Цезарий Филипович: Мы ждем от Украины конкретных сигналов

11 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 11 февраля-18 февраля

В последние недели сторонники европейского направления работы нефтепровода Одесса—Броды воспряли духом: официальный Киев подтвердил, что реверс — это временное явление...

В последние недели сторонники европейского направления работы нефтепровода Одесса—Броды воспряли духом: официальный Киев подтвердил, что реверс — это временное явление. К тому же, в минувший понедельник Европейский Союз принял дополнение к Плану действий, в котором зафиксировал предложение начать подготовку к диалогу высокого уровня в энергетической сфере. С учетом создания Брюсселем стабильной и надежной системы энергопоставок в расширенном Евросоюзе Одесса—Броды как часть Евроазиатского нефтетранспортного коридора может стать наиболее реальным проектом сотрудничества Украины и ЕС.

Но сторонникам реализации этого проекта надо спешить, поскольку не спят и приверженцы конкурентных маршрутов. Так, известная сторонница реверсного направления работы Одесса—Броды компания ТНК-ВР выбрана координатором группы фирм, заинтересованных в строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис.

Не следует забывать и о том, что Кремль не оставляет попытки покрепче привязать Украину к российским нефти и газу. Ведь этой судьбы не удалось избежать даже Польше. Антоний Мацеревич, член польского парламентского комитета по расследованию скандала с компанией PKN Orlen, в недавнем интервью Rzeczpospolita заявил, что россияне, используя жадность и некомпетентность политиков, заманили Польшу в ловушку и дискредитировали идею норвежского трубопровода, а также блокировали проект трубопровода Одесса—Броды…

О сегодняшней ситуации с реализацией проекта Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск и возможных инвесторах этого коммерческого предприятия — интервью генерального директора международного трубопроводного предприятия «Сарматиа» Цезария Филиповича и члена правления этой украинско-польской компании Цезария Левандовского.

— Украинско-польское предприятие «Сарматиа» существует уже длительное время. Однако практических результатов его работы пока не видно…

Цезарий Левандовский: Я не могу согласиться с вашей оценкой. На сегодняшний день мы работаем по трем основным направлениям: первое — это определение тарифной политики; второе — уточнение трассы прохождения нефтепровода Броды—Плоцк; третье связано с наполнением инвестиционной корзины проекта. Кроме того, мы занимаемся мониторингом процедуры выделения Еврокомиссией гранта в размере 2 млн. евро, которые планируется израсходовать на подготовку технико-экономического обоснования проекта.Цезарий Филипович: Хотелось бы отметить, что для получения гранта от Европейской комиссии необходимо подтверждение нового украинского правительства, что Украина будет продолжать развивать и строить этот проект вокруг рынка Европы. Без этой гарантии невозможно будет получить деньги.

— Кроме подтверждения со стороны украинского правительства готовности использовать нефтепровод Одесса—Броды в прямом направлении, какие еще конкретные шаги от Украины ожидает польская сторона?

Ц.Ф.: Прежде всего, что в новом правительстве Украины будет определен человек, который отвечал бы за этот проект. Безусловно, никто не ожидает, что польское или украинское правительство будет заниматься практическими делами. Но, во-первых, мы рассчитываем на политическую поддержку проекта с их стороны. Во-вторых, на оказание помощи в получении денег на его развитие.

— Одним из направлений деятельности «Сарматии» является поиск инвесторов для строительства участка Броды—Плоцк. Насколько успешно идет работа в этом направлении?

Ц.Л.: Наибольший интерес у нас вызывают фирмы, занимающиеся добычей нефти в районе Каспийского моря. И, конечно же, те компании, которые являются ее потребителями в Европе. Понятно, что на выбор страны и трассы транспортировки этой нефти большое влияние имеют политические факторы.

— И кто же будет главным инвестором строительства участка Броды—Плоцк?

Ц.Л.: Мы открыты к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Я считаю, что в проекте лучшим решением было бы участие двух-трех известных фирм. Безусловно, одна из них должна заниматься добычей нефти в Каспийском море, лучше всего в Казахстане. Кроме того, желательно привлечь известный американский нефтяной концерн. Эта модель была бы идеальной для этого проекта. Но мы также не исключаем участия и российских компаний.

— Вы продолжаете переговоры с американскими компаниями? Или после принятия украинским правительством решения о реверсном направлении работы нефтепровода Одесса—Броды эти переговоры заморожены?

Цезарий Филипович: В 2004 году мы очень интенсивно вели переговоры с американской компанией ChevronTexaco. Однако решение правительства Украины относительно временного наполнения трубопровода Одесса—Броды российской нефтью марки urals усложнило проведение переговоров и привело к их приостановке. Теперь мы ждем от правительства Украины конкретных сигналов для того, чтобы обмен мнениями продолжить. Этого сигнала ждут и нефтедобывающие компании, в том числе и ChevronTexaco.

Кроме того, решение о реверсном направлении работы Одесса—Броды имело для нашего проекта еще одно негативное последствие. Дело в том, что не все в мире воспринимают это решение как временное. Потому нефтедобывающие компании начали искать другие возможности обхода Босфора.

Сейчас очень активизировались конкурентные проекты по отношению к Евроазиатскому нефтетранспортному коридору (ЕАНТК). Это такие проекты трубопроводов, как Бургас—Александруполис и Бургас—Влера. Первый идет в Грецию, второй — в Албанию. И если хотя бы один из них будет реализован быстрее, чем ЕАНТК, естественно, шансов на реализацию нашего проекта будет немного.

— Насколько российский фактор оказывает влияние на желание инвесторов, в частности польских, вкладывать средства в реализацию проекта Броды—Плоцк?

Ц.Ф.: К сожалению, существует миф, что Одесса—Броды создает конкуренцию российским нефтяным компаниям. Это не так. Но он усложняет возможность сотрудничества с этими фирмами. Большой перспективой для развития проекта Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск является не столько возможность поставки каспийской нефти в Украину, Польшу или Европу, сколько строительство в будущем еще одного участка трубопровода, который позволит транспортировать нефть к немецкому глубоководному порту Вильгельмсхафен. Оттуда ее можно будет поставлять и на американский рынок.

И в ситуации, когда россияне пока еще не нашли надежных путей транспортировки своей нефти в США, мы просто обязаны объединить усилия и совместно достроить трубопровод до Вильгельмсхафена. Ведь это откроет дополнительные возможности как для российской стороны, так и для нас.

— В Польше существовала достаточно серьезная оппозиция проекту Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. А как сейчас обстоят дела?

Цезарий Левандовский: Точно так же, как и в Украине, она была, есть и будет. Но для нас главное, чтобы наши аргументы позволили все же реализовать этот проект.

P.S. Кабинет министров Украины в ближайшие дни проведет совещание при участии широкого круга экспертов и специалистов по вопросам достройки нефтепровода Одесса—Броды до польского города Плоцк и его эксплуатации в прямом направлении. Об этом заявила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в телефонном разговоре с главой правительства Польши Мареком Белькой, сообщили в пресс-службе КМУ.

М.Белька в свою очередь отметил, что наиболее приоритетным вопросом двухсторонних отношений считает проект транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды.

Главы правительств обсудили также первоочередные меры, необходимые для интенсификации двухстороннего диалога. М.Белька согласился прибыть с визитом в Киев в конце февраля — начале марта.

Европейский инвестиционный банк в начале февраля заявил, что готов на специальных условиях профинансировать продолжение до Польши нефтепровода Одесса—Броды как приоритетного проекта для энергетической безопасности ЕС. Инвестиции могут составить 500 млн. евро.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно