Зачем нам физика и математика во время войны?

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Зачем нам физика и математика во время войны? © Фото предоставлено автором
За последние десять лет стремительно снизился стандарт математических знаний

Зачем физико-математическое образование воюющей стране и какие ценности детям и родителям дают физико-математические школы? Образовательная реформа, пандемия и война поставили под угрозу существование отечественных физмат школ. Но государству фундаментальное образование обеспечивает национальную безопасность. Выпускники этих школ работают в ІТ, являются владельцами и топ-менеджерами высокотехнологических кампаний. Они наполняют госбюджет и создают рабочие места. Для родителей наиболее выгодная инвестиция — фундаментальное образование ребенка, который будет свободным, самодостаточным и конкурентным на рынке труда 2030+.

Я представляю частную физмат школу Научный лицей-пансион «Международная зеленая школа им. Клима Чурюмова» и Гражданскую платформу по реформированию научной сферы Украины. Наш лицей базируется на современных западных методиках, в частности STEAM-образовании. Последние десять лет работаю с учеными, физмат-школами. Во время подготовки к реформированию образования семь лет назад совместно со многими стейкхолдерами мы говорили об угрозе уничтожения физмат-лицеев, которые должны были быть лишь в профильной школе с 10 класса. Невероятными усилиями нам удалось защитить в новых законах специализированное научное образование по 5 классу. Физмат школы были спасены.

А сегодня нужно немедленно принимать стратегические решения о развитии физмат-образования. Качественного и доступного. Государственного и частного. Офлайн и онлайн.

Почему?

Эксперты называют войну России против Украины не только Третьей мировой, но и Первой мировой кибервойной. Специалисты с физико-математическим образованием служат в киберармии. Создают нетворкинг, где действуют тысячи украинцев и иностранцев. Да, у большинства из них нет специализированного физмат-образования. Но архитекторами являются именно специалисты со знанием физики и математики. Выпускники физматов — основатели наукоемкого бизнеса. Поэтому физмат-образование — это не только об ученых и учителях. Это о свободе выбирать, как и где работать. И главное — как жить. Среди тех, кто выбрал физмат-образование, есть ученые, учителя школ. Но это решение они выбирают по собственному призванию, а не по финансовой необходимости.

Фото предоставлено автором

Что было и что есть?

Сеть физмат-школ во времена тоталитарного режима готовила выпускников для обучения на факультетах радиофизики, кибернетики и других, в том числе специально созданных для оборонки. Работала цепочка: от школы — к работе в закрытых лабораториях и предприятиях. Холодная война, как и любая война, была периодом развития инноваций.

Сегодня образовательная политика направлена на поддержку минимального государственного стандарта — НУШ. В 1 и 2 классах исключена информатика. Стартаперство не введено в стандарт даже специализированного научного образования. Дети уже давно живут в диджитал-мире. И тяга к предпринимательству стала значительно моложе. Нет ни одного учебника по профильной математике для 1–7 классов. Физику начинают изучать лишь в 7 классе. Есть отдельные программы «Росток», «Эрудит», в которых больше математики. Но отвечают ли эти программы и материалы потребностям современных детей? Адаптированы ли под онлайн-формат?

Если сравнить программу по математике для начальной школы, по которой я училась в обычной школе городка Черняхов, то она была более профильная, чем известные сегодня для математических школ. За последние десять лет стремительно снизился стандарт математических знаний. И даже этот уровень часто школьники не усваивают.

Фото предоставлено автором

Как это изменить?

Развивать открытое партнерство государственных, частных, общественных школ и бизнеса. Высокотехнологичного. 24 февраля Научный лицей Чурюмова открыл свои классы для бесплатного обучения детей, которые сидели в бомбоубежищах, а теперь разбросаны по всему миру. В начале марта в наших онлайн-классах в режиме реального времени было одновременно по 200–700 детей. Почему этого не сделали государственные школы? По нескольким причинам. Отсутствие лицензий виртуальной школы. Кадры и менеджмент.

Когда в марте я предложила Министерству образования и ЮНИСЕФ сделать коалицию государственных и частных школ, мне сказали, что это не ко времени и вообще я романтик. В то же время на волонтерской платформе Научного лицея Чурюмова «Оборона детей Украины» такая коалиция действовала на уровне учителей уже с конца февраля 2022-го при поддержке донатов и Rocmaidan. Более шести тысяч детей получили доступ к образованию в сложнейший период, когда государственные и частные школы остановили работу.

Какие есть инструменты для решения проблемы?

Первый. Инвестиционные длительные программы от бизнеса, оборонки для физмат школ.

Средства доноров должны быть направлены в устойчивые (resilience) проекты. Инвестировать нужно в обучение навыкам инновационного предпринимательства, стартаперства. И главное — в hard skills, в STEAM, в фундаментальное физмат-образование.

Второй. Стандарт. Учить программирование нужно с детского сада. Для начальной школы нужно разработать программы по профильной математике. С 5 класса — вводить проекты по стартаперству и искусственному интеллекту совместно с ІТ-компаниями. Это должно быть государственным стандартом образования научного направления.

Фото предоставлено автором

Третий. Субвенции государственным и частным школам, в которых в начальной школе готовили бы детей к усвоению стандарта специализированного физмат-образования в 5 классе.

Четвертый. Олимпиадное математическое движение на уровне всей страны с начальной школы. Доступная олимпиадная математика и физика.

Пятый. Учебники. Нужно создать отечественные интерактивные учебники по профильной математике и физике для 5–7 классов и начальной школы. Адаптированные под онлайн- и офлайн-обучение. Нужны соответствующие каналы на Youtube на украинском языке. Математика — это и о ленте Мёбиуса, и о фракталах и числах Фибоначчи.

Следует перевести хорошие зарубежные учебники. Дать гранты для этой работы ученым — популяризаторам математики, физики. И если мы уже не вернем этих специалистов в Украину, то нужно воспользоваться шансом сегодня задействовать их мозги и связи. Ведь они остаются большими патриотами и адвокатами Украины в мире.

Шестой. Учителя. Нужно начать наконец серьезно готовить учителей математики и физики. На уровне педагогических колледжей включительно. Развитие частных школ и свободный рынок труда создали уникальную возможность во время войны мотивировать учителей математики, физики, начальной школы, ведь хороших специалистов разбирают частные школы.

И?..

Да, я понимаю, сегодня мне снова скажут, что я романтик. И это несвоевременно. У меня есть аргумент: наша команда уже реализовала многое из предложенного в нашей онлайн физмат-школе с собственным офлайн-пансионом в Карпатах. Три года назад отремонтировали бомбоубежище в центре Киева (настоящее, не подвал и не парковку) и создали там действующий Образовательный хаб Green STREAM как образовательное пространство XXI века. У нас есть стабильный коллектив замечательных преподавателей, ученых, художников. Мы проводим уроки в онлайн-формате и в режиме реального времени уже третий год. Учим по государственному стандарту специализированного образования научного профиля с 5 класса. Запускаем начальную онлайн физмат-школу. С офлайн физмат-сессиями в собственном пансионе в безопасной высокогорной громаде в Карпатах.

Фото предоставлено автором

Реализовали четыре проекта по стартаперству для школьников. Делаем StartUP Camp и готовимся к Международной олимпиаде инноваций, которую проводит Израиль для школьников всего мира. Лишь за последние четыре месяца мы предоставили услуги выпускникам разрушенных школ и выдали более 100 свидетельств за 4-й и 9 классы, аттестаты за 11-й, табеля. Подписали Меморандум с МОН о стартаперстве. У нас семь лет опыта дистанционного образования с Израилем, Литвой, США, также обучаем учителей. Более семи тысяч украинских психологов прошли обучение от израильских специалистов за один месяц — март 2022-го. Более 700 звонков получила горячая линия нашего лицея от тех, кто за рубежом и на временно оккупированных территориях.

Из-за неспешного развития сообщества учеников, родителей, учителей, ученых, художников, стартаперов на базе нашей физмат-школы мы создали модель научного лицея, о котором мечтали семь лет в начале реформы. Я верю в нетворкинг и синергию в действии между частными, государственными физмат-школами и бизнесом.

Главное

Война России против Украины, Первая мировая кибервойна не закончится ни через год, ни через пять лет. Она является движителем инноваций. А следовательно, есть и будет потребность в молодежи с фундаментальным физико-математическим образованием. Как быстро и гибко мы будем реагировать на эту потребность? Есть ли стратегическое видение задач среднего образования? От этого зависят национальная безопасность и развитие наукоемкой экономики после победы.

Ой! Ну и детский садик с программированием и пестованием стартаперов — это не только мечта. У нас есть план. #goзНАМИ!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме