«АРТЕК» ОЧАРОВАЛ ОЛИМПИЙЦЕВ

19 июля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 19 июля-26 июля

Закончилась VII Международная биологическая олимпиада школьников, которая впервые проводилась в Украине, как независимой стране...

Закончилась VII Международная биологическая олимпиада школьников, которая впервые проводилась в Украине, как независимой стране. В ней участвовали юные биологи из 24 стран, представители еще четырех стран присутствовали как наблюдатели.

Первое место по количеству набранных баллов занял участник из Турции. На втором - украинские олимпийцы.

Золотая медаль присуждена Инне Шишиновой (г.Севастополь). Серебряная - Семену Еселевскому (г.Киев) и Максиму Орловскому (г.Запорожье), бронзовая - Игорю Пирожку (г.Хмельницкий).

«Она была для нас самой легкой», - сказал один из организаторов VII Международной биологической олимпиады. И добавил после паузы: «Потому что ее не с чем сравнивать»... Я потом допытывалась у председателя жюри, преподавателя Украинского педагогического университета имени М.Драгоманова Станислава Страшко, какая же все-таки олимпиада из всех семи более всего очаровала ее участников и гостей. И пан Станислав, не кривя душой, поскольку он человек очень серьезный и лишенный, как глава жюри, внешних эмоциональных всплесков, отметил хорошую организованность олимпиад в Чехии, экзотичность в Таиланде и чисто украинское радушие и щедрость хозяев нынешней олимпиады. То же самое, только уже в эмоциональной окраске, говорили и другие руководители групп из Чехии, Словакии, Таиланда, Финляндии, Китая и многих других стран... Итого 28 стран увидело «один из красивейших уголков планеты», как сказал профессор Витеслав Бичек из Чехии. Столько стран-участниц, как в Украине, не было нигде.

Интересно, как же «произрастают» олимпиады? Первая готовилась на базе школьных программ. Но лучшие ученики не дали ей заплесневеть в болоте консерватизма. И постепенно уровень олимпиад поднялся до второго-третьего курса вуза. Конечно, с учетом того, на какие рубежи вышли в разных странах биологи. Например, в Болгарии ничего не знают об этологии, в Голландии - наоборот. В Чехии дети прекрасно ориентируются в биосистематике.

Ну, а как обстоят дела с «подсказкой»? Ведь такое, при всем уважении к странам-участницам, тоже нельзя исключать.

Пан Страшко об этом такого мнения. Главное, считает он, выйти на минимум языков, чтобы при переводе исключить ту самую подсказку. На нынешней олимпиаде, учитывая то, что в ней принимали участие многие из стран СНД, это были русский и английский. Но это не исключало перевод на национальные языки стран-участниц. И тут вся надежда на высокое чувство чести переводчиков, руководителей групп.

По большому счету задумка олимпиад в том, чтобы выделить победителей из широкой базы участников, а не из какой-то интеллектуальной группы. То есть увидеть уровень биологической науки в целом по странам. Для определения этого нужно взять на контроль наличие массовых состязаний в каждой отдельной стране. Сейчас уже действует координационный центр в Праге по этой проблеме.

Теперь о тестах. Как они составляются?

Задания нынешней олимпиады определял коллектив Всеукраинского жюри. Это очень кропотливый и не легкий труд. Можно задать суперинтересный вопрос - но кто на него ответит? Поэтому важно не только уметь поставить вопрос, но и максимально адаптировать его к школьному уровню. И тесты, конечно же, не базируются только на школьной программе. Иначе, все участники олимпиады должны были бы увезти с нее золотые медали...

- Составлять вопросы можно по разной логике, - говорит С.Страшко. - Можно ориентировать на вузовскую программу. Но она предполагает накопление фактических знаний. На них школьник может не ответить. Но есть вопросы, которые должны выявлять знания логические, выявляющие общебиологическое мышление. Вот их-то составлять очень сложно, бывает, что на их формирование уходят многие месяцы...

Кроме того, тесты составляются не ради престижа того или иного преподавателя, ученого. А для того чтобы как можно более справедливо выявить талант ребенка. Его уникальность. И эта задача - самая важная.

Но какое счастье должен испытывать человек, если ему удастся найти такого ребенка! Вот, например, Максим Поляков, который участвовал в прошлой международной олимпиаде, на нынешней уже был куратором. Имеет пять научных работ и второй раз будет бороться за соросовскую стипендию.

Председатель жюри олимпиады считает, что у нас в стране идеальная система отбора талантов. Школьные олимпиады - это примерно 20 тысяч детей, которые соревнуются в знаниях. На национальном уровне - остается десять, а на международный выходят - четыре. Это уже, как говорится, «сливки»! И это при том, что государство практически не тратит ни копейки на предварительное развитие детей. Печально, но факт.

Олимпиада для школьников - это не только тесты и вопросы-«головоломки», но и праздник. И если взрослое население «Артека» ломало головы, спорило и «тусовалось» над тестами и ответами, то дети очень быстро нашли общий для всех стран язык дружбы, привязанности, любознательности и радости. Ведь «Артек» - это уникальная страна в стране.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно