Во всех известных науке
случаях, когда младенцы попадали, скажем, в волчью стаю, дети прочно, необратимо усваивали повадки животных: бегали нагишом на четвереньках, выли, ели только сырое мясо, проявляли крайнюю агрессивность и т.п. По возвращении в человеческую среду в возрасте пяти-восьми лет эти дети не могли усвоить человеческие «повадки» — ходить, говорить, есть человеческую пищу, носить одежду, — были крайне неуживчивы и в большинстве своем скоро умирали. Несмотря на то, что люди умеют дрессировать животных, учат говорить птиц, они оказывались совершенно беспомощными перед человеческими детенышами, выросшими в среде животных.
Целенаправленные воспитательные воздействия или даже одни только случайные яркие впечатления в самом раннем младенческом возрасте прочно, необратимо впечатываются в подсознание (импринтинг). И как положительные, так и крайне негативные впечатления оставляют одинаковый, неодолимой силы след. Впоследствии все это проявляется в свойствах характера, поведения, которые по силе и прочности напоминают врожденные инстинкты, кажутся наследственными и в качестве таковых часто ошибочно и воспринимаются.
На самом деле за такими приобретенными качествами, свойствами характера, поведения в данном случае стоит только один врожденный инстинкт — импринтинг, который наиболее мощно «работает» в самые первые мгновения, часы, дни, месяцы, годы жизни и со временем ослабевает. Поэтому внутриутробный период имеет огромное значение в развитии, формировании индивида, его психики, характера, духовно-нравственных качеств. Теперь уже установлено, что плод слышит, двигается, «работает» ручками и ножками, выражает свои эмоции — радость, неудовольствие, раздражение, страх, чувствует, улыбается, различает настроение, состояния, отношение к нему матери и т.п. Специальные исследования показали: каким-то непонятным образом зародыш «узнает», что мать решила от него избавиться — сделать аборт, — и выражает «ужас», «протест».
Мозг новорожденного со-
ставляет по массе 25% мозга взрослого — чего нельзя сказать о туловище — и к девяти месяцам он удваивается, к двум с половиной годам утраивается, а к семи — составляет уже 90%. Мозг и, следовательно, нервно-психическая система плода формируются и развиваются с опережением. И представления о том, что новорожденный подобен чистому листу бумаги, на котором взрослый волен рисовать все, что ему ни заблагорассудится, сегодня обнаруживают свою полную несостоятельность. Точно так, как и ошибочное отнесение многих человеческих качеств, чувств, интеллектуальных, нравственных, поведенческих особенностей к разряду врожденных или наследственных инстинктов. На самом деле они сформированы, воспитаны во внутриутробном периоде или в раннем младенчестве, когда их еще невозможно обнаружить. Даже материнство (не говоря уж об отцовстве) является не врожденным, а приобретенным.
Во внутриутробном и младенческом возрасте в основных чертах в подсознании формируется весь набор главных человеческих чувств, качеств характера, интеллекта, поведения. В последующие годы их можно усилить, укрепить, развить, отшлифовать или, напротив, в разной мере ослабить, нивелировать. Но невозможно полностью ликвидировать, а зачастую даже поколебать. Именно в этот период главным образом формируются будущие бездари и гении, поэты, музыканты, художники, мыслители, альтруисты и негодяи, злодеи, палачи и изверги.
Только в младенчестве каждый без исключения (разумеется, когда нет каких-либо чрезмерных отклонений и патологий) способен научиться ходить и говорить, приобрести множество других важнейших знаний, умений, навыков. Каким образом, с помощью каких средств младенцы учатся, да еще так поразительно успешно, остается пока тайной за семью печатями. Ведь, например, когда они осваивают речь, взрослые не могут что-либо подсказать, посоветовать и уж тем более приказать, заставить, напугать, наказать. То есть использовать обычный арсенал своих дидактических средств, который обычно используют впоследствии. Если при обучении ходьбе младенец еще может наблюдать за взрослыми и подражать им, пользуясь врожденным подражательным инстинктом, то, овладевая речью, он не видит, как работают при разговоре язык, гортань, голосовые связки, полость рта, дыхательный аппарат взрослого, и не может им подражать.
Самое любопытное и важное — что, овладев речью, ребенок как бы утрачивает свой гениальный познавательный дар, свою дидактическую самостоятельность, независимость, все больше используя дидактику взрослых и все больше нуждаясь в их помощи для своего дальнейшего развития. То есть между бессловесным и словесным периодами развития как бы существует некоторый невидимый барьер, некая граница, где осуществляется переход от одного типа познания к другому, принципиально отличному от первого и многократно уступающему ему в эффективности.
Огромнейший интеллектуальный потенциал мозга, располагающего миллиардами нервных клеток, используется лишь в ничтожной мере — включено в постоянную работу всего лишь 3—4% их общего количества, остальные бездействуют, как бы навсегда остаются заблокированными. Мозг разделен на два полушария, работающие в разных, несогласованных режимах. Одно из них также используется в крайне ограниченном объеме, то есть тоже как бы заблокировано. Совместная работа обоих полушарий (именно тогда достигается наибольший познавательный, мыслительный, интеллектуальный, творческий эффект) разбалансирована, асинхронизирована.
Весь психический аппарат человеческого организма тоже разделен на две разновеликие, сознательную и бессознательную, части, действующие преимущественно совершенно независимо друг от друга и к тому же в совершенно различных режимах. Причем бессознательная часть по объемам выполняемой работы и силе воздействия на весь организм в неимоверное число раз превосходит сознательную.
Что все это означает? Не работает ли мозг, психический, познавательный аппарат младенцев как единое целое сознательного и бессознательного, в наиболее эффективном, синхронизированном для обоих полушарий режиме? И не утрачивают ли они все это после овладения речью, когда все в этом аппарате разделяется, блокируется, как у взрослых? И не объясняются ли вспышки гениальности, прозрения, свершения великих открытий у взрослых тем, что в эти мгновения их психический, познавательный, интеллектуально-мыслительный, чувственный аппарат работает как младенческий? С этой точки зрения следовало бы обратить внимание на тот факт, что психика многих выдающихся людей если и не травмирована патологически, то имеет явно выраженный пограничный в отношении нормы характер. Не означает ли все это, что в нормальном, здоровом состоянии мозг и психика работают в заблокированном, асинхронизированном режиме, а испытав травмы, психические потрясения, получив патологические или близкие к ним изменения, они зачастую переключаются на синхронный, «младенческий», «гениальный» режим работы?
Как видим, здесь пока одни вопросы, и психолого-педагогической науке предстоит найти на них ответы.
Все вышесказанное
свидетельствует, какое внимание общество должно уделять материнству и раннему детству. Помимо пересмотра, перестройки порядков в роддомах, внедрения современных техник ведения родов, подготовки и переподготовки медперсонала, совершенно иным должно стать и отношение к отцам и матерям. Девочек с самых ранних, дошкольных лет и вплоть до послеродового материнства придется тщательно готовить и учить. И точно так же тщательно готовить мальчиков к роли мужей и отцов. Теперь уже известно, что самым опасным для плода является период после зачатия, первые недели и месяцы, когда происходит большинство выкидышей. Именно в это время (как, впрочем, и на всем протяжении беременности) женщина нуждается в особо заботливом отношении к себе, в нормальном, без чрезмерных нагрузок, стрессов и потрясений, здоровом жизненном режиме. Без таких мер существенно повысить интеллектуальный, творческий потенциал человечества, его физическое, психическое, духовно-нравственное здоровье невозможно.
Огромная работа в этом направлении ведется уже давно. В конце 60-х годов XX века в некоторых странах началось обучение младенцев с первых недель (а то и дней) жизни плаванию.
Уже имеются специальные методики развития, воспитания плода на разных стадиях беременности. «Читать раньше, чем ходить» и «Читать раньше, чем говорить» — эти, вышедшие недавно в России, книги раскрывают соответствующий практический опыт, его удивительные результаты.
Поистине невероятных, потрясающих успехов в развитии познавательных способностей детей достиг академик В.Бронников. Некоторые ученые называют результаты его научно-исследовательских экспериментов главным открытием XX века, «величайшим событием в истории человечества».
Бывший президент знаменитой фирмы «Сони» Масари Ибука, инженер по образованию, много лет посвятил педагогике раннего возраста. Возглавляя «Сони», одновременно создал и возглавил «Ассоциацию раннего детства» и организацию «Обучение талантов», написал книгу «После трех уже поздно», которая принесла ему мировую славу.
Тоже инженер по профессии известный русский педагог-аматор Борис Никитин разработал оригинальную комплексную и высокоэффективную систему интеллектуального и физического развития, закаливания детей, начиная с внутриутробного периода и заканчивая школьным детством. Создал комплекс поразительно эффективных, любимых детьми спортивных снарядов для семьи, дошкольных учреждений, школ, систему оригинальных развивающих игр и игрушек (знаменитый уникуб Никитина и др.), выдвинул и обосновал результатами многолетних исследований гипотезу необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Главный вывод ее таков: «Каждый здоровый (физически и умственно) ребенок, рождаясь, обладает... колоссальными... возможностями развития... богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития ребенка. ...«время дозревания» (от 0 до 7 лет. — Я.Б.) и есть время наивысшей пластичности, наивысшей чувствительности к внешним условиям и самых широчайших возможностей к развитию. Это самое благоприятное время для «закладки» и начала развития всего многообразия человеческих способностей... Лишив ребенка своевременного и полноценного развития в младенчестве и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на всю жизнь на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени на это развитие и на низкий конечный результат».
Книги Никитина стали бестселлерами, переведены на 13 языков, выдержали более 60 изданий. Налажено массовое производство никитинских спортснарядов и развивающих игр. В Германии создан даже специальный «Институт Никитиных».
* * *
Уже очевидно: та страна, тот народ добьются наибольших достижений в своем развитии, кто первым в наибольшей мере сумеет использовать поистине неограниченные возможности раннего детства.