Украина традиционно была и остается ядерным государством. Вкратце напомню, что именно в Харькове в Украинском физико-техническом институте (ныне Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт», ХФТИ) в 1932 году впервые в Советском Союзе искусственно расщепили атомное ядро. Аналогичный успех английских физиков, достигнутый лишь на полгода раньше, был отмечен Нобелевской премией.
И сегодня ядерная энергетика Украины бесперебойно обеспечивает более 50% потребности страны в электроэнергии. Себестоимость электроэнергии, произведенной на атомных станциях, самая низкая среди других источников энергии. Но напряжение в сети не само собой появляется! На это работают сотни предприятий энергетической отрасли. И все в Украине заинтересованы в бесперебойной поставке желательно дешевой электроэнергии. Хорошо известно, что многие украинские атомные реакторы уже доживают свой век, — в ближайшее время их предстоит вывести из эксплуатации. Стратегия развития атомной энергетики Украины предполагает постройку взамен новых блоков.
Вместе с тем низкая привлекательность профессии физика, в том числе физика-ядерщика, привела в последнее время к недопустимо низкому конкурсу на специальности ядерной отрасли, несмотря на значительные усилия по профориентационной работе со старшеклассниками. Приведу всего несколько примеров ведущих университетов, где готовят эксплуатационщиков атомных станций, опираясь на общедоступные данные электронной системы «Вступ.інфо». В Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» на специальность «Атомная энергетика» на 48 мест государственного заказа в 2021 году набрали 36 студентов со средним баллом 156,4 (напомню, что вступительный балл не может быть ниже ста и превышать двести). Самый низкий конкурсный балл составлял 126,9. То есть первокурсник планирует работать на атомной станции, однако школьную программу усвоил меньше чем на 27%. Но других же нет! Конкурса на «Атомную энергетику» нет! Нет очереди желающих посвятить себя этой профессии.
Аналогичная ситуация и в другом знаменитом украинском университете, у профессоров которого тоже есть знания, опыт и лабораторное оборудование для подготовки инженеров-эксплуатационщиков атомных станций. В Национальном университете «Одесская политехника» на 36 мест государственного заказа поступили 10 человек приблизительно с таким же средним баллом — 157,4. Среди этих первокурсников самый слабый поступил с баллом 128.
С 2005 года, когда меня избрали деканом физтеха Харьковского университета, и по сегодняшний день количество обучающихся на факультете сократилось почти втрое. Единственная разница по сравнению с коллегами-политехниками — у нас проходной балл установлен на уровне 150.
Надеюсь привлечь внимание общества к проблеме сохранения ядерных знаний в Украине. А кто конкретно в Украине заинтересован в сохранении этих знаний? Кому нужны ученые и инженеры высшей квалификации, разбирающиеся в ядерной физике и энергетике? Министерство образования и науки игнорирует этот вопрос, прикрываясь формулой «деньги ходят за студентом». То есть куда абитуриент хочет, туда и поступает. На первый взгляд, все вроде правильно: абитуриент и его родители мечтают о счастливой судьбе после получения диплома о высшем образовании. Так не государство ли должно создавать условия для обеспечения кадрами стратегических направлений? А кто это — государство? Министерство образования и науки? Национальная академия наук Украины? Совет национальной безопасности и обороны? Я придерживаюсь взгляда, что государство — это мы, это каждый из нас. Я хочу обратить внимание этих государственных органов, всего общества на насущную проблему, которая уже устарела. Разве министерство не знает, что конкурса на естественнонаучные специальности нет? Не может не знать. Ежегодно по итогам вступительной кампании в аналитических материалах пишут о необходимости усилить привлекательность инженерно-физических специальностей. Но проходят годы, приходят новые министры, а до реализации этих призывов дело так и не доходит.
Для реализации отдельных мероприятий в этой области нужны деньги. Но оно того стоит. В общеобразовательной школе кабинеты физики и математики должны быть оснащены оборудованием, предусмотренным учебными планами. Нужно упорядочить издание школьных учебников: сейчас складывается впечатление, что школьные программы умышленно иногда косметически меняют, чтобы издавать новые учебники. Учителя не успевают подстраиваться под новые программы и учебники, как уже в следующем учебном году приходится подстраиваться под еще более новые, отличающиеся не содержанием, а разве что формой и порядком изложения материала. Нужно установить такую зарплату учителю, чтобы появился, наконец, конкурс в университеты, которые готовят учителей.
В университетах стипендии на инженерно-физические специальности должны быть настолько весомы, чтобы туда могли поступать дети даже из малоимущих семей, если они в школе прилагали усилия и отличились успехами в физике и математике. На сегодняшний день правительство причислило эти специальности к разряду тех, которым «предоставлена особая поддержка», но разница в стипендии фактически всего 18%. Когда я был студентом, стипендия физтеховца составляла 55 рублей против 40 на других факультетах. И поверьте, студенты физтеха ее отрабатывали. Недаром же сейчас в рекламных объявлениях о наборе в аспирантуру для наших выпускников иностранцы часто относят нас не к «физико-математическим», а к «сложным» специальностям. Хуже того, стипендию сегодня получают 40% студентов на курсе, то есть именно наиболее мотивированные студенты, а «середнячок» остается за рамками государственной поддержки. Этот норматив тоже нужно если не повысить до 100%, то хотя бы вернуть к прежнему значению — 73%. Каждый выпускник (или хотя бы те же 70% лучших из них) должен иметь гарантированное государством место будущего трудоустройства, такое, где ему не придется искать заработок на себя и молодую семью вместо того, чтобы вести научные исследования. Нужно снять, хотя бы временно, ограничение на количество мест государственного заказа при поступлении на инженерно-физические специальности в бакалаврат, магистратуру, аспирантуру. Судя по нынешней ситуации (а быстро она не изменится), в ближайшее время набор на эти специальности не достигнет количества, реально отражающего потребности экономики, в частности атомной отрасли.
Но есть и меры, реализация которых вовсе не требует дополнительных денег. Государственный бюджет принимают в предыдущем году, а количество мест государственного заказа в аспирантуру Министерство доводит университетам летом. И это несмотря на то, что университеты выпускают обычно зимой. Согласитесь, талантливый выпускник не станет ждать, будет место в аспирантуре или нет; полгода ждать, если вокруг есть места трудоустройства с привлекательными зарплатами; даже если он любит свою науку и мечтал о продолжении карьеры в ней. Министерство могло бы и должно формировать планы набора в аспирантуру уже в январе, исходя из имеющегося бюджета. Хотя и тут в интересах государства не устанавливать ограничения на количество поступающих в аспирантуру на инженерно-физические специальности — большого наплыва желающих здесь не наблюдается.
Поскольку постановлением Кабинета министров Украины от 17 августа 2002 года № 1134 количество преподавателей заведений высшего образования жестко привязано к количеству студентов, сокращение набора на специальности «Прикладная физика и наноматериалы», «Атомная энергетика» может вызвать уже в ближайшее время (не через пять или десять лет, а уже в этом году) уничтожение научных школ в отрасли ядерной физики и энергетики. Представим себе самые благоприятные условия, когда фирма-разработчик (например, Westinghouse) возьмет на себя подготовку кадров эксплуатационщиков атомных электростанций. Даже в таком случае государству понадобятся свои, независимые от разработчика эксперты в ядерной отрасли. А для этого необходимо сохранить собственную школу подготовки научных кадров.
Научное сопровождение атомной энергетики Украины поручено отделению ядерной физики и енергетики НАНУ, головным учреждением которого является ХФТИ. Именно в ХФТИ при участии США в обмен на вывоз обогащенного урана из Украины в Российскую Федерацию построена уникальная ядерная установка «Источник нейтронов» на основе подкритической сборки. Там разрабатывают радиофармпрепараты для диагностики и лечения онкологических заболеваний, исследуют радиационную стойкость материалов ядерной энергетики, рассчитывают оптимальные схемы диверсификации ядерного топлива (перехода от топлива российского производства к топливу фирмы Westinghouse) на атомных станциях Украины.
Где готовят кадры для ХФТИ? В свое время именно в Харьковском университете, единственном в Украине, и еще нескольких других ведущих университетах Советского Союза специальным постановлением правительства было организовано ядерное отделение (ныне учебно-научный институт «Физико-технический факультет») с целью подготовки кадров для ядерной отрасли, прежде всего лабораторий ХФТИ. За десятилетия здесь воплотили в жизнь так называемую физтеховскую систему подготовки кадров, которую за рубежом практикуют в ведущих университетах, таких как Caltech и MIT. Эта система построена на тесном взаимодействии образовательного и научного процессов. Иначе говоря, речь идет о готовой модели исследовательского университета. Мы не имеем права утратить сегодня эту систему подготовки инженерно-физических кадров мирового уровня.
Исходя из сказанного выше, я призываю всех, от кого зависит принятие управленческих решений, немедленно принять ряд мер для сохранения в Украине ядерных знаний. Эти меры должны предусматривать, в частности, установление индивидуальных нормативов финансирования и численности студентов на одного преподавателя, а также отдельную схему должностных окладов для образовательных учреждений, задействованных в системе подготовки кадров для ядерной отрасли. Такая система ранее уже существовала в Каразинском университете, а теперь опробована в Киевском академическом университете и дает хорошие результаты.
Больше статей Игоря Гирки читайте по ссылке.