На протяжении последнего десятилетия происходит все убыстряющийся, все более массовый побег учителей из школы. Притом лучших. И прежде всего — учителей-мужчин, которых и до того было ничтожное количество. Подобное же явление наблюдается и в педагогических учебных заведениях: достойная молодежь, и прежде всего юноши, буквально опасаются их, поскольку нищенский облик учителя, его растоптанный общественный престиж превратили эту профессию в пугало для юных.
Дело приобрело настолько катастрофический, беспрецедентный по своим последствиям характер, что требует срочных, решительных и кардинальных мер, способных удержать, закрепить учителя в школе и в профессии.
Международная конфедерация творческих объединений учителей предлагает срочно осуществить следующие меры.
1. Освободить учителей-мужчин (и, следовательно, студентов-педагогов-мужчин) от воинской повинности.
До революции учителя были освобождены от воинской службы. И это притом, что тогда мужчины среди учителей составляли подавляющее большинство и в городской, и в сельской школе. Наши деды и прадеды в отличие от нас кое-что смыслили и в образовании, и в подлинных интересах, нуждах своей державы, ее народа, своей армии. Достаточно сказать, что за время царствования императора Николая II расходы на образование увеличились в 7 раз. Ни одна другая страна мира того времени, включая и самые развитые, богатые, не может похвалиться подобной статистикой. А мы тем более. Сегодня эти расходы сокращены до такой чудовищной степени, что превратились в смертельную удавку для школы, учителя, образования в целом.
Уже не одно поколение наших мальчиков в подавляющем своем большинстве по существу не имеет дела с мужчинами, а то и вообще не видит их. Прежде всего в так называемых неполных семьях. Но даже и в благополучных семьях отцы крайне мало занимаются своими детьми. Впрочем, как и матери. Статистика еще
1989 г. на этот счет такова: наши работающие матери тратили в день на воспитание своих детей 16 минут, тогда как американские — 1 час 23 минуты, французские — 2 часа 15 минут, т.е. в 5 и 8 раз больше. Данные об отцах отсутствуют, но несомненно: они гораздо меньше тратят свое драгоценное время на своих детей, а многие и вовсе не тратят его. Несомненно и другое: за прошедшие 6 лет это время еще больше сократилось, ибо такова господствующая тенденция в семейном воспитании (пусть простят нас те настоящие родители, которые действительно занимаются воспитанием своих детей).
И все же главное в приведенной статистике в данном случае то, что при всем ничтожестве материнского воспитательного времени это время в неизмеримое число раз больше отцовского — т.е. феминизация семейного воспитания очевидна. Еще хуже обстоят дела в школе, где мужчин-учителей практически нет.
Таким образом, не только в семье, но и в школе, где они проводят подавляющую часть своей детско-подростково-юношеской жизни и где, по сути, окончательно и бесповоротно формируются их характеры, большинство наших мальчиков не только не имеют дела, какой-либо совместной с мужчинами деятельности, но и вообще не видят их.
Тяжкие последствия этого расхлебывает не только армия, но и все общество, а первыми — наши девочки, девушки, женщины, а за ними — семья, школа, страна.
Однако феминизацией мужчин дело не кончается. Оказывается, и для полноценного развития, воспитания девочек, для образования гармоничного, подлинно женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты с отцами. А поскольку во многих семьях их нет, то хотя бы с учителями-мужчинами в школе.
Полагаю, что это явление, его тяжкие последствия еще не исследованы и не оценены в надлежащей мере.
В школьных учительских коллективах, где мужчин крайне мало или вовсе нет, складывается, как правило, крайне напряженный, тяжелый психологический климат, преодолеть, улучшить который удается лишь невероятными усилиями или не удается вообще. Притом, что происходит все большее снижение воспитательной функции семьи, переходящей во все большей мере к школе, к учителю, школьная психологическая обстановка из-за отсутствия мужчин мало отличается от гнетущей семейной.
В результате и дети, и их воспитатели в семье и в школе оказались в одинаково отчаянном положении.
Таким образом, проблема учителеймужчин далеко вышла за чисто школьные рамки, давно приобрела общегосударственные, общенациональные характер и масштабы, ибо практическое решение указанных выше семейных, школьных, армейских и иных общенациональных проблем возможно лишь при условии возвращения мужчин в школу.
Первой из таких мер должно стать полное освобождение мужчин-учителей от воинской службы, повинности. Помимо той колоссальной пользы, которую эта мера принесет армии и всему обществу, о чем сказано выше, она имеет и то преимущество, что ни копейки не требует от государства и его ныне тощей казны.
Однако одной этой меры, льготы явно мало, поскольку сегодня происходит массовый побег из школы и учителей-женщин. И со временем может получиться обратный результат: в школе останутся одни учителя-мужчины, что так же плохо, как и преобладание женщин. Приобретая все больше семейных воспитательных функций, школа и должна стать для детей по существу второй семьей, где положено быть и отцу, и матери.
Следовательно, необходимы и другие меры.
2. Снизить на 5 лет пенсионный возраст учителей.
Кроме острой необходимости удержать, закрепить в школе учителей, это было бы и просто справедливо, ибо нет другой, более тяжкой, включая и шахтерскую, профессии, чем учительская. Мало того, что самая массовая учительская профессия в отличие от всех прочих и на закате ХХ века не знает нормированного рабочего дня (только учитель ежедневно после школы до глубокой ночи готовится к урокам на завтра), выходных (в субботу и в воскресенье он тоже готовится к урокам) и нормального, не разбавленного служебными обязанностями отпуска. Учитель, настоящий УЧИТЕЛЬ, ежедневно работает не столько головой, языком, руками, сколько нервами, сердцем, душой, и что невозможно адекватно оценить в деньгах, иных материальных мерилах.
Но, возражают, эта мера требует ведь огромных денег, которых нет.
Это смотря как подойти к делу. Конечно хорошо, справедливо было бы распространить эту меру на всех учителей. Но если денег сегодня нет, то можно пока поступить иначе: снизить пенсионный возраст пока только для тех женщин-учителей, которым сегодня до 40 лет, и для тех учителей-мужчин, которым сегодня до 45 лет. В результате эта льгота, как и предыдущая, не потребует сегодня от государства ни копейки, поскольку выплата пенсий в этом случае начнется лишь через 10 лет.
Остается еще вопрос: не обманет ли государство учителей, как оно обмануло население по части сберегательных вкладов?
С учителями чем дальше, тем опаснее шутить — они гораздо организованней населения в целом.
3. Обеспечить учителей государственным служебным жильем.
До революции и церковно-приходские, и общинные, и земские школы, и гимназии имели служебные квартиры для учителей.
Пришла пора возродить и этот отечественный замечательный опыт: пока учитель работает в школе, он полноправно пользуется служебной квартирой, а когда уходит из школы на пенсию или по болезни, то пользуется ею пожизненно.
Говорят, при нынешней государственной бедности невозможно обеспечить всех учителей государственным жильем. Но если еще столетие тому назад наша страна смогла это сделать, то нам и Бог велел, невзирая ни на какую бедность. Да и бедность государственная — понятие весьма относительное: при всей своей бедности государство расходует сегодня несметные триллионы в прямой вред себе или на пустяки, не сравнимые по важности со школой и учителем. Ну а если уж так бедны, что не способны обеспечить учителей жильем, то закрывайте школы. Они ведь и сами закроются, когда убегут учителя. Так попытайтесь их удержать хоть квартирами...
4. Установить для учителей льготы: 14-часовую нормативную нагрузку с сохранением зарплаты (и, следовательно, учительского здоровья); половинную от общепринятой стоимость квартплаты и др.
Каким бы безумным и нищим государство ни было, оно не может без конца экономить на своей школе, своем учителе, на своих детях. Хорошие и, следовательно, требующие немалых затрат школы и учителя нужны не сами по себе, не сами для себя. Они нужны исключительно самому государству, народу, его детям, ради которых только и есть смысл трудиться, добывать богатства, ограничивать свои нужды и вообще жить.
Но, говорят, зачем придумывать все эти меры, льготы, если гораздо проще установить учителю достойную зарплату, которая все это с лихвой бы окупила?
Лучше всего было бы, конечно, к указанным льготам прибавить еще и достойную зарплату.
Но приходится смотреть суровой правде в глаза: ни политики, ни власть, ни общество в целом еще не осознают в достаточной мере истинную, решающую роль школы и учителя в настоящей и будущей судьбе страны, народа. Вообще принято пока считать, что учитель работает исключительно на будущее. А раз так, то и будущее, и учитель могут пока подождать — сегодня, сейчас, сию минуту есть дела поважнее. А значит, подождет и достойная учителя зарплата.
Не только многовековая жизненная практика, но и религии всех времен и народов, само слово Божье твердят одно и то же: никакой чистой политикой, никакими революциями, включая и научно-техническую, войнами, кровью, насилием, какой угодно блестящей экономикой, всеми сокровищами мира добиться этого нельзя, невозможно. Ибо истинно человеческие, братские взаимоотношения, счастье людское добываются, созидаются только одним способом: достойным людей воспитанием подрастающих поколений и созданием на этой основе достойного людей образа, уклада народной жизни.
Сегодня такая задача по плечу, посильна только школе, только учителю и никому другому. И хотят того политики или нет, но раньше или позже они вынуждены будут признать качественно новую, решающую историческую роль, миссию школы и учителя в судьбах современного мира. Признать и отдать им, как последней надежде, все, что в связи с этим им причитается.
А пока такого понимания, признания нет. И учительство, как и другие профессии, вынуждено отстаивать свои социальные права, нужды силовыми методами — угрозами или проведением забастовок. Или пассивным сопротивлением — массовым уходом из школы...