На днях Украина пересекла символические 100 дней от исторического решения Европейского Совета 14 декабря 2023 года о начале вступительных переговоров с Европейским Союзом, но ряд важных решений, которые должны были принять к этой знаменательной дате, отсрочили. Причины этого переноса подробно рассматривает в своей статье для ZN.UA Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, председатель ОО «Центр новых решений» Константин Елисеев «Вступление Украины в ЕС: 100 дней без переговоров. 100 дней до переговоров».
Ожидалось, что за этот период украинские власти завершат надлежащее выполнение четырех рекомендаций, определенных в отчете Европейской комиссии о прогрессе Украины за 2023 год. Речь идет о принятии следующих законопроектов:
- об усилении возможностей НАБУ;
- в отношении национальных меньшинств;
- о лоббировании;
- расширение возможностей НАПК.
ЕК, со своей стороны, должна была подготовить и предоставить Совету ЕС на утверждение проект переговорной рамки, определяющий форму, содержание и алгоритм вступительных переговоров.
Этапными событиями на пути к открытию переговоров должны стать следующие даты:
- 12 марта - утверждение Еврокомиссией проекта переговорной рамки;
- 19 марта — заседание Совета ЕС по общим вопросам, сопровождающее все решения по политике расширения ЕС;
- 21 марта — заседание Европейского Совета, где лидеры государств-членов ЕС должны были благословить на самом высоком уровне официальный старт переговоров.
Именно в эти даты сторона ЕС должна по оптимистическому сценарию принять все решения, необходимые для фактического запуска переговоров, и создать условия для созыва инаугурационной Межправительственной конференции Украина—ЕС.
«Пожалуй, первой причиной переноса сроков фактического начала переговоров стали, как ни странно, завышенные ожидания в самой Украине. Из Киева постоянно звучали сигналы о чрезвычайном позитиве и успехе в вопросе продвижения путем сближения с ЕС. Работу над добросовестным выполнением условий ЕС украинские власти подменяли публичными популистическими заявлениями относительно прогнозных сроков завершения переговоров и вступления в Союз, который вот-вот состоится. Чего стоит лишь необоснованное заявление чиновников о том, что «Украина будет готова к членству в ЕС через два года»!», — пишет посол.
По его словам, решение ЕС от 14 декабря 2023 предусматривало перспективы начала переговоров с Украиной о вступлении уже в ближайшее время. Кроме того, в нем говорилось и о предложении Совету ЕС принять переговорную рамку уже после того, как будут выполнены соответствующие условия, изложенные в рекомендациях Еврокомиссии. Речь идет о широко известных семи рекомендациях ЕК для Украины, которые определили и довели до сведения Киева в июне 2022 года:
- реформа Конституционного суда;
- продолжение судебной реформы;
- антикоррупция, включая назначение руководителя САП;
- борьба с отмыванием средств;
- реализация антиолигархического закона;
- согласование аудиовизуального законодательства с европейским;
- изменение законодательства о нацменьшинствах.
Как откровенно признают европейские партнеры, они были сформулированы так, чтобы Киев мог максимально быстро и без труда справиться с ними. Однако драгоценное время было потеряно. Вместо обещанных властями двух месяцев эти рекомендации выполняли более полутора лет.
В результате Украина не воспользовалась благоприятным окном возможностей для старта переговоров 2023 года. К сожалению, это окно закрылось в первой половине 2024-го из-за начала подготовки Брюсселя к июньским общеевропейским выборам, результаты которых будут определять политический расклад сил в Евросоюзе на следующие пять лет.
Ранее мы писали о том, что Украина остро нуждается в финансовой, военной и политической поддержке со стороны ее западных союзников. По крайней мере, в вопросе политической поддержки ЕС достиг определенных успехов. Что касается финансовой помощи, то он не смог сделать шаг навстречу в критический момент, когда дальнейшая помощь США висит на волоске.