Каких профессий не хватает Украине, и что с этим делать

24 ноября, 2021, 08:30 Распечатать
Отправить
Отправить

Профессиональное образование должно адаптироваться к переменам

Диспропорции на рынке труда — давняя проблема Украины. Промедление с реформированием, неэффективная организация, недостаточное финансирование профессионального образования в Украине привели к значительному дефициту одних квалифицированных рабочих на рынке труда и избыточному количеству — других. В Украине постоянно «проседали» показатели подготовки специалистов по естественным наукам и инженерии, в то же время на рынке труда наблюдалось перенасыщение специалистами по социальным наукам, бизнесу и праву. И хотя профобразование отреагировало на эти негативные явления, откорректировав в 2019/20 учебном году пропорции численности студентов разных направлений подготовки, в частности увеличив долю студентов инженерных факультетов до 25%, в производственной сфере до сих пор сохраняется нехватка инженерно-технических кадров.

Для решения проблемы несоответствия количества подготовленных специалистов по определенным специальностям реальной потребности в них необходимо строить прогнозы потребностей рынка труда: долго- и среднесрочные. В большинстве развитых стран такие прогнозы есть. Например, в Ирландии создана экспертная группа по изучению проблем прогнозирования профессиональных запросов рынка труда. В ее состав входят представители государственных органов власти, организаций работодателей, специалисты Ирландского агентства по вопросам промышленного развития (IDA) и, конечно, работники заведений профессионально-технического образования. Их миссия состоит одновременно в методологическом сопровождении процесса прогнозирования потребностей рынка труда и разработке конкретных практических рекомендаций в сфере подготовки кадров. При этом широко используются результаты наработок Ирландского института социальных и экономических исследований (ESRI), который обобщает, систематизирует и анализирует необходимые статистические данные. Институт постоянно формирует и обновляет базу данных о спросе на знания, умения и навыки на национальном и местном уровнях. Результаты работы группы использует Ирландский национальный орган квалификационного контроля, требующий от образовательных организаций большего соответствия их учебных программ современным потребностям работодателей. Самое главное — результаты работы группы ощущаются как на уровне всей экономики Ирландии, так и отдельными гражданами, которые имеют доступ к соответствующим публикациям и могут опираться на них во время выбора профессии.

В Украине с 2014 года Минэкономики разрабатывает среднесрочный прогноз потребности в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда. Но отсутствие необходимых данных о производительности труда и количестве занятых в разрезе всех без исключения видов деятельности перечеркивает какую-либо возможность применить прогноз для качественных изменений в сфере подготовки кадров. Долгосрочного прогноза, который бы учитывал глобальные тенденции в сфере труда и различные сценарии национального экономического роста, тоже нет. В таких условиях правительство в значительной степени перевело задачу приведения в соответствие профессионального образования потребностям в Украине на местный уровень, обязав развивать связи между учебными заведениями и предприятиями, разработать профессиональные стандарты и адаптировать учебные программы под требования конкретных работодателей. Впрочем, реализованная на региональном уровне практико-ориентированная подготовка кадров не может решить проблемы квалификационного разрыва (skills mismatch), для этого нужно, по примеру развитых стран, разрабатывать долгосрочный прогноз потребности в специалистах, с привлечением к работе всех заинтересованных сторон.

Финансирование

Финансирование образования, вероятно, после пандемии уменьшится во всем мире. В то время как потребности в нем, наоборот, вырастут: финансирование образования уже сейчас надо увеличивать для покрытия затрат на обеспечение дистанционного и смешанного обучения, защиты персональных данных в условиях диджитализации образовательного процесса, обеспечения непрерывности обучения, поддержки профессионального развития и благосостояния педагогов и т.п. В таких условиях новым вызовом становятся пересмотр подходов и обоснованная смена приоритетов финансирования образования, которые будут обеспечивать устойчивость образовательных систем в кризисные периоды.

Первое направление — финансирование мероприятий по интегрированию онлайн-обучения в профессиональное образование. Учебные заведения и эксперты уже давно выступают за то, чтобы подходы к онлайн-обучению были интегрированы во все части образования и реализованы как полноценный компонент обучения, преподавания и оценки. В таком случае ошибочно рассматривать онлайн-образование исключительно как реакцию на пандемию коронавирусной болезни. Вместо этого ее следует понимать как интегрированный подход к обучению, что может обеспечить большую гибкость и масштабность профессионального образования, создавая «сообщества динамичного обучения», характеризующиеся лучшей способностью адаптации к внезапным переменам.

Одним из самых успешных примеров организации онлайн-обучения в условиях пандемии стал сектор строительного профессионального образования Австрии, где еще в 2019 году была разработана цифровая учебная платформа для обучающихся строительным профессиям. Учебная платформа разработана совместно строительными учебными заведениями и учебными центрами на базе строительных фирм. Она состоит из 70 онлайн-курсов, 373 специализированных тем, 90 учебных видео и 2900 проверок знаний. МОН Украины также предложило онлайн-ресурсы для учеников профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ): методические рекомендации (включающие текстовые материалы и видео-уроки), вебинары, мастер-классы и курсы для преподавателей, а также предоставило возможность бесплатно пользоваться сервисами Google для дистанционной работы. В то же время предоставленные материалы — фрагментарные, да и относятся к учебным программам лишь нескольких направлений профессиональной подготовки. Поэтому на этом участке открываются широкие перспективы для работы, в том числе в части развития государственно-частного партнерства в сфере образовательных технологий (EdTech).

Второе направление — повышение уровня цифровой образованности участников образовательного процесса. Так, опрос учителей ОЭСР подтвердил, что всего 56% из них прошли обучение ИКТ в рамках своего педагогического образования и лишь 43% оценивают себя «хорошо» или «очень хорошо» подготовленными к онлайн-обучению. Поэтому, например, государства — члены ЕС (министерства, местные органы власти и другие заинтересованы стороны) во время изоляции организовали учебные мероприятия для учителей, учеников и предприятий по вопросам улучшения их профессионально-технических навыков.

Третье направление — финансовая поддержка работодателей — участников дуального профессионального образования. Практически все страны ввели государственную помощь частично занятым, просубсидировали затраты бизнеса на заработную плату, поддержали минимальный уровень доходов граждан. Все эти мероприятия направлены на помощь бизнесу, что позволяет приостановить увольнения и поддержать определенный уровень занятости в стране, на финансовую поддержку тем, кто потерял работу из-за коронакризиса, на поддержку семей с детьми для улучшения показателей доступности образования в условиях закрытия образовательных заведений. В Украине на этом направлении внесены изменения в законы о занятости населения в части расширения перечня случаев и лиц, которым может предоставляться помощь по частичной безработице. Соответственно, Украина, как и другие страны с ограниченным бюджетным ресурсом, имеет средние показатели Индекса жесткости реагирования правительства на COVID-19 (COVID-19 Government Response Stringency Index), обеспечивая государственными мероприятиями покрытие менее 50% утраченной заработной платы/дохода.

Гибкость

В Украине профессионально-техническое образование получают на уровне послесреднего невысшего образования (ПТУЗ: колледжи, техникумы, училища и т.п.). При этом старшие классы школы являются необязательными, и уже после завершения первого этапа среднего образования ученик может выбрать заведение для обучения рабочей профессии.

Альтернативный подход к организации системы профессионального обучения — это так называемая система обязательных старших классов. В соответствии с ним, старшие классы средней школы — обязательны, независимо от того, пойдет ученик со временем в университет или поступит в колледж. В таком случае послесреднее невысшее образование реализуется параллельно с высшим образованием (например, как в США), а не параллельно со вторым этапом среднего образования, как в Украине. При этом ученики старших классов могут выбирать как общеобразовательные, так и профессионально-ориентированные программы подготовки.

Среди ученых и практиков нет согласия, организовывать ли профессиональное образование только после окончания общеобразовательной средней школы, чтобы обеспечить всем высшие базовые знания. Но достигнут консенсус, что для повышения эффективности профессионального образования необходима гибкая система старших классов средней школы с возможностью выбора учениками разных учебных программ и направлений. Ученикам, переходящим в старшие классы средней школы, необходимо предложить расширенные возможности для освоения учебных программ, которые повысят их шансы на получение хорошей работы и обеспечат им основу для устойчивой занятости.

Именно поэтому в большинстве развитых стран на втором этапе среднего образования, то есть в старших классах школы, ученики могут выбирать между академически-ориентированными (общеобразовательными) и профессионально-ориентированными программами. Общеобразовательные программы базируются только на школьных занятиях и направлены на подготовку учеников к поступлению в университет, а профессиональные — одновременно на производственной практике и школьных занятиях (дуальное образование), что позволяет после трудоустроиться. При этом продолжать обучение в высших учебных заведениях можно, независимо от того, какими были школьные программы — академически или профессионально-ориентированными. На сегодняшний день в странах ОЭСР профессиональное образование получают большинство учеников старших классов школы.

Увеличение доли учеников старших классов, выбирающих профессиональные программы, обусловлено преимуществами профессионального образования. Во-первых, наличие профессионального образования не мешает продолжать обучение в университете, но при этом дает возможность достойно трудоустроиться выпускникам второго этапа среднего образования (средний возраст 16–19 лет). Во-вторых, наличие профессиональной квалификации у выпускников школ сокращает сроки пополнения рынка труда новыми кадрами, что позитивно сказывается на экономике, особенно стран со стремительным старением населения. В-третьих, гибкая система взаимодействия работодателей и учебных заведений, а также относительно короткий срок обучения позволяют быстро реагировать на профессиональные запросы рынка труда, тем самым содействуя экономическому росту и сокращая квалификационный разрыв.

В этом контексте чрезвычайно актуальной для отечественного профессионального образования становится реформа старших классов школы, предоставление расширенных возможностей для выбора предметов, программ и направлений профильной или профессиональной подготовки на втором этапе среднего образования. В то же время много вопросов по организации новой школьной сети, нового содержания образования, управления и финансирования заведений как профильного, так и профессионального образования остаются нерешенными. Но если перемены неминуемы, своевременно начав работать над их эффективной реализацией, мы избежим рисков и ошибок в будущем. Поэтому начинать надо как можно скорее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК