Когда я был студентом факультета журналистики Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко в 1986–1991 годах, Киево-Могилянская академия была настолько живым мифом, что для киевлян было вполне очевидно: она должна снова заработать как передовое украинское заведение высшего образования. Или даже больше: чувствовалось некоторое удивление в общественном мнении, почему она до сих пор не открылась. Присутствие там Киевского высшего военно-морского политического училища воспринималось как историческое недоразумение.
Один из первых митингов в Киеве был организован «Громадой» студентов КГУ им. Тараса Шевченко в 1989 году именно в защиту Киево-Могилянской академии. Эта организация была уже не подпольной, но все еще нелегальной, поскольку советское законодательство не давало пространства для создания общественных объединений. Руководство КВВМПУ направляло в толпу митингующих своих курсантов (будущих политруков), коротко подстриженных, одетых в спортивные костюмы. Участники митинга их сразу идентифицировали и
громко высмеивали.
Этот привкус революционности, фактичности, ответственности сопровождал фантастический по своей решительности и концептуальности проект возрождения Могилянки, реализованный Вячеславом Брюховецким и его командой. Многие правила, подходы и понимание статуса университета определялись в процессе, по живому. Сначала Университет «Киево-Могилянская академия» даже был негосударственным заведением.
Ректор Брюховецкий, или просто Брюх, брал на себя ответственность буквально за все, часто проходя по лезвию ножа. Например, уже в 1992 году он начал принимать на работу сотрудников по контракту, хотя такой легальной возможности тогда еще не существовало. Это позволяло быстро формировать коллектив единомышленников, ставя правильные задачи и быстро отсекая совершенно случайных людей.
Возрожденная Киево-Могилянская академия оказалась удивительно успешным проектом, поскольку не имела советского наследия. По выражению профессора Валерия Хмелько, настоящего корифея украинской социологии, первые могилянские преподаватели уже были качественно новой командой, хотя все они сформировались в различных советских высших учебных заведениях и академических институтах. Ведь главной мотивацией было создание с чистого листа такого университета, где они сами хотели бы работать.
Позже добавилась еще одна причина работать именно в Могилянке: студенты были действительно другими, чрезвычайно мотивированными, с ними было интересно общаться, к ним начали относиться, как к младшим коллегам. То есть преподаватели практически сразу имели возможность видеть результаты своего труда, которые были очевидно успешными. Среди первого набора 1992 года значительная группа студентов уже даже имела высшее образование.
Я помню дискуссии начала 2000-х годов, в которых лидерами выступали профессора Владимир Моренец и Владимир Панченко: что же привело к успеху Национального университета «Киево-Могилянская академия»? Тогда мы пришли к выводу, что таких главных причин две: оригинальное вступительное тестирование, через которое НаУКМА отбирал «своих» студентов, а также система Liberal Arts Education, позволявшая студентам формировать собственную траекторию обучения. Коррупция так и не нашла себе места в возрожденной Могилянке.
Практически все инновации в украинской системе высшего образования после 1991 года пришли в украинское высшее образование через НаУКМА как определенную экспериментальную площадку. Вступительное тестирование, позже превратившееся во ВНО, сначала было намного более требовательным. Оно включало в себя семь предметов, так, математика, украинский и английский языки, правоведение, история Киево-Могилянской академии были одинаковыми для всех абитуриентов.
Также это два рабочих языка (украинский и английский), перекрестное поступление, первые бакалаврские, магистерские и PhD программы, первый Центр трудоустройства, первый Центр обеспечения качества образования, первые опросы студентов о качестве обучения и преподавания, реальное студенческое самоуправление и прочее. В основном они были легализованы Законом Украины «О высшем образовании» в 2014 году. Могилянцы продолжают заниматься важными и смелыми проектами.
НаУКМА всегда чувствовал себя агентом перемен: не только, собственно, в сфере высшего образования, но и в целом общественных перемен, свободной трибуной, своего рода масс-медиумом, когда имеет значение все, что провозглашается или происходит в университете. НаУКМА был активным участником всех революций. И сегодня наши преподаватели, студенты, выпускники и сотрудники воюют на фронте против российских захватчиков, пятеро из них отдали свою жизнь за независимость Украины. Также это участие в других фронтах — дипломатическом, медийном, информационных технологий, юридическом, логистическом и других — этой гибридной войны.
Непременно победим в этой четырехсотлетней войне за независимость, которая на самом деле началась в 1622 году, когда в Москве впервые жгли украинские книги. 407 лет со дня основания, 30 лет со дня возрождения. Время течет, Киево-Могилянская академия вечна.
Больше статей Сергея Квита читайте по ссылке.