитории с компьютерной техникой, а также прекрасные лингафонные кабинеты. Из разряда новинок - класс ораторского искусства со специальными пятигранными столами, зеркалами, телекамерой, проецирующей на экран изображение говорящего...

- Все это работает на создание модели современного специалиста по бизнесу, - рассказывает Федор Поддубный. - Задача необычайно трудная, но большими усилиями мы ее пытаемся решить. Ведь это, по сути, основа образовательного процесса. Считаю, что основное достоинство нашей модели в ее гибкости. Впрочем, в таком гибком, меняющемся деле, как бизнес, не может быть ничего застывшего, скованного догмами. Поэтому жизнеспособный институт должен быть готовым чутко реагировать на все, даже мельчайшие, изменения в этом мире. И, естественно, вносить коррективы в модель специалиста, корректировать учебный процесс...

В институте анекдотом стал случай со студентом, который перевелся в Славянск из России. Прилежный юноша, считая, что и раньше учился в неплохом частном вузе, прихватил конспекты, в частности, по маркетингу. Но оказалось, что за месяц, пока утрясал парень вопросы по переводу, его конспект безнадежно устарел. Не принимай как догму, курс постоянно меняется - в этом суть системы Поддубного.

Система Поддубного? Не громко ли сказано, тем более, что с официальной точки зрения ректоры частных вузов считаются как бы второсортными, вроде как и руководители, но чего-то такого наполовину узаконенного. Но Федор Иванович, как и во всем, и везде, считает свою систему таковой и смело ее развивает. Чем, естественно, вызывает неописуемое раздражение чиновников, стремящихся его деятельность обуздать. Точнее, привести в норму. Но, как говорят его коллеги, покорись Поддубный - и не будет Славянского института.

Такой штрих. Обучение в МИУБП начинается с класса машинописи и лингафонного кабинета. Студент учится печатать слепым десятипальцевым методом. На механической, затем электрической машинках, а потом на клавиатуре дисплея. Он уже готов для работы на компьтере. Закладываются основы программирования, и вот имеем спеца по этому делу. Кстати, на недавнем соревновании «компьютерщиков» в Киеве среди студентов многих государственных и частных вузов воспитанники Поддубного победили.

Машинопись упомянута не случайно. Она показывает, что в Славянске студента учат работать целенаправленно, точно, внимательно, сосредоточенно. Все эти качества просто необходимы при изучении других курсов - скорочтения и ораторского искусства, эстетики и этики организации управленческого труда и производства, основ визуальной психодиагностики, делопроизводства и секретарской службы в управлении, бухучета, основ менеджмента и маркетинга, основ патентоведения, математики, скоростного конспектирования, международного протокола, а также истории мировой культуры и этической мысли, международного этикета, иностранных языков, что сочетается с изучением стран и их культур. И все это громадье по интенсивным методикам обучения вкладывается в голову студента за три года. «Для обучения специалиста-рыночника больше и не надо», - уверен Поддубный. Студенты это подтверждают, ведь впитывают все, как губка.

Вузовцев-«частников» обвиняют, что они зауживают подготовку, выпускают узкопрофилированных специалистов. Но не всегда так. И уже, кстати, замечено, что успешнее работают в международных и даже зарубежных структурах выпускники частных вузов. Специалисты МИУБП, как показала первая практика, справляются с этим. Значит, диплом международного образца соответствует своей сути.

Наше повальное увлечение международными вузами в принципе проблему конвертируемого диплома не решает. «Главное, чтобы наш специалист легко адаптировался в международное сообщество. Тогда можно считать, что диплом выдается международного образца». Так считает ректор частного Международного научно-технического университета, он же заместитель министра образования Украины Юрий Бугай. К словам Юрия Николаевича можно добавить, что адаптироваться в международное сообщество может только хорошо подготовленным. И еще одно не должно ускользнуть от него, как человека, хорошо видящего обе стороны медали образования: к делу успешной подготовки «конвертируемых» специалистов частная высшая школа ближе, чем государственная.

Можно ли скопировать Гарвард?

«Золотой ключик благоденствия лежит в сфере свободного предпринимательства»,- считает ректор Федор Поддубный. Собственно, не считает, а доказывает это своей практикой. К примеру, читает с большим успехом курс лекций «Как стать богатым?». Во всем мире эта тема во главе угла, а мы на нее смотрим, как на что-то зазорное. Его книга «Как стать бизнесменом», выпущенная издательством «Молодь», проникнута той же идеей: богатый человек - богатое общество, государство. Государство, пытающееся разбогатеть на обнищании людей, само обречено на нищенство.

В его записной книжке красными чернилами записано: «Избравши что-то как звезду, держите путь к ней неуклонно». Для коллектива Поддубного такой звездой стал «Гарвард» - учебный центр, который в комментариях не нуждается. И «Гарвард», впрочем, означает не какую-то определенную географическую точку, а большой интеллектуальный центр, флюиды от которого расходятся во все концы планеты.

Пока в Славянске на стационаре обучается полторы тысячи, на заочном - 3,5 тысячи студентов. Кроме того, свыше 10 тысяч студентов проходят обучение в десятках филиалов института, разбросанных по просторам СНГ. Федор Поддубный взялся за такое важное государственное дело, как адаптация, иначе переобучение офицеров запаса. Кстати, спросите любого офицера - он даст «славянскому мечтателю» самую лестную характеристику.

В общем идею «украинского Гарварда» коротко можно сформулировать так. Создать прежде всего большой учебный центр, где бы готовили специалистов самой высокой квалификации, гармоничных во всех планах людей, здоровых физически и морально. Кстати, здоровый способ жизни соблюдается, как святое писание. Сам ректор, кроме нескольких видов спорта, увлекается зимним плаванием, живет по Порфирию Иванову и другим народным целителям.

Обучение будет соседствовать, как в том же Гарварде, с большой наукой. По каким направлениям пойдет Славянск - покажет время.

- Пока, - уверен сам автор замысла, - все идет по плану. Конечно, по нашему, а не того, кто постоянно ставит палки в колеса. Я не пойму, что в этом дурного? Ведь в осуществлении проекта не задействованы государственные силы и средства. Развяжите мне руки, доверьте! А уж в случае неуспеха - судите...

Не знаю, какую характеристику даст время ректорам частных вузов первого поколения. Но, наверное, в одном их нельзя будет упрекнуть - в неискренности своего начинания. Они пытались ценой больших усилий пробить брешь в стене рутины, косности, трафаретности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно