А теперь коротко о погоде в стране физиков: абитуриентов нет, учителей, которые могли бы их подготовить, нет, тех, кто мог бы подготовить учителей, нет, политической воли что-то менять нет. Это если коротко. На самом деле есть оазисы, где сохраняются традиции подготовки молодых физиков мирового уровня, где готовят призеров мировых олимпиад и турниров. Эти случаи не единичны, но и не делают погоды на уровне государства. Пока что сохраняются опыт, знания, понимание, как должно быть, что и как нужно делать. Возможно, когда-нибудь это станет актуальным, будет затребованным. Сейчас же наши немногочисленные молодые физики в большей степени находят себя в развитии иностранных науки, производства, наукоемких предприятий.
Когда-нибудь испарится, как роса на солнце, государственный менеджмент, выстроенный на принципах социализма (наследие СССР) и бандитизма (наследие 1990-х). Придут люди, которые знают и любят свое дело и страну. Наверное, это будут выпускники тех центров, где сохраняется принцип «знать и любить свое дело и страну». Тогда мы выйдем из своих укрытий, раздадим сохраненный опыт — берите, люди, пользуйтесь. Война подгоняет нас: нужно не когда-нибудь, а сейчас, потому что это когда-нибудь может не наступить. Но это другой разговор.
Как тогда научить, подготовить, вырастить, воспитать специалистов-естесственников — физиков, химиков, биологов, инженеров, технологов? Как сделать так, чтобы все население имело базовый уровень знаний в этой области? Чтобы трехфазный ток люди понимали не хуже, чем маникюр? Разговор будет вестись вокруг трех идей, которые, по моему мнению, позволяют ориентироваться в ситуации.
Первая. Системная, массовая подготовка указанных специалистов имеет смысл, если на них есть запрос в обществе.
Вторая. Учитель может передать только опыт, который есть у него.
Третья. Естественное мышление начинается с собственного опыта.
Сейчас ситуация такова, что лишь небольшой процент людей понимает критичное значение подготовки технических специалистов для страны, ее обороноспособности, экономического развития. Если такого запроса от общества нет, выпускники школ не спешат поступать на технические специальности вузов, родители не связывают будущее своих детей с такими профессиями, политики не решаются всерьез заняться этим вопросом, потому что это тянет за собой кучу проблем и неблагодарной работы, а избиратели больше отдают преимущество популистским лозунгам, чем реальным делам. Небольшой процент заинтересованных людей старается что-то сделать малыми ресурсами, потому что серьезной, государственного уровня поддержки нет. Я считаю, что это ошибочное направление. Если нужно построить небоскреб на песке, то прежде всего надо под эту задачу найти ресурсы, потому что песок плывет, осыпается, а небоскреб — это не детская крепость, построить крепкий фундамент — это дорого. Попытка возвести высотное здание без качественных строительных материалов приведет к имитации деятельности, расхищению тех небольших ресурсов, которые есть в наличии, и в конце концов к провалу всего проекта, потому что без крепкого фундамента небоскреб рухнет.
Создание запроса на технических специалистов я назвал бы приоритетным направлением. Создание большого количества высокооплачиваемых рабочих мест для инженеров, технологов, ученых (что интересно, такие есть, их много, но об этом мало кто знает). Создание в СМИ истории успеха — образа молодого человека, который получил хорошее техническое образование и благодаря этому спас мир, победил зло, заработал, наконец, денег. Чтобы молодой человек, который зашел в вечерний клуб и так случайно произнес «Кстати, я инженер», становился королем вечера. Потому что сейчас такой эффект будет иметь «Кстати, недавно отец подарил мне небольшую сеть бутиков». Ценность специалиста-технаря приведет к пониманию ценности тех, кто может такого специалиста подготовить, а не наоборот.
Одно из распространенных направлений дешевого решения проблемы — создание совершенных учебников и программ. Тогда достаточно одного неквалифицированного надзирателя на 30 учеников, который проконтролирует дисциплину в классе и выполнение учениками заданий из этих замечательных учебников. По моему убеждению, это не будет работать. Опыт передается от человека к человеку, таков сейчас результат эволюции сапиенсов. Учебник может быть инструментом, важным инструментом, но учитель не передаст опыт, которого у него нет. Маугли перед кучей методических разработок так и останется Маугли. Нужен учитель как носитель цивилизационного опыта, а не как надзиратель. И такой учитель — это дорого, намного дороже, чем напечатать учебники. Для того чтобы подготовить его, мотивировать работать в школе, обеспечить условия для работы и развития (умножьте это на полмиллиона) нужна политическая воля, государственная поддержка.
Как выучить хорошего физика, в принципе известно. Проблема — сделать это по возможности дешевле, а дешевле не делается. Естественное мышление начинается с наблюдения, с собственного опыта — не с чтения учебника и выполнения заданий из него. Кстати, проверить наличие практического опыта с помощью таких распространенных сейчас тестов — задание неподъемное. Его, насколько мне известно, никто и не давал. Естественное мышление нуждается в начальных образах, которые создаются из сигналов органов чувств — из сенсорного опыта. Наши глаза должны что-то увидеть, уши — услышать, руки — почувствовать на ощупь, чтобы в нашей голове возникло отражение реального мира и мы начали его совершенствовать, искать закономерности, выводить общие принципы. По моему убеждению, так работает любое мышление, не только естественное. Итак, очевидна идея — обеспечить детей, особенно младшего и среднего школьного возраста, сенсорным опытом, разными поделками, традиционными ремеслами, кружками авиамоделирования и т.п. Это требует материальной базы, большого количества квалифицированных учителей, и да, это дорого.
Еще одна очевидная идея — в школьном курсе физики должен быть ощутимый процент самостоятельной практической работы учеников — по моему опыту, 20–40% времени. Отмечу дополнительно, что практическая деятельность означает 12−16 учеников в группе, потому что если больше — возникает хаос, портится оборудование; учитель не успевает упаковать чрезвычайно ценный опыт, который только что получили ученики, в форму конструктивного знания.
К сожалению, современные тренды — дистанционное обучение, контроль через тесты, виртуальные лаборатории — ведут совсем в другом направлении, противоречат принципам, которые я высказал, хотя делают процесс обучения значительно дешевле, или, как сейчас говорят, более доступным. Возможно, когда-нибудь найдут действительно эффективные формы обучения, сейчас мне об этом неизвестно. Сапиенсы остаются сапиенсами, для них важно живое общение и сенсорный опыт. Ребенок с бóльшим удовольствием (и пользой) залезет на дерево, чем прочитает параграф из учебника.
Если принять эти три идеи, становится виден путь: обеспечить почет в обществе и рабочие места; обеспечить квалифицированных учителей, небольшие группы учеников; обеспечить ученикам получение и упорядочение сенсорного опыта — и будет у нас много физиков и инженеров, хороших и разных. Много работы? Да. Похоже, у нас нет выбора. Кому его делать, как не нам?