КАКИЕ ОНИ — ДЕТИ РО

Поделиться
Беседа с доктором психологических наук, профессором Харьковского университета А.ДУСАВИЦКИМ - Але...

Беседа с доктором психологических наук, профессором Харьковского университета А.ДУСАВИЦКИМ

- Александр Константинович, исполнилось четверть века со дня выхода на экраны небольшого документального фильма «2х2=Х», посвященного новой системе обучения. Известно, что фильм, автором которого вы являетесь, впечатлил многих: о нем писали центральные газеты, журналы, его неоднократно демонстрировали по телевидению. Чем был вызван такой интерес?

- Дело в том, что до начала 70-х обнаружился, вернее, стал явным, кризис традиционной системы образования. Резкое падение интереса к учебе наблюдалось у многих детей. В обществе нарастала критика в адрес педагогов. Стремление реформировать школу - ввести так называемое трудовое обучение, новые предметы - ни к чему не привели. Проблема качества образования не решалась. Очевидным становилось то, что старый подход к обучению в системе образования себя исчерпал. Вот тут-то и возникла новая образовательная идея, которая не просто давала определенную сумму знаний, а формировала у ребенка умение брать их самостоятельно. То есть, речь шла о развитии принципиально новых способностей, и делать это нужно было уже в начальной школе. Ведь в начальной школе, и об этом хорошо знают психологи, все начинается и все оканчивается. Начальная школа всегда решала практическую задачу: научить детей писать, читать, считать. Знания эти передавались в, так сказать, готовом виде, в форме правил, которые надо заучить. То есть, педагогика опиралась на память, а не на мышление. В то же время в средней и старшей школе ребенок уже встречается с теоретическими предметами, где совсем иные требования. Теорию невозможно вызубрить, да и делать это нет смысла. Вот тут-то процесс обучения и начинает «разваливаться»: оказывается, мыслить ребенок не умеет, потому что его этому никто не учил. Например, по данным известного психолога Крутецкого, понять теоретическую математику в школе могут лишь 5-7% учеников. Исходя из этого и нужно строить новый фундамент образования.

- Стремление это сделать и было продемонстрировано в вашем фильме?

- Да. И когда все вдруг увидели, что 7-8-летние дети в состоянии самостоятельно решать сложные математические и лингвистические задачи, - это и вызвало серьезный общественный резонанс. При том, что они это делают легко, весело, получая от учебы удовольствие, а не бездумно повторяя за учителем: «дважды два четыре». В общем, фильм рассказал о принципиально новой системе получения знаний, которая вскоре начала называться «развивающим обучением», сокращенно - РО.

- Тогда, пожалуйста, коротко об основных слагаемых системы РО.

- Во-первых, ребенок встречается с творческим материалом (математики или языка) с первых шагов учебы. Это очень важно, поскольку кардинально меняется содержание обучения в начальной школе. Воспитать научное творческое мышление можно лишь на теоретическом материале, другого пути нет. Во-вторых, все это коренным образом меняет метод обучения - знания здесь не подаются в готовом виде. Процесс обучения проводится в форме коллективного решения учебных задач, на протяжении которого дети обнаруживают существенные связи и закономерности предмета. И все это они делают самостоятельно. Роль педагога тоже меняется, поскольку он не сообщает готовые знания, а организовывает коллективную деятельность детей. Но тогда и практические знания в сфере математики и языка становятся принципиально другими: решая практическую задачу, ребенок понимает, как устроено число или слово потому, что сам обнаружил закон его происхождения.

Вот так развивающее обучение возвращает ребенку его мышление. Результаты исследований показывают, что в таких условиях на протяжении четырех-пяти лет в общем-то складывается новый тип интеллекта, который можно назвать творческим.

- Вы, как я поняла, стояли у истоков этой действительно интересной системы обучения?

- Ну что вы! Родоначальником идеи РО справедливо считают психолога Л.Виготского. Именно он сформулировал ее основной принцип: «обучение не должно плестись в хвосте развития, а вести его за собой». И все же система РО - продукт не только педагогический. В ее основе лежит определенное философское понятие, фундаментальные исследования в сфере социологии образования, связанные с именами многих ученых. Не случайно экспериментальные исследования закономерностей развития психики велись так долго: они начинались в Харькове, Киеве, Москве, других городах под руководством В.Давыдова, Д.Ельконина. С их именами, прежде всего, связано создание теории образовательной деятельности, лежащей в основе системы РО. Но сама педагогическая технология РО при создании целостных образовательных предметов - математики и языка - разрабатывалась, главным образом, в Украине. А это кропотливый труд таких ученых, психологов, как П.Зинченко, Ф.Боданский, С.Максименко и других. Система РО - достижение отечественной психолого-педагогической науки и, считаю, уникальное явление.

- В чем же ее уникальность, кроме самого метода обучения? И есть ли похожая система в других странах?

- Как показывают исследования, система РО влияет не только на развитие мышления, но и на личность ребенка в целом. Но на этом я остановлюсь чуть позже. Целостной системы в других странах, например на Западе, нет. Имеются лишь теоретические подходы к образованию, которые совпадают с идеями РО. Сдерживающим фактором является властвующая там в педагогике теория естественности развития психики ребенка Жана Пиаже. Но на Западе наблюдается большая заинтересованность наследием Виготского, проходят конгрессы, издаются его собрания сочинений. В последнее время имеет место и прямое использование нашего опыта РО в Германии, Голландии, США, Вьетнаме. Наверное, потому не случайно понятие «развивающее обучение» сегодня заменяют понятием «развивающее образование».

- 25 лет тому назад эта система была экспериментальной, не так ли? В каком статусе она пребывает сегодня?

- Действительно, развивающее обучение долго находилось в стадии эксперимента. Понадобилось провести большое количество исследовательской работы перед тем, как передать систему практике. Вхождение РО в массовую школу началось в конце 80-х по инициативе «снизу». Рядовые школьные учителя, ознакомившись с научными публикациями, захотели работать по новой системе. Нынче процесс набирает силы: классы РО есть практически во всех областях Украины. Особенно интенсивно она развивается там, где пользуется поддержкой местных органов образования, - в Запорожье, Николаеве, Киеве, Ривном, городах Крыма. Благодаря помощи Минобразования и фонда «Відродження», в Харьковском университете и Центре психологии и методики РО на основе принципов РО создается комплект учебников и пособий для школ Украины. Интенсивно развивается эта система и в других странах СНГ - России, Беларуси, Казахстане, странах Балтии. На этом основании в 1994 году была создана международная ассоциация «Развивающее обучение».

И еще один немаловажный аспект этой системы. В условиях кризисных явлений в обществе РО позволяет не только сберечь интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и приумножить его без существенных капиталовложений. Даже то, что сегодняшнее укрупнение классов драматически ухудшает обучение по традиционной системе, классы РО не испытывают особенных трудностей. 30 учеников - оптимальное количество детей для организации диалога, коллективного взаимодействия при решении учебных задач.

- Система РО разработана лишь для начальных классов?

- Вообще, она рассчитана на целостную модель школы. Другое дело - ее программное обеспечение, например, в среднем звене. Проблема в том, что любознательные и способные дети РО не воспринимают авторитарной дидактики. Они настроены на сотрудничество, поисковую деятельность. Но это уже проблема педагогической квалификации. Настоящие педагоги-предметники всю жизнь ждут таких учеников и работают с ними с радостью. А учителям-формалистам понимание детьми содержания своей деятельности кажется чем-то сверхъестественным и, как правило, трактуется как недисциплинированность. Конфликт здесь неизбежен. И это нормальный конфликт между двумя несовместимыми системами - смену парадигмы образования начинают диктовать дети.

Вспоминаю интересный эпизод. К нам на курсы педагогов РО приехал учитель физкультуры. «Работаю уже 20 лет, - сказал он, - но впервые встречаю таких детей. Они все время спрашивают: зачем нам исполнять это задание? В чем его необходимость, каков смысл? Это же просто чудо!» Представляете, каким островком интеллектуальной свободы было РО в 70-х! Теперь ситуация иная: РО разрешено и рекомендовано Министерством образования. Но проблем остается много...

- Конкретно - в чем они? И насколько тяжелы для преодоления?

- Главная из них - необходимость серьезной переподготовки учителей, желающих работать по новой системе, а также подготовки методистов институтов повышения квалификации. Кстати, такую подготовку можно пройти в нашем Харьковском центре психологии и методики РО.

Во-вторых, необходимо изменить традиционную административную установку на готовый результат - «тут и сейчас» (выучил - воспроизвел), но, конечно же, при условии соблюдения государственных стандартов образования.

В-третьих, в крайнем случае хотя бы в начальной школе, нужно отказаться от системы оценок, противоречащих развитию внутренней познавательной мотивации. О вреде оценок в любой учебе писали много известных ученых - грузинский психолог Ш.Амонашвили, американский педагог У.Глассер и другие. Но в классах РО оценка вообще разрушает педагогическую технологию. Если ребенок ищет новый способ решения, но не находит, какую оценку ему ставить? Двойку? В следующий раз он это решение искать не будет - посмотрит ответ в учебнике. Здесь, как говорится, «или - или». Или обучение опирается на личностное содержание обучения («учусь потому, что интересно»), или на внешнюю мотивацию («учусь, чтобы мама не ругала»). Другого не дано. Для оценки знаний в РО есть и другие способы: анализ причин ошибок и обращение к способу их преодоления.

Наконец, проблема учебников. Продолжается работа многих творческих коллективов по созданию разных их вариантов, а также методического обеспечения РО с учетом опыта практических педагогов. Все это говорит о том, что введение РО в практику украинской школы - это длительный, естественный процесс трансформации нашего гуманитарного образования.

- Вы говорили, что можете привести примеры практического плана. Какие они - дети РО? Чем отличаются от остальных?

- Об этом спрашивают многие. Мы проследили за развитием почти 200 учеников экспериментальных классов РО на протяжении почти 30 лет. Не вдаваясь в подробности, отмечу три момента.

Во-первых, большинство из них самореализовались, то есть сумели решить свои профессиональные проблемы без драм и трагедий. Многие относительно легко изменили профессию и местопроживание в условиях социальных перемен. Второй результат достаточно неожиданный, хотя для нас он таковым не является. Процент разводов в семьях «детей РО» значительно меньше, чем в целом по стране (3-7% против 50%). Срабатывают освоенные в РО способы сотрудничества, нормы и ценности совместной деятельности: семью они тоже стараются строить творчески. Наконец, третий результат может вообще показаться неправдоподобным. Нам неизвестны случаи преступного поведения, наркомании и правонарушений среди выпускников РО. Владея интеллектуальным и личностным потенциалом, они не испытывают потребности в антиобщественных способах самореализации. И все же - кто такие «дети РО»? Таланты, гении? Конечно же, нет. Просто нормальные люди, которые умеют работать и жить по-человечески, а значит, умеют самостоятельно решать все свои проблемы. А разве не в этом цель воспитания ребенка в цивилизованном обществе?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме