Новые правила поступления требуют от абитуриента ответственного подхода

10 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 10 июля-17 июля

Нынешняя вступительная кампания имеет ряд существенных отличий, по сравнению с предыдущими. Основных — три: новый подход к вычислению конкурсного балла, введение приоритетности (рейтингования) поданных заявлений; автоматизированная система предоставления рекомендаций к зачислению на места государственного заказа, который должен состояться в один этап, а не в три, как было раньше. Все эти нововведения взаимосвязаны, их цель — сделать процедуру зачисления на бюджетные места справедливой и не допустить возможности коррупционных рисков, имевших место в предыдущие годы.

 

Советы относительно вступительной кампании

Нынешняя вступительная кампания имеет ряд существенных отличий, по сравнению с предыдущими. Основных — три: новый подход к вычислению конкурсного балла, введение приоритетности (рейтингования) поданных заявлений; автоматизированная система предоставления рекомендаций к зачислению на места государственного заказа, который должен состояться в один этап, а не в три, как было раньше. Все эти нововведения взаимосвязаны, их цель — сделать процедуру зачисления на бюджетные места справедливой и не допустить возможности коррупционных рисков, имевших место в предыдущие годы.

Как и в предыдущие годы, поступающие могут подать для участия в конкурсном отборе заявление (заявления) не более чем в пять высших учебных заведений Украины и не более трех заявлений в каждый из них. Но в этом году в заявлении будет указываться, кроменаправления подготовки, и факультет, на который поступает абитуриент. Следовательно, если в вузе есть три факультета, на которых готовят специалистов по одному направлению подготовки (а такие есть, например, в КПИ), — заявление на поступление на эту специальность на каждый из факультетов будет засчитываться отдельно.

Все поданные заявления должны быть прорейтингованы (в них должны быть выставлены приоритеты). Это означает, что абитуриент должен указать, в какой очередности он хотел бы быть зачисленным в учебное заведение по избранным специальностям. То есть приоритет №1 — это заявление на определенную специальность в определенный вуз, где абитуриент хочет учиться больше всего. Если же конкурсный балл абитуриента не будет позволять ему быть зачисленным на бюджет по этому заявлению с приоритетом №1, то следующим выбором абитуриента является вуз и специальность, указанные в заявлении с приоритетом №2, и т.д. Важно, что абитуриент приоритезирует не вузы, а заявления в них. Поэтому вполне допустимо, что абитуриент в одном вузе подает три заявления, у которых будут первый, пятый и десятый приоритеты.

Присваивая приоритет каждому заявлению, абитуриент, фактически, выбирает стратегию, которая даст ему возможность стать студентом самого приемлемого для него высшего учебного заведения, а также специальности. В данном случае приемлемость — не обязательно самое лучшее высшее учебное заведение страны или самая популярная специальность. Это возможность стать студентом в соответствии с рядом критериев — и тех, которые выдвигает вуз перед абитуриентом, и тех, которые выдвигает абитуриент перед вузом.

Мы можем предложить определенные критерии, на которые должен обратить внимание абитуриент, выставляя приоритеты. Итак, это: качество преподавательского состава; предлагаемая учебная программа; место в рейтинге лучших вузов страны; наличие/отсутствие общежития; финансовая способность родителей обеспечить проживание в другом городе; отклики работодателей, знакомых, студентов, которые там учатся; количество мест государственного заказа; результаты ВНО по конкурсным предметам; коэффициенты, применяемые к составляющим конкурсного балла.

Разумеется, это не исчерпывающий перечень критериев и факторов, на основании которых следует делать выбор места учебы, но абитуриент обязан понимать, что рейтингование заявлений должно проходить осознанно и рационально. 

Отдельно хотим остановиться на последнем критерии, который является вторым нововведением этой вступительной кампании, — применение коэффициентов к составляющим конкурсного балла. Если в предыдущие годы конкурсный балл формировался путем простого добавления результатов ВНО, балла за школьный аттестат и творческие конкурсы (когда таковые были) и мог составлять от 800 до 1200 баллов, то в этом году, поскольку результаты ВНО, баллы за аттестат и творческие конкурсы будут умножаться на весовые коэффициенты, он будет составлять максимум 210 баллов, причем на все специальности. 

Законом Украины "О высшем образовании" определены предельные границы коэффициентов, которые могут применяться к составляющим конкурсного балла: результат каждого ВНО должен составлять не менее 20% конкурсного балла (весовой коэффициент — не менее 0,2), асредний балл аттестата должен составлять от 0 до 10% конкурсного балла (весовой коэффициент — от 0 до 0,1). Если же на определенную специальность предусмотрены творческие конкурсы или физические испытания — их результаты должны составлять не более 25% конкурсного балла (весовой коэффициент — не более 0,25). Исключением здесь является творческий конкурс при поступлении на направления по отрасли знаний 0202 "Искусство" и направление 6.060102 "Архитектура", вес балла которого может составлять не более 50% конкурсного балла (весовой коэффициент — не более 0,5, соответственно)

Весовые коэффициенты к каждому предмету ВНО, аттестата и творческих конкурсов в различных высших учебных заведениях могут отличаться, однако их сумма должна равняться единице. Попробуем объяснить, как это будет работать. Например, абитуриент решил поступать на направление подготовки "туризм" и выбрал для себя три вуза, указанные ниже. Изучив правила приема в каждом из них, поступающий сдал ВНО по четырем предметам. Как видим, для этого направления вузы выбрали разные предметы: одни — иностранный язык, другие — математику. Следовательно, получив результаты ВНО и зная коэффициенты, абитуриент может самостоятельно определить свой конкурсный балл в каждом вузе (табл.1). 

Расчеты свидетельствуют, что самый лучший конкурсный балл поступающий получит в третьем вузе. Это связано с тем, что иностранный язык, который он сдал лучше всего, в этом вузе имеет самый большой коэффициент. Поэтому советуем, прежде чем подавать заявления, просчитать конкурсные баллы по всем специальностям и вузам, куда абитуриент планирует подавать документы, и уже тогда определяться с приоритетами. 

К конкурсному баллу могут дополнительно прибавляться баллы за особые успехи (призерам IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад по базовым предметам; призерам ІІІ этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся — членов Малой академии наук Украины) и/или за успешное окончание подготовительных курсов высшего учебного заведения для поступления в это высшее учебное заведение на естественно-математические и инженерно-технические специальности. Такой дополнительный балл может составлять от 0 до 5% конкурсного балла, т.е. не более 10.

Например, правилами приема во Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого определено, что: лицам, награжденным дипломами
І степени, начисляется шесть баллов; лицам, награжденным дипломами ІІ степени, начисляется четыре балла; лицам, награжденным дипломами ІІІ степени, начисляется два балла.

Важно также обратить внимание на то, что условия приема предусматривают один случай, когда самый высокий приоритет определяется априори: если поступающий участвует в конкурсном отборе по целевому направлению, этому заявлению устанавливается самый высокий приоритет. 

Особенно хотим подчеркнуть, что приоритетность, определенная поступающим в заявлении об участии в конкурсе, не может быть изменена в течение вступительной кампании. То есть, идя в приемную комиссию сдавать документы, поступающий уже должен определиться со всеми приоритетами.

И последняя новация нынешней кампании — автоматизированная система предоставления рекомендаций к зачислению. В предыдущие годы огромной проблемой вступительной кампании было то, что один абитуриент мог быть одновременно рекомендован к зачислению на места государственного заказа в нескольких учебных заведениях, на нескольких направлениях. Поскольку абитуриент выбирал для обучения один из них, остальные места, где он был рекомендован, оставались вакантными. Наличие трех этапов зачисления не решало проблему незаполнения квот государственного заказа по определенной процедуре, а отбор студентов проходил по принципу "кто быстрее подал оригиналы документов, тот и зачислен". По результатам исследования, проведенного в 2014 г., после третьей волны в среднем в вузах оставалось от 50 до 100% мест государственного заказа. Все они заполнялись по "конкурсу оригиналов". В этом году рейтинговые списки будут формироваться автоматически системой Единой государственной электронной базы по вопросам образования (ЕГЭБВО) с учетом приоритетности. Попробуем объяснить, как будет работать система ЕГЭБВО, определяя самое лучшее предложение для учебы абитуриента, с учетом указанной абитуриентом приоритетности заявлений.

Для примера возьмем произвольные рейтинговые списки поступающих по трем высшим учебным заведениям (ограничимся первыми 25 абитуриентами в рейтинговом списке; предположим, что в каждом вузе есть по девять мест государственного заказа, и нет лиц, поступающих "вне конкурса") [табл.2]. 

В списках абитуриенты размещены в соответствии с величиной конкурсного балла: от наивысшего до наименьшего, рядом указан приоритет заявления, обозначенный абитуриентом. В соответствии с прошлогодними Условиями приема, к каждому списку лиц, рекомендованных к зачислению на места государственного заказа, в первой волне должны были попасть первые девять поступающих. Как видим из таблицы, рекомендацию к зачислению в трех разных учебных заведениях одновременно мог получить один и тот же абитуриент. Так, поступающий Сакун (фамилия выделена зеленым цветом) одновременно попал в списки трех вузов; абитуриенты Петренко, Иванов, Рябый, Лысенко, Ерема, Губенко, Скрипник, Марыгина — двух. Понятно, что они не могут одновременно учиться на местах государственного заказа в нескольких вузах, поэтому выберут только один. В прошлом году, поскольку не было системы приоритетности заявлений, приемные комиссии, не зная, какому заявлению абитуриент отдает предпочтение, рекомендовали его одновременно по всем заявлениям. Именно так выглядел бы список рекомендованных к зачислению в 2014 г.

В этом году каждый поступающий будет рейтинговать заявление, поэтому, если его конкурсный балл будет позволять зачисление на несколько специальностей или в несколько вузов, рекомендация будет составляться только по самому высокому приоритету. Если вернуться к нашему примеру, поступающий Сакун будет рекомендован только в вуз №1, поскольку именно там находится его заявление с самым высоким приоритетом. Что касается поступающего Петренко, то он будет рекомендован к зачислению только в вуз №2, ведь в первом вузе находится заявление с меньшим приоритетом. По идентичной процедуре, Иванов будет рекомендован к зачислению в вуз №3, абитуриентка Марыгина — в вуз №2. Поскольку определенные абитуриенты могут быть рекомендованы по приоритету №1, все заявления этих абитуриентов с более низкими приоритетами не будут браться к рассмотрению во время следующего этапа расчета системой ЕГЭБВО (табл.3).

Как видим в результате следующего расчета, по первому приоритету могут быть рекомендованы абитуриенты Глуховский, Пухов — в вуз №1, Подолянюк — в вуз №2, Небота — в вуз №3, а абитуриент Сокол — по приоритету №2 в вуз №1, Фокив и Черкив — по третьему приоритету. Следовательно, во время следующего расчета заявления этих абитуриентов с более низкими приоритетами не будут браться к рассмотрению.

После нескольких этапов расчетов список лиц, рекомендованных к зачислению на места государственного заказа, будет иметь вид, как на таблице 4.

Именно этот окончательный список будет обнародован учебными заведениями 4 августа. Фамилии поступающих, выделенные желтым цветом, — те, которые, благодаря системе приоритетности, получили такую возможность (приблизительно 50%). Место поступающего, который рекомендован к зачислению в другом вузе или по другой специальности по более высокому приоритету, занимает абитуриент, находившийся до сих пор "под линией" государственного заказа. 

Обращаем внимание, что рекомендация проходит по самому высокому приоритету, но если это позволяет конкурсный балл. Например, поступающий Черкив рекомендован к зачислению в вуз №3 по третьему приоритету, несмотря на то, что его заявление с более высоким приоритетом есть в вузах №1 и №2. Но, поскольку в первых двух вузах его конкурсный балл ниже, он не позволяет быть зачисленным в эти учебные заведения. В вузе №3, очевидно из-за другого конкурсного предмета ВНО или большего весового коэффициента одного из составляющих конкурсного балла, абитуриент был рекомендован к зачислению по третьему приоритету. 

Следовательно, абитуриенты, получившие рекомендацию 4 августа, должны до 8 августа включительно подать оригиналы документов в тот вуз, где они рекомендованы на обучение за средства государственного бюджета. Если же абитуриент все же отдает предпочтение обучению в вузе, куда подано заявление с более высокой приоритетностью, но где он не получил рекомендацию на бюджет, тогда этот абитуриент может (если это позволяет его конкурсный балл) заключить контракт и учиться в овеянном мечтой вузе на платной основе. 

Допускаем ситуацию, что часть абитуриентов не выполнят условия к зачислению на обучение за средства государственного бюджета, т.е. не подадут оригиналы документов в приемную комиссию до 8 августа. Соответственно, останутся незаполненные места государственного заказа. Условия приема предусматривают, что в таком случае рекомендации к зачислению на вакантные места государственного заказа будут предоставляться поступающим из числа рекомендованных к зачислению на обучение за средства физических и юридических лиц, которые выполнили условия для зачисления и имеют самый высокий конкурсный балл. Такие рекомендации должны быть поданы до 12 августа. Следовательно, если поступающий находится "под линией" тех, кто рекомендован к зачислению на бюджет, и подаст оригиналы документов на контрактную форму обучения, у него есть шансы быть "дозачисленным" на свободные бюджетные места.

Поскольку Условия приема предусматривают различные основания для участия в конкурсном отборе, как и в предыдущие годы, отдельно будут формироваться списки рекомендованных к зачислению абитуриентов, которые поступают на общих основаниях, по целевым направлениям и имеют право на внеконкурсное поступление. 

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Виталий Кушнир Виталий Кушнир 12 липня, 12:48 У нормальних країнах, нормальні міністри не змінюють правила в останні дні. А мета цих шулерських трюків є очевидною: зменшити для абітурієнтів можливість потрапити на бюджет. Дуже типово для діяльності наших "реформаторів" освіти та науки. Боячись назвати свої справжні цілі - повне знищення можливості вчитися безкоштовно та державного фінансування науки - намагаються діяти обманом та з допомогою бюрократичних маніпуляцій. Це називається - по європейські, транспарентно, і т.п. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно