ВТОРОЙ ФРОНТ

7 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Попытки перекрыть каналы финансовой подпитки врагам цивилизованного мира продиктованы объективной необходимостью — без их отсечения говорить о полной победе в войне с гидрой терроризма не приходится...

Канадские антиглобалисты против саммита МВФ (Оттава, ноябрь 2001 г.)
Канадские антиглобалисты против саммита МВФ (Оттава, ноябрь 2001 г.)

Попытки перекрыть каналы финансовой подпитки врагам цивилизованного мира продиктованы объективной необходимостью — без их отсечения говорить о полной победе в войне с гидрой терроризма не приходится. Однако отслеживание денежных потоков, используемых для финансирования подпольной экстремистской деятельности, — задача не из простых. Ее решение, возможно, еще только предстоит отыскать…

О решимости противостоять всеми возможными методами и средствами терроризму, и, в частности, его финансированию, уже было заявлено практически на всех прошедших после 11 сентября крупных международных форумах. В рамках антитеррористической кампании 150 государств мира заявили о намерении бороться с источниками финансирования злоумышленников, а 80 из них, по словам пресс-секретаря госдепартамента США Ричарда Баучера, уже заблокировали счета различных террористов-одиночек и террористических групп. На саммите МВФ, проводившемся 16—17 ноября в канадской столице Оттаве под уже ставший традиционным гул протестов антиглобалистов и звон бьющихся витрин ресторанов McDonalds, эта тема также, конечно, не была обойдена вниманием. Не секрет ведь, что именно рычаги воздействия Международного валютного фонда не раз доказывали свою действенность, когда необходимо было оказать давление на некоторые развивающиеся государства.

На словах необходимость сотрудничества и консолидации осознают все, поэтому на совещании был принят целый ряд важных решений. В первую очередь такое взаимодействие подразумевает более интенсивную кооперацию различных государств в области обмена информацией и принятие в национальных законодательствах необходимых поправок, которые будут предусматривать признание финансирования и пособничества террористам уголовным преступлением. Государственные органы финансового и банковского надзора получат более широкие полномочия в отслеживании и идентификации подозрительных денежных трансакций. На международном уровне предусматривается координация их действий. Делегаты горячо обсуждали вопрос о предоставлении МВФ статуса главного мирового надзирателя и координатора деятельности других «сторожевых псов» финансовых рынков. Однако итоговое коммюнике содержит только фразу о том, что Фонд будет помогать надзору всеми доступными средствами, но его полномочия ограничатся пределами «имеющегося мандата и специальных знаний».

Помимо всего вышеперечисленного, заявлено о возможности принятия жестких санкций против держав, которые не смогут продемонстрировать свою решимость противостоять нелегальному финансированию злоумышленников и попадут в «черный список изгоев». На встрече в Оттаве был даже установлен срок для выполнения принятых решений — 1 февраля следующего года. В случае неповиновения или слабой активности та или иная страна рискует оказаться в финансовой изоляции. Карательные меры предусматривают, например, прекращение деятельности банков такого государства на международных рынках.
Итоги форума явились логическим продолжением результатов проходившего в конце октября совещания представителей стран–участников международной организации по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force — FATF). Эта структура была создана странами «большой семерки» в 1989 году, нынче она объединяет 29 государств, на территории которых находятся практически все значимые финансовые центры мира. После событий 11 сентября было принято решение расширить полномочия FATF и противодействие сделкам террористов. Особое внимание будет уделено оффшорным зонам и странам со строгими законами о банковской тайне. Судя по всему, о последней скоро и вовсе придется забыть.

Но недостатков и лазеек в системе финансового регулирования хватает не только в Науру или Самоа, Израиле или Венгрии, Египте или России, Пакистане или Саудовской Аравии. Как показали исследования, 2/3 среди членов самой FATF не полностью соответствуют ее требованиям. Даже Соединенные Штаты и Великобритания вынуждены сейчас вносить поправки к законодательству. 26 октября Конгрессом США был одобрен и в тот же день утвержден президентом закон, получивший название «Патриотический акт». Он содержит целую серию положений, расширяющих полномочия полиции и федеральных агентств по надзору за гражданами. Ужесточаются банковское и иммиграционное законодательства, наказания за пособничество террористам. Показательно, что потеря значительной части столь беззаветно лелеемых веками свобод в обмен на весьма гипотетическое повышение безопасности не испугала ни законодателей, ни рядовых граждан. И если обычно обсуждение столь серьезных проектов длится многие месяцы и годы, то на подготовку и принятие нынешнего ушло всего шесть недель.

В США создана специальная следственная группа, в которую вошли представители министерства юстиции, налогового управления, таможенной службы и ФБР. Ее цель — борьба с деятельностью подпольных финансовых посредников, фальшивых благотворительных фондов, коррумпированных банковских учреждений, а также многими финансовыми злоупотреблениями, связанными с терроризмом. Шутка ль сказать, оказывается, даже ООН, сама того не ведая, финансировала организацию, которая, по мнению официальных представителей министерства финансов США, была подставной компанией группировки «Аль-Каид». Были обнаружены доказательства того, что фонд Мувафакка, центр которого находится в Саудовской Аравии, был одним из 16 благотворительных агентств, разделивших между собой почти 2 миллиона долларов для оказания помощи Судану в 1997 году. Представители министерства финансов США полагают, что эта организация была основана Ясином аль-Кади, то есть одним из лиц, активы которого в США были заморожены по подозрению в пособничестве террористам.

В первых числах ноября официальные Лондон и Вашингтон заморозили счета 25 организаций, связанных с международным терроризмом. Однако эта и другие заявленные финансовые победы — пока лишь ситуативный перевес, полученный на собственной территории. Новая подпитка несомненно будет осуществляться до тех пор, пока будут существовать враждебные цивилизации реакционные политические режимы, нелегальная торговля оружием и наркотиками. Да и просто состоятельных врагов западного мира и сочувствующих идеям джихада на планете найдется предостаточно.

Как заявляют американские официальные лица, подготовка и воплощение в жизнь атаки, произведенной на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября, обошлись ее организаторам в достаточно скромную для столь громкой и серьезной операции сумму — менее 500 тыс. долл. Трансферт, который был сделан при открытии использовавшегося для оплаты основных расходов счета, составил 100 тыс. долл. Поступление такого «скромного» перевода, несмотря на то, что сделан он был из ближневосточного региона, вряд ли могло показаться властям подозрительным. Для глобальных валютных рынков, ежедневный оборот которых измеряется объемами порядка 1—1,5 трлн. долл., такая сумма — все равно, что малюсенькая иголка в огромном стогу сена. Все остальные расходы оплачивались туристическими чеками и поддельными кредитными карточками.

Террористические финансовые цепи характеризуются чрезвычайной запутанностью и сложностью. Как и глобальную мировую информационную сеть, Интернет, их невозможно разрушить, разрывая связующие нити и ликвидируя отдельные ячейки. Так что уничтожение финансовых основ терроризма потребует от властей попросту титанических усилий. Стратегическая цель, стоящая перед ними сейчас, навевает воспоминания о подобном противостоянии блюстителей закона и угрожавших заполучить тотальный контроль над обществом мафиозных бутлегерских кланов. Тогда американцы сумели победить зло. Однако на этот раз задача оказалась посложнее — она приобрела глобальные масштабы, и далеко не все участники событий находятся в прямой юрисдикции судей и обвинителей. Значительная часть паутины террористических денежных сетей находится вне пределов контроля и влияния регулирующих органов, а ее звенья являются очень мелкими и незаметными.

Один из механизмов нелегальных платежей — традиционный мусульманский метод денежного обращения под названием хавала. Эта система денежных переводов наиболее широко используется на Ближнем Востоке и Северной Африке, однако ее тонкие щупальца проникают далеко за пределы указанных регионов. Не имея никакой четкой и формализованной структуры, она, тем не менее, является неотъемлемой частью и играет чрезвычайно важную роль в функционировании экономик и вообще жизнедеятельности исламских государств. Основана хавала на помеси наличных и доверительных расчетов между ее агентами — посредниками и доверенными лицами.

Когда честному, или не очень, мусульманину требуется произвести денежный перевод или тот или иной платеж, он просто приходит к такому посреднику и приносит соответствующую сумму наличными, сообщая ему, где находится адресат. Посредник по собственным каналам информирует другого агента, часто в другой стране, о месторасположении получателя, сумме перевода и коде (или пароле). Никаких реальных перемещений «кэша» через границы не происходит, никакие формализованные записи не ведутся — нет никакой документации вообще! Единственные ограничения — наличная сумма отправителя и финансовые возможности посредника. Переводы в несколько десятков тысяч долларов не являются редкостью.

Получатель, придя в расположение посредника и сообщив ему необходимые «реквизиты», «обналичивает» или переводит сумму в другом направлении. Агенты работают где угодно — от придорожных палаток или мелких контор в Южной Африке до подсобок и потайных комнат в Европе и Северной Америке. В Пакистане, Индии и странах Персидского залива хавала распространилась больше всего. По информации Wall Street Journal, пакистанские официальные лица, например, оценивают валютные поступления в свою страну посредством этой неформальной системы платежей в 5 млрд. долл. ежегодно, что делает ее одним из главных источников твердой валюты для государства. Треть этой суммы приходится на средства, получаемые гражданами Пакистана от своих родственников за границей. Зарубежные активы пакистанцев, по оценкам Financial Times, составляют от 40 до 60 млрд. долл. — сумму, приблизительно эквивалентную годовому ВВП страны.

В государстве, где средний годовой доход населения составляет порядка 400 долл., такие поступления играют очень важную роль, помогая поддерживать экономическую и политическую стабильность. Вот почему полностью ликвидировать хавалу практически нереально. Взять ее под контроль, даже при маловероятном условии полного содействия властей того или иного государства, также не представляется возможным ввиду ее аморфности. Хавала практически не привязана к какой-либо инфраструктуре, а значит, определенному местоположению. Между тем она очень полезна и удобна для запутывания тех или иных финансовых операций, ведь ее лабиринты просто-таки перенасыщены всевозможными реальными и псевдопосредниками, тупиками и фальшивыми нитями. Она уже давно используется богатыми арабскими покровителями и сочувствующими организациями для финансирования террористических групп исламских экстремистов и религиозных школ правого толка, внушающих молодым мусульманам идеи священной войны с неверными…

Каким образом будет вестись борьба с талибами на втором, финансовом фронте, пока не ясно, да и окажется ли она эффективной — также большой вопрос.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно