СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ — НЕ ВСЕГДА ПЛОХО ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ТАК СЧИТАЮТ В ХАРЬКОВЕ

2 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №9, 2 марта-8 марта

По темпам привлечения инвестиций Харьков, начиная с первого полугодия прошлого года, уверенно занимает в Украине первое место...

По темпам привлечения инвестиций Харьков, начиная с первого полугодия прошлого года, уверенно занимает в Украине первое место. Если за январь-июнь темп прироста инвестиций был около 43 процентов, то за девять месяцев 2000-го — уже 63 процента. Как заявляют местные власти, способствует этому введение в городе специального режима инвестиционной деятельности. По данным статистики, за первые восемь лет независимости Харьков получил немногим более 81 млн. долларов официальных инвестиций, в то время как за прошлый год утверждено 22 инвестиционных проекта общей стоимостью 70 млн. За неполные четыре месяца по шести проектам, которые реально начали работу, в город пришло более 5 млн. долларов. Кроме 22 утвержденных проектов, в высокой степени готовности еще 14, на сумму 36 млн. долларов. В первом чтении одобрено четыре проекта общей стоимостью в 90 млн. долларов...

Источниками финансирования инвестиционных проектов, утвержденных советом, в первую очередь являются прямые инвестиции — 44 процента. На 26 процентов — это собственные средства харьковских предприятий, личные сбережения горожан, еще на 20 — кредиты. 61 процент приходится на долю инвесторов из США, 17 процентов — Латвии, 10 — иных европейских государств, 12 — других стран, в том числе и России. Однако уже сейчас специалисты прогнозируют, что статус-кво сохранится недолго и в следующий блок проектов войдут преимущественно украинские и российские. Показательна и направленность инвестиций: 41 процент — в пищевую промышленность, 22 — в связь, 10 — в легкую промышленность, 27 процентов — другие отрасли.

За одиннадцать месяцев в бюджеты всех уровней уже от первых реализованных проектов уплачено более 1,6 млн. гривен налогов, а льгот по этим же проектам представлено на 700 тысяч. И эта тенденция не может не радовать местных финансистов. Кроме того, нельзя не учесть около полутора тысяч вновь созданных рабочих мест, плюс почти 200 тех, которые удалось сохранить. На предприятиях — субъектах спецрежима инвестиционной деятельности на территории Харькова нет задолженностей по заработной плате и взносам в Пенсионный фонд. А сама зарплата здесь составляет в среднем 336,9 гривни на человека, тогда как в среднем по городу — 241,6 гривни.

Вот что говорит по этому поводу Евгений Назаров, заместитель городского головы Харькова:

— Совет по специальному режиму инвестиционной деятельности существует в Харькове около года, за это время в нем прошло четыре ротации, сегодня в его составе 30 человек. Есть два организационно-юридических момента, которые выгодно отличают наш совет от всех аналогичных органов управления специальными свободными экономическими зонами, территориями приоритетного развития в Украине. Прежде всего, это статус юридического лица публичного права. Специалисты еще только готовят соответствующие изменения в действующую Конституцию, но Верховная Рада пошла нам навстречу. Суть в том, что чиновникам, начиная от губернатора, мэра или других должностных лиц, и народным депутатам не положено работать в общественных организациях, имеющих свой юридический статус. А в Харькове сопредседатели совета — губернатор и мэр, это прецедент в Украине. Кроме того, в совете работают чиновники, руководители региональной таможни, налоговой администрации, три народных депутата Украины. С помощью юристов нашей юридической академии им.Ярослава Мудрого мы нашли в правовом поле тропинку, которая бы позволила объединить в совете всех. Преследовали две цели: с одной стороны, соблюсти баланс интересов, а с другой — сделать более прозрачными взаимоотношения между инвесторами, субъектами предпринимательской деятельности и представителями властных структур.

Сегодня у нас меньше всего претензий и нареканий от инвесторов и субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с законом о специальном режиме, мы усовершенствовали процедуру рассмотрения проектов. На весь «бег» по оформлению документов в соответствии с постановлением Кабинета министров субъекту предпринимательской деятельности отводится не более двух месяцев, и чтобы ускорить процесс, у нас предусмотрена такая процедура, как малый совет. За два месяца до того, как документы выносятся на совет, мы собираем в зале, с одной стороны, заявителя и инвестора, а с другой — организации, помогающие в подготовке бизнес-планов, тех, кто будет делать экспертные оценки, чиновников, знакомим их и говорим: «Через два месяца все документы должны быть либо на столе членов совета, либо получить мотивированный, задокументированный отказ». Чиновник, который должен представить свое экспертное заключение, знает, что документ может находиться в его департаменте или ведомстве не больше двух-трех дней. Выработана двухступенчатая процедура рассмотрения проектов — в первом чтении и окончательно. Это способствует большей уверенности инвесторов, что их усилия не пропадут даром.

Однако при всем оживлении инвестиционной деятельности харьковчане пока не сумели привлечь серьезные инвестиции в приоритетную для города отрасль — машиностроение. Почему? Специалисты выделяют шесть групп причин. Основная — организационная. В самом постановлении КМ Украины №1254 о порядке утверждения инвестиционных проектов на территории Харькова прописана такая норма: если у предприятия есть задолженность по бюджетным платежам, то проект не может выноситься на обсуждение. На сегодня в работе 14 проектов от предприятий машиностроительной отрасли, у девяти из них — задолженность перед бюджетом. Но при этом общие бюджетные поступления плательщиков налогов в Харькове составили 1,3 млрд. гривен, что больше поступлений в городской бюджет за 1999 год, то есть инвестиционный процесс подталкивает всю динамику экономического развития, в том числе и машиностроительную отрасль.

Еще одна из причин состоит в том, что почти 24 процента харьковских машиностроительных предприятий (всего их 130) либо полностью под контролем государства, либо у государства — блокирующий пакет акций. Инвесторы неохотно идут с ними на контакт. Здесь же тесно переплетаются и проблемы самих государственных предприятий: непредоставление государственных гарантий, проблема оформления залогов, страховок. Существует и такой сдерживающий фактор, как кадровая проблема. Руководители государственных предприятий, как правило, менее поворотливы в рыночных условиях. Более трети директоров этой сферы — предпенсионного и пенсионного возраста.

Не хотят вкладывать средства в машиностроение и отечественные инвесторы — то ли не имеют капиталов, то ли боятся их высветить, пока не принят закон о легализации теневых капиталов. Немаловажно и то, что в машиностроительной отрасли цикл производства составляет год, а, к примеру, для согласования технической и экономической документации в турбо- или энергетических производствах требуется от года до трех, а то и больше.

Но самой серьезной причиной сдерживания притока инвестиций в машиностроительную отрасль является, пожалуй, тот факт, что большая часть харьковских предприятий машиностроения и приборостроения производят продукцию стратегического назначения. Их продукцию стараются относить к разряду двойного назначения, и она попадает под действие соответствующих ограничений и в рамках межгосударственных соглашений, международных договоров, которые подписала Украина.

И все же сегодня в машиностроительной отрасли и энергетике Харьковщины работает ряд серьезных фирм, подготовлены 14 проектов суммарной стоимостью 180 млн. долларов. В октябре уже был утвержден первый проект — реконструкции и технического перевооружения для переработки сельхозпродукции более чем на 3 млн. долларов. В первом чтении принят проект по ХТЗ — это 40 млн. долларов.

Для улучшения инвестиционной деятельности в Харькове создан центр развития промышленного комплекса и инвестиционной деятельности. Предполагается и создание регионального маркетингового центра, чтобы увязать прежние связи и наработки харьковских предприятий с контактами, установленными в рыночные времена. Как правило, одному предприятию сложнее продвигаться на рынок, поэтому в центре намерены координировать усилия.

Есть еще один ресурс, на который рассчитывают в регионе, — кредитование. Харьков — единственный город в Украине, который эффективно провел два муниципальных займа, более того, полностью рассчитался с физическими и юридическими лицами. Прописывая статьи закона о специальном режиме инвестиционной деятельности, это также принимали во внимание. Сегодня на Харьковщине растут вклады физических лиц: если в 1999 году они составили 170 млн. гривен, то в 2000-м — уже почти 300 млн. А значит, растут и возможности банков в кредитовании субъектов предпринимательской деятельности. На конец 1999 года было выдано кредитов на 2,3 млрд. гривен, в 2000 году — свыше 7 млрд., причем более половины из них — в промышленность.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно