ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕНОМЕН, ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПО-ЮЖНОКОРЕЙСКИ

17 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 17 января-24 января

К декабрьской президентской гонке Сеул готовился без истерии и необоснованного оптимизма. Корейц...

К декабрьской президентской гонке Сеул готовился без истерии и необоснованного оптимизма. Корейцы, как всегда, спокойно работали; дома и почтовые ящики не были переполнены открытками; никто никого не подкупал гречкой и наличными вонами. Избиратели пришли на свои участки и, отдав дань президенту Ким Дє Чжуну, пожалели его седины и проголосовали за молодого и энергичного соперника.

Новоизбранный президент Республики Корея Ро Му Хен, судя по всему, настроен выполнить свои предвыборные обещания по обеспечению высокого экономического роста и справедливого распределения богатства. На первой пресс-конференции после выборов он, кроме прочего, пообещал взять под контроль инфляцию и стабилизировать цены на недвижимость. Ро Му Хен сообщил, что его целью является построение рыночной системы, которая должна внести свежую струю в экономику. Поэтому курс на рыночные реформы будет всемерно поддерживаться.

Во время предвыборной кампании Ро Му Хен обещал повысить ежегодный экономический рост до 7% в течение своего пятилетнего президентского периода, который начинается в феврале 2003 года. А также стабилизировать рост потребительских цен на уровне 3% и создать 2,5 млн. рабочих мест.

Однако аналитики считают, что достичь желанных 7% в 2003 году Южной Корее будет довольно сложно в связи с замедлением темпов мировой экономики. Чтобы обеспечить такие результаты, страна должна значительно расширить свой экспорт и увеличить инвестиции в средства производства.

Государственный Корейский институт развития (KDI) прогнозирует, что рост национальной экономики в 2003 году составит 5,3% (в 2002-м — 6,1%).

Другие национальные и международные экономические организации также склонны прогнозировать некоторое торможение. В частности потому, что внутренний спрос — двигатель экономического роста — в 2002 году продемонстрировал тенденцию к уменьшению. Страна должна справиться с глобальной неопределенностью по поводу возможной войны Соединенных Штатов с Ираком и нестабильных цен на нефть. Кроме этого, перед новой администрацией Хена стоят такие проблемы, как высокий уровень задолженности домохозяйств, все возрастающее количество лиц, неспособных вернуть кредиты и т.п. Придется также определяться с дальнейшей судьбой Hynix Semiconductors и трех подразделений Hyundai Group, испытывающих серьезные финансовые трудности.

Эксперты считают, что в 2003 году правительство должно активизировать работу по корпоративной и финансовой реструктуризации, приостановленную перед президентскими выборами. Тогда удалось развеять миф о том, что «чеболи» (финансово-промышленные конгломераты) слишком велики для того, чтобы обанкротиться. То есть руководство страны наконец признало, что даже крупные предприятия не выживут, если они неконкурентоспособны. Поэтому 16 из 30 конгломератов были проданы, прошли процесс слияния или ликвидированы. Практика менеджмента, базирующегося на конкурентоспособности, а не на расширении за счет кредитов, улучшила финансовую структуру и прибыльность большинства корпораций. Значительно улучшилось соотношение задолженности и акционерного капитала.

Прозрачный и ответственный менеджмент обеспечивается путем обязательного обнародования финансовых отчетов и назначением внешних директоров, что помогает избавиться от устаревшей, волюнтаристской практики управления.

Корпоративная реструктуризация стала непрерывным процессом, осуществляемым банками-кредиторами на основе соответствующего закона. В ее процессе было закрыто 631 нежизнеспособное финансовое учреждение, а в другие институты, испытывавшие финансовые затруднения, правительство инвестировало порядка 157 трлн. вон (130 млрд. долл. США). Эти меры позволили, в частности, уменьшить сумму «плохих кредитов» с 61,0 трлн. вон в конце 1999 года до 14,4 трлн. в июне 2002-го, то есть примерно до 2,4% всех заимствований.

Благодаря поправке к закону о банковском деле, ограничения по владению банками стали менее суровыми и поэтому приватизация банков, получивших деньги из общественных фондов, может осуществляться, если она целесообразна. После того, как полная защита депозитов была заменена частичной, игроки на рынке больше внимания уделяют эффективному управлению активами.

Прямые зарубежные инвестиции в южнокорейскую экономику в 2002 году составляли, по данным министерства торговли, промышленности и энергетики РК, 9,11 млрд. долл. США, что на 19,4 процента меньше, чем в 2001-м.

Основными причинами этого корейцы считают общую мировую неопределенность, связанную с возможной войной Соединенных Штатов против Ирака, и уменьшение количества проектов по слиянию и приобретениям.

Если говорить о региональной принадлежности инвесторов, то прямые зарубежные инвестиции из Соединенных Штатов в 2002 году выросли на 15,7% — до 4,5 млрд. долл. США, из Японии — на 81,7%, до 1,43 млрд. С другой стороны, инвестиции из стран Европейского Союза уменьшились на 45,7% — до 1,66 млрд. долл. США.

В этом контексте любопытны результаты опроса корейцев об их отношении к компаниям с иностранными инвестициями. Опрос проводился компанией ORC Korea от имени Корейской ассоциации иностранных компаний среди 1000 взрослых корейцев по всей стране.

74% респондентов считают, что компании с иностранными инвестициями сделали значительный вклад в экономическое развитие страны. Этот показатель превышает прошлогодний на 4%. Таким образом, опасения, ранее весьма распространенные среди корейцев — например, по поводу «оттока национального богатства» или «разрушения отечественной промышленности», — стали значительно меньше. Более того, 84% респондентов считают, что роль зарубежных компаний станет в будущем еще более весомой.

В перечне положительных качеств иностранных компаний респонденты назвали стабильность финансовой структуры, передовые технологические и управленческие методики, технологическую конкурентоспособность, разумный управленческий стиль, обеспечение занятости.

Что касается трудностей, с которыми сталкиваются иностранные компании, 23% назвали правительственные правила и установки, 18% — социальные и культурные различия, 14% — негативное отношение корейцев.

Правительственные службы обнародовали информацию, в соответствии с которой Республика Корея по показателям производительности труда занимает лишь 23-е место среди 30 членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее показатель составляет 31878 долл. США, что меньше, скажем, чем у Новой Зеландии или Греции.

Этот список возглавляет Люксембург — с показателями, превосходящими южнокорейские более чем вдвое. В первой десятке за ним идут Соединенные Штаты, Бельгия, Франция, Италия, Япония, Германия, Австрия и Австралия.

Вероятно, для украинцев будет интересной ситуация в энергетическом секторе Республики Корея, находящемся так же, как и наш, в процессе реформирования. Важным событием в этом плане стало утверждение правительством в конце 2002 года «Второго национального базового плана в сфере энергетики», содержащего направления политики и стратегию развития отрасли на следующее десятилетие.

Предполагается, что реализация плана начнется уже в текущем году. В целом он достаточно амбициозен — речь идет ни много ни мало о «преобразовании Республики Корея в центр азиатской энергетической отрасли».

С целью развития отечественной энергетической системы зависимость страны от нефти будет сокращена с нынешних 50 до 45%, а использование альтернативной энергии к 2011 году достигнет 5% всего энергопотребления.

Чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность энергетической отрасли, правительство до 2009 года завершит программу приватизации.

В газовой сфере предполагается приватизация Корейской газовой корпорации. В секторе розничной продажи элементы конкуренции будут вводиться в 2008 году.

Правительство также будет поощрять добровольное закрытие трех или четырех шахт из существующих на сегодня одиннадцати с тем, чтобы спрос и предложение угля до 2005 года были сбалансированы на уровне 3 млн. тонн.

В то же время предполагается тщательно отслеживать долю производственных затрат в потребительских ценах на электроэнергию, газ и отопление и предложить план реформирования структуры цен на все энергоносители до июня 2006 года с учетом состояния окружающей среды, принципов конкуренции и налоговых поступлений в казну.

Любопытно, что когда я пишу «президент пообещал», значит, известно, что он действительно выполнит обещанное. Если подчеркиваю «правительство определит сферы» — то южнокорейские министры действительно сделают выиграшные для страны акценты. Так уж принято в этом очень маленьком (по сравнению с Украиной) государстве, где населения почти столько же, сколько у нас...

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Торгово-экономической миссией при Посольстве Украины в Республике Корея.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно