ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА РЫНКА — ПОТРЕБИТЕЛЬ

6 декабря, 2002, 00:00 Распечатать

Погружаясь в океан товаров и услуг, разлившийся по Украине с переходом к рыночным отношениям, не следует забывать, что, как и в любом другом водоеме, здесь нужно быть осторожным, чтобы не утонуть...

Погружаясь в океан товаров и услуг, разлившийся по Украине с переходом к рыночным отношениям, не следует забывать, что, как и в любом другом водоеме, здесь нужно быть осторожным, чтобы не утонуть. И если на киевских пляжах с горожан и гостей столицы не спускает бдительного ока Общество спасения на водах, то на рыночной «акватории» роль спасателя отведена Главному киевскому городскому управлению по делам защиты прав потребителей. 9 декабря исполнится десять лет с того дня, как эта организация встала на защиту наших потребительских интересов. А круглая дата — «железный» повод не только для поздравлений, но и для оценки достигнутого.

Обращаясь к истории, следует припомнить май 1991 года, когда Верховная Рада Украины приняла Закон «О защите прав потребителей», согласно которому в июле 1992-го был образован Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей. Вслед за этим 9 декабря 1992 года распоряжением Киевской городской государственной администрации создается региональное Управление по делам защиты прав потребителей, получившее со временем теперешнее название. Да и Государственный комитет по делам защиты прав потребителей указом Президента Украины впоследствии был ликвидирован с возложением его функций на Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации. А тот в свою очередь с октября 2002 года другим указом Президента преобразован в Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики...

Но задачи остались прежними, и Главное киевское городское управление по делам защиты прав потребителей продолжает выполнять их, умело используя такие мощные инструменты, как Конституция Украины, законы Украины «О защите прав потребителей», «О рекламе», указы Президента, постановления, распоряжения и поручения Кабинета министров.

О реальной помощи управления киевлянам свидетельствуют конкретные факты, цифры и слова благодарности тех, кому удалось решить свои проблемы при его поддержке. Только за последние пять лет потерпевшим от приобретения некачественных товаров и недобросовестных услуг возвращено свыше 5 млн., казалось, безвозвратно утерянных гривен. И если поначалу обманутые потребители не очень надеялись на чью-то помощь, то сейчас количество заявлений о защите прав потребителя значительно выросло. А это говорит о возрастающей правовой образованности граждан, о росте их доверия к защитникам своих потребительских прав.

Если в 1996 году Главное киевское городское управление по делам защиты прав потребителей получило от трехмиллионного населения столицы лишь 733 заявления, по которым в их пользу принято 709 решений, то уже в следующем их было 896 (положительно решено 840). В 1998 году получено 1336 заявлений и положительно решено 1394 (сюда включены и те, что перешли с предыдущего года), в 1999-м — соответственно 2072 и 2012. И только за девять месяцев текущего года по 2750 заявлениям принято 2060 положительных решений. Динамика, как говорится, налицо. В деньгах это выглядит следующим образом: в 1999 году потребителям возвращено за приобретенные некачественные товары свыше 254 тыс. гривен, в 2000-м — 263 тыс., 2001-м — почти 971 тыс. За девять месяцев нынешнего года — 720 тыс. гривен.

В Главное городское управление по делам защиты прав потребителей обращаются не только с жалобами, но и за советом, консультацией, разъяснением, как действовать в той или иной ситуации. Обращениям граждан, предоставлению им профессиональной юридической помощи всегда уделяется большое внимание.

Нередко между потребителем и продавцом товаров, работ или услуг возникают проблемы, которые не решить мирным путем. В таких случаях Главное управление оказывает помощь в оформлении судебного иска. При этом следует знать, что потребители освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

О том, к чему в большинстве случаев приводит эта поддержка, можно судить по таким примерам.

Как следовало из заявления жительницы Подольского района столицы, в доме, где она проживает, по вине государственного коммунального предприятия случился пожар, в результате которого было повреждено как само жилье, так и часть имущества. Кроме материального ущерба женщине был нанесен и моральный вред — вследствие стресса резко ухудшилось состояние здоровья. Изучив материалы дела, объяснения сторон и свидетельские показания, суд вынес решение удовлетворить иск на сумму около 65 тыс. гривен.

В судебном порядке были возмещены 34,6 тыс. гривен убытков, а также моральный вред, оцененный в 5 тыс., и гражданину, купившему в магазине ООО «Касан» автомобиль «Волга» со скрытыми дефектами.

А вот иск ОАО «Укртелеком», которое обратилось в суд с требованием возмещения клиентом задолженности в размере почти 26 тыс. гривен за пользование телефонной связью, так и остался без удовлетворения. Потребитель возражал против претензий «Укртелекома», ссылаясь на то, что приобрел квартиру недавно и понятия не имел о наличии в ней телефона. С заявлением об установке телефона он к истцу не обращался. В судебном заседании «Укртелеком» не представил никаких доказательств того, что потребитель заключал с ним договор на пользование телефонной связью. Как и факт пользования телефоном новым хозяином квартиры.

Особенно заметно возросла эффективность работы Главного управления с созданием в октябре с.г. общественной приемной во исполнение Указа Президента Украины от 13 августа 2002 года «О дополнительных мерах по обеспечению реализации гражданами конституционного права на обращения». Количество обращений от граждан, полученных в ходе личного приема, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в полтора раза.

Главное киевское городское управление регулярно организовывает мероприятия, направленные на информирование широких кругов общественности о правах потребителей, просветительские и правозащитные акции, такие, как «Киевляне — Киеву, киевлянам», «Знание прав — гарантия защиты», «Право потребителя — быть услышанным». В рамках акций — постоянно действующие передвижные выставки некачественных и фальсифицированных товаров, консультационные пункты. Только в текущем году средствам массовой информации передано более тысячи материалов о результатах работы по защите потребительских прав.

А чтобы эта работа стала еще предметнее и эффективнее, управление просит потребителей — читателей «ЗН» высказать свое мнение по проблемным вопросам социальной сферы. Для этого в анкете необходимо при положительном ответе поставить в соответствующей графе знак «плюс», а при отрицательном — «минус». Заполненные анкеты следует присылать по адресу: 04070, г. Киев, ул. П. Сагайдачного, 29а.

Телефон для справок: 417-23-09.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно