НЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Поделиться
Чуден Днепр при тихой погоде, страшен - во время бури. Редко какая птица выживет в кромешном аду, редко какая ладья останется на плаву...

Чуден Днепр при тихой погоде, страшен - во время бури. Редко какая птица выживет в кромешном аду, редко какая ладья останется на плаву. Буря, она и есть буря, даже если случается в стакане воды, а тем более на Днепре, где и простор не тот, и масштабы не те.

Представьте частную школу в образе ладьи средь грозной стихии, сверкающих молний, ураганного ветра и ревущих волн…

Суд да дело

Вначале было письмо: «Просим передать в долгосрочную аренду детский комбинат №222 …городскому духовно-просветительскому обществу «Орион-М» для создания городского духовно-этического лицея имени Рерихов… Председатель общества «Орион-М» И.Ю.Терещенко.»

Горисполком принял решение: быть в Днепропетровске лицею! (Постановление №711 от 4.07.1994 г.) Кто-то из любознательных, открыв словарь С.Ожегова, ужаснулся: «Лицей. В царской России: мужское привилегированное учебное заведение». «Живем-то мы уже не в царской России», - спохватились в прокуратуре и сделали соответствующее представление. Вскоре появилась новая редакция постановления горисполкома (1046 от 27.10.1994 г.): «… Слово «лицей» заменить на слово «гимназия»…

Учредители опечалились, но не пали духом: конечно, гимназия - это не лицей, но тоже звучит. Успокоились и родители: «Ваши дети ходят в школу, наши - в гимназию! Чувствуете разницу?! И не просто в гимназию, а в философско-этическую! Имени Рерихов!

В битвах за наименование учредители гимназии не сразу заметили тонкость, из-за которой и поднялась буря. В новом постановлении горисполкома вместо долгосрочной аренды всего помещения детского комбината был записан пункт: «Відділу освіти міськвиконкому (Полуциганова Л.В.) надати у строкову орендучастину приміщення дитячого дошкільного закладу №222…».

Защищая свои права, гимназия обратилась в арбитражный суд области, который установил: «Согласно представленным материалам… в гимназии проходит обучение учащихся с 5 по 11 классы. Таким образом, срок до 2002 года является минимальным сроком, необходимым для выпуска учащихся, принятых в пятый класс, поэтому указанный срок является минимально необходимым для прохождения непрерывного курса обучения. Срок, предложенный ответчиком (гороно), не обеспечивает гарантий непрерывного выполнения истцом уставных задач.

Доводы ответчиков об отсутствии у истца (гимназии) лицензии на занятия уставной деятельностью не могут быть приняты во внимание, т.к. выдача самой лицензии обусловлена наличием договора аренды».

Арбитражный суд решил: «1.1. Арендодатель (гороно) представляет арендатору (гимназии) помещение бывшего детского учреждения №222 с прилегающими к нему территорией и хозяйственными постройками согласно схематического плана. 1.2. Срок аренды устанавливается с момента заключения договора до 31 июня 2002 года. Подпись: судья Ю.Б.Парусников».

Дальнейшие события развивались по классической схеме «кто есть кто». Председатель арбитражного суда области В.Плевако, рассмотрев заявление отдела народного образования о пересмотре решения арбитражного суда (дело №Д10-20), постановил: «Решениев части сроков представления в аренду помещения изменить с 2002 г. до 31.12.2000 г. Пункты 1.1. договора принять в следующей редакции: арендодатель сдает арендатору нежилое помещение д/сада №222… кроме подвального помещения. Подпись: председатель суда В.И.Плевако».

Любопытна мотивировка постановления: учтены факты, что «решение горисполкома в установленном порядке не оспорено», а «отсутствие подвального помещения не препятствует учебному процессу». Круг замкнулся.

Зачем заведующей гороно Л.Полуцыгановой подвал под гимназией? Даже в случае ядерной бомбардировки добежать до подвала гимназии из горисполкома представляется проблематичным… Оказывается, Лидии Васильевне нужен был не только подвал - это то, что она смогла «отвоевать». В суде Л.Полуцыганова упорно настаивала отобрать у частной гимназии и хозяйственный блок, и надворные постройки, отчетливо понимая, что они вместе с учебными классами являются единым, целостным комплексом. Пытаясь лишить детей их законных привилегий, чьи интересы защищает заведующая гороно: государства, Министерства образования или свои личные? Как все это согласуется с педагогической этикой?

Моральный аспект этой проблемы уходит и в другую область. Выполняя постановление Кабмина Украины (1992 г.), освободившиеся дошкольные учреждения (так называемый «ведомственный балласт») предприятия Днепропетровска передали в систему народного образования именно с целью сохранить сеть дошкольных учреждений или использовать их в системе народного образования. Бывший гигант ВПК «Южмаш» не сдал в аренду - безвозмездно передал гороно около 20 садиков и детских комбинатов (один из них и арендует у гороно частная гимназия имени Рерихов). У других предприятий «балласта» оказалось поменьше, но в целом, вместе со своей сетью дошкольных учреждений, гороно стало обладателем огромных площадей. Строились планы, как их использовать…

И тут, как на беду, стали возникать частные школы. Сдавать им комбинаты и садики в аренду оказалось… не выгодно. Дело в том, что по законам аренда помещения под учебное заведение заключается на льготных условиях, если же помещение сдается под офисы или коммерческие структуры - тут, как говорят, законы не писаны…

На запрос депутатов, как используются закрытые дошкольные учреждения, заведующая гороно Л.Полуцыганова представила справку: «В Днепропетровске функционирует 300 дошкольных заведений, в 1994-1995 гг. закрыто 56, планируется закрыть еще 15…»

В этой критической ситуации частные школы в какой-то мере могли бы снять напряжение, сохранить педагогические кадры и сеть учреждений народного образования. И предложения есть, и спрос есть, но дело не движется - в полуторамиллионном Днепропетровске на сегодняшний день частных школ всего восемь. Более ста лет назад в уездном Павлограде, когда там проживало всего 15 тысяч жителей, частных школ было столько же, но жителей - в сто раз меньше…

Если помещения, принадлежащие гороно, не сдаются в аренду частным школам, то что же с ними происходит? Из справки гороно: из 56 закрывшихся дошкольных заведений «народному образованию передано 18, под жилье - 13, на капитальном ремонте - 8, в аварийном состоянии - 2, передано коммерческим структурам - 9, иным(?) структурам - 6…»

С таким же успехом могли заняться «коммерциализацией дошкольных учреждений» и бывшие их владельцы, но они, выполняя постановление Кабмина, руководствовались прежде всего гуманными целями…

Есть еще один момент, сдерживающий развитие частных школ: на фоне убогого, прямо-таки плачевного состояния государственного образования многие частные учебные заведения начали давать более глубокие и обширные знания по базовым предметам, предоставлять учащимся дополнительные образовательные услуги (интенсивное овладение иностранными языками, компьютерная подготовка, факультативы, семинары и т.д.). Появление учебных заведений нового типа (частные лицеи, гимназии, школы) позволяют сравнивать государственную и частную системы подготовки учащихся - именно этого чиновники от образования боятся больше всего. Гораздо проще все беды валить на государство…

Фермеры нивы образования

Если вы решили вложить свои капиталы в образование, не ждите благодарности сограждан, а тем более одобрения власть имущими. Первые могут не заметить вашего поступка, вторые решат, что вы не от мира сего, возможно, нуждаетесь в психиатрическом лечении.

Прежде чем решиться вложить деньги в дело, подумайте: почему так медленно у нас развивается фермерство, почему вызывает такое яростное сопротивление? Полный ответ покажет всю сложность и тернистость избранного пути - фермер нивы образования. Известно: нива эта и Богом забытая, и истощена до предела, заросла сорняками, требует основательной вспашки, удобрения, труда в поте лица.

Первый год частные школы Днепропетровска работали без лицензий. Родившееся в недрах министерства «Временное положение о частных учебных заведениях…» в какой-то мере регламентировало их деятельность, но не имело механизма исполнения. Выпускникам частных школ пришлось сдавать экзамены экстерном. Сдавали по 13 предметам (вместо пяти), сдавали в жутком цейтноте (через день - новый экзамен), но все без исключения выпускники гимназии имени Рерихов выдержали финишные перегрузки.

Радость педагогов длилась недолго. С начала нового учебного года зачастили комиссии. Кто только не проверял гимназию: специалисты гороно, методисты методического центра, педагоги-методисты школ города, психологи, юристы, врачи санэпидстанции, пожарники, милиция, прокуратура, следователи КРУ (контрольно-ревизионное управление), налоговая инспекция… За один учебный год 32 комиссии, 28 проверок (?!). Можно ли в таких условиях нормально работать? Что это: наш образ жизни? Или жгучее желание непременно попасть в книгу рекордов?

Дело не только и не столько в этом конкретном примере. «Наезды» на частников пропорциональны их успехам. Неважно, какова сфера их деятельности, главное, что они - частники, а частники, как учила нас партия, все гребут под себя. С таким менталитетом, с такими убеждениями мы взялись за реформы и осуществляем их по старому принципу: «Чтобы частники не растащили страну по своим дворам (фермам, малым предприятиям, частным школам), нужен контроль». И армия «честных, бескорыстных, неподкупных» госслужащих превращает страну в пирамиду тотального контроля. Эффект такого контроля общеизвестен. Частник у себя - не ворует. Для частной школы лучший и самый действенный контроль - родители, которые платят за обучение детей.

Неужели мы настолько богаты, что позволяем содержать армию госконтролеров?

- Как новая школа, мы особо нуждались во всесторонней методической помощи и поддержке, - говорит директор школы имени Рерихов Ольга Григорьян. - Однако за прошедший год ни городской, ни районный отделы образования не оказали нашей школе никакой научно-методической помощи. Сколько проводилось в городе инструктивно-методических совещаний, но ни в одном из них мы не участвовали. Не было ни одного инспекторско-методического выезда в школу, который помог бы скорректировать работу школы. Педагоги-предметники также были лишены возможности участвовать в заседаниях межшкольных методических объединений. Парадокс: нам не помогают (мы частная школа), но требуют (мы участвуем в государственном деле). Где же логика? Или это новая педагогика?

Несмотря на закон, предусматривающий финансирование государственного компонента во всех без исключения школах, финансирование частных школ не производится.

Это прямое нарушение Закона Украины «Об образовании» и об этом заведующая гороно знает лучше всех. Одно не ясно: куда «испаряются» деньги, предназначенные на оплату всех педагогов, в том числе и частных школ? Кому адресовать вопрос: гороно, облоно, министру или прокуратуре?

Может быть, пришла пора признать и записать в закон, что наравне с бесплатным образованием, по желанию и возможностям родителей, дети могут получать знания в объеме средней школы и за плату, то есть законодательно утвердить «процесс, который пошел…»

Неужели не ясно, что частные школы могли бы решить если не все, то хотя бы часть проблем. Даже в развитых, процветающих странах частное образование к общегосударственному составляет примерно 20-25 процентов, у нас - меньше одного…

Если сравнить материальное состояние государственных и частных школ, то и здесь наблюдаются разительные отличия. Учредители гимназии имени Рерихов за три года (!) превратили типовой детский комбинат в дворец с великолепными учебными классами, оснащенными самым современным оборудованием. Сегодня здесь девять специализированных кабинетов. Школа имеет свой собственный театр, театр кукол, хореографическую студию, работают восемь клубов (Славянский, английский, учительский, для родителей, видео- и фотоклубы, КВН и другие), издается межшкольная газета «Гелиополис», на очереди - компьютеризация всей школы.

На фоне убогих общеобразовательных школ частная рериховская выглядит особо благоустроенной и красивой - именно этот разительный контраст порождает массу вопросов, недоверие, возможный криминал. Его ищут постоянно, на протяжении всего существования школы. Если специалистов присылают что-то проверять (контролировать), они должны (обязаны) что-то найти, иначе их обвинят в профессиональной некомпетентности. И контролеры, усердствуя, что-то находят…

«Где взяли гвозди?» - «Купили. Вот документы». - «Где взяли деньги?» - «Заработали на пирожках». - «Какие еще пирожки? Кто разрешил?» - «Имеем лицензию №000032». - «Зачем школе зеркала, пышные люстры? Зачем паркет? Зачем школу обшили деревом - это огнеопасно?» - «Знаменитая запорожская церковь в Новомосковске вся из дерева, но простояла века?» - «У вас школа, а не храм! Или храм вместо школы?»

Крестовый поход

Как в кошмарном сне, остались позади суды, проверки, комиссии… Региональный экспертный совет выдал частной школе имени Рерихов (до гимназии не дотянули!) лицензию №1274 от 16.08.1996 г. на право вести образовательную деятельность. Срок действия по 16.08.1999 г.

По сути, лицензия должна была поставить все точки над «і», но не тут-то было… Из всех присутствовавших членов экспертного совета лишь одна заведующая гороно Л.Полуцыганова не дала «добро» на выдачу лицензии школе. Что это: случай, когда «один идет в ногу, а рота - не в ногу»? Или дальновидный ход?

После неудачных попыток отобрать часть территории школы через суд у заведующей гороно сложились крайне напряженные отношения с генеральным директором школы имени Рерихов И.Терещенко. Когда депутаты горсовета избрали И.Терещенко заместителем председателя комиссии по народному образованию, культуре и науке - тут же исполнительная и законодательная власти вступили в противоречие.

Не без участия И.Терещенко комиссия настояла, чтобы гороно представило депутатам отчет об использовании закрывшихся дошкольных учреждений. Такой «дерзости» Л.Полуцыганова простить не могла… Лидия Васильевна считает, что И.Терещенко не имеет права заниматься педагогической деятельностью, Игорь Юрьевич утверждает, что действия Л.Полуцыгановой не имеют ничего общего с педагогикой…

Затянувшуюся ссору чей-то опытной рукой удалось перевести на орбиту идеологии, в которой наши бойцы всегда были закалены, сильны и не знали поражений. Отбросив «мелочи жизни», поставили главный вопрос: кого готовит частная школа имени Рерихов - достойных сынов Отечества или духовных отщепенцев?

Проведя «ревизию» творчества Рерихов и Блаватской, подогретую их отлучением от церкви, бывшие партийные секретари, осознавши великую роль религии, уже в мантии священнослужителей пришли к оргвыводам: «Учение Рерихов - это религиозная секта…», а «духовные сыновья Рерихов» не что иное, как «грешники…»

Грехов у рериховцев нашли много: «зомбирование педагогов и учеников», уход от мирских забот и семей», «раздел детей на «одержимых» и «не одержимых», «моральному здоровью наносится серьезный ущерб», «используется рабский труд», «это не школа - тоталитарная секта, которую надо немедленно закрыть…»

Учредители школы, предъявив иск газете за клевету, созвали пресс-конференцию: двери школы - открыты для всех. Журналистам представили педагогов школы, родителей детей, «рабов», выпекающих пирожки, руководителей школы, студий и клубов, которые охотно отвечали на вопросы, давали разъяснения, возмущались и шутили.

Как-то все не вписывалось в выстроенную систему, что это не школа, а секта. В школе работают опытные, интересные педагоги, преданные просветительской деятельности.

Некоторых «педагогов» уволили по причине несоответствия занимаемой должности, неэтичного поведения («вся информация есть в протоколах заседаний педколлектива»).

Родители обеспокоены не тем, что их дети учатся в школе имени Рерихов, а нездоровой обстановкой, искусственно нагнетаемой вокруг частных школ. Дети, как выяснилось, ходят в школу имени Рерихов с удовольствием (редкое для наших дней явление!) и явно не похожи на затравленных, зомбированных фанатиков. Школу не забывают бывшие выпускники - очевидно их «закодировали» любовью к школе на всю жизнь…

На какой-то момент школу оставили в покое. Первые весенние дни для рериховцев ознаменовались невиданной «грозой»: хлынули «потоки» новых разоблачений. Впечатление было такое, что «адепты красного братства» пошли в крестовый поход на «адептов белого братства», хотя однозначно определить, кто из них «красные», кто «белые» даже символически невозможно. Суть не в этом. Важно, что в Днепропетровске началась кем-то спровоцированная «гражданская война», которая не делает чести ни области, ни городу, ни их руководителям.

Теперь уже сам Н.Рерих попал в опалу днепропетровских реформаторов. Человек, вошедший в историю мировой культуры, нравственные принципы которого стали нормами международного права («Пакт Рериха»), стараниями бывших атеистов становится изгоем Украины, а его учение - «сектой»…

Почему в Нью-Йорке и Париже, Индии и Финляндии действуют международные центры Рерихов, не создавая угрозы их нациям и странам, а в Днепропетровске имя Рериха вызвало панический страх, желание идти в «последний и решительный бой»? В частных школах США допускается изучение любых религий, особо популярной стала программа «Школа завтрашнего дня», в которую корпорация «Интенсивное христианское образование» вложила 70 млн. долларов, а, как известно, американцы «денег не ветер не бросают». В Днепропетровске изучение культуры (не религии!) стран Востока и народов мира учащимися частной школы пресекается полицейскими методами.

В коллективном заявлении на имя Президента, председателя Верховной Рады, премьер-министра Украины (всего 19 адресов!) группа антирериховцев просит «содействия и помощи в закрытии просветительского общества «Орион-М» и частной школы им.Рерихов; разоблачения преступной (?) деятельности руководителей-учредителей ООО «Орион-М» и привлечения их к ответственности; назначения компетентной судебно-психолого-психиатрической экспертизы в незаинтересованном ведомстве… на кодирование всех сотрудников «Орион-М» и преподавателей частной школы

им.Рерихов, обследования и в случае необходимости их лечения за счет учредителей…»

Любопытна сама постановка вопросов: 1) сначала «закрыть», 2) потом «разоблачить и привлечь» и 3) «назначить экспертизу»…

Заявления, особенно коллективные, у нас на особом учете: их изучают, проверяют, принимают по ним решения. Даже если заявление - явный абсурд, реагировать на него нужно, иначе должностное лицо могут обвинить в пренебрежительном отношении к мнению общественности.

И должностные лица реагируют каждый по-своему. Прокурор Днепропетровска, государственный советник юстиции 3 класса В.Качалов: «г-ну Андросову С.А., …Ваше заявление рассмотрено. 26.03.1997 г. прокуратурой города в возбуждении уголовного дела о посягательствах на здоровье преподавательского состава под предлогом исполнения религиозных обрядов (по ст.209 УК Украины) отказано в связи с отсутствием состава преступления в действиях Ткачевой Л.И., Терещенко И.Ю.» (Л.И.Ткачева - председатель фонда Рерихов, жена И.Ю.Терещенко).

Заместитель прокурора Днепропетровской области, государственный советник юстиции 3 класса Г.Байрак: «г.Чередниченко Л.Л., … на ваше заявление сообщаю, …03.04.1997 г. прокуратурой области возбуждено уголовное дело по факту посягательства на здоровье преподавателей и детей частной школы им.Рерихов под предлогом проведения религиозных учений по признакам ст. 209 УК Украины, расследование поручено прокурору

г.Днепропетровска».

Оказывается, наши законы, что дышло: куда повернул, туда и вышло…

Становится известным и такой факт. По частной инициативе (с привлечением милиции!) сделана попытка «вправить мозги» в межобластном клиническом психоневрологическом центре педагогу С. частной школы имени Рерихов. К чести врачей Игренской больницы (это ее академик А.Сахаров назвал самой страшной «психушкой» СССР. - авт.), не поддались на провокацию - времена-то уже не те. «Дело» тихо прикрыли…

Но появились новые «дела»

Все попытки выяснить состав криминала педагогов частной школы имени Рерихов и конкретных нарушений законодательства «Об образовании» не увенчались успехом. Вместо ответа в школу нагрянула новая комиссия. Это случилось за несколько дней до окончания учебного года…

Председатель регионального совета, начальник областного управления образования А.Удод лишил частную школу имени Рерихов лицензии.

Как трудно получить лицензию частной школе и как просто ее лишиться… Выпускникам школы в третий раз пришлось сдавать экзамены экстерном. Все сдали! Так завершился еще один учебный год. Школа подала в арбитражный суд, который запретил областному управлению народного образования реализацию оспоренного решения до разрешения спора по существу. На защиту школы имени Рерихов встали родители. Теперь и они начали писать во все инстанции, моля о прекращении «разнузданной компании клеветы»…

Сейчас частная школа имени Рерихов выглядит как дворец: капитально отремонтированная, благоустроенная, она еще больше привлекает внимание, и если ее сейчас не закрыть, можно упустить сказочные возможности… По-прежнему на школе начертаны слова Е.Блаватской: «Нет религии выше Истины». Но где эта истина?

Знаю только одно: если вы, вопреки всему, все же решились вложить свои капиталы в образование - остановитесь! Вложите деньги в бензоколонки, ночные бары, казино, во что угодно, только не в образование, ибо образованные люди стране, вероятно, не нужны…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме