Смазка для ушей. Руководству страны кто-то «забивает баки» рассказами о том, как у нас все хорошо с использованием «незаконных» турбинных масел

10 июня, 2005, 00:00 Распечатать

Украина — страна, пережившая Чернобыль. Благодаря нам весь мир пересмотрел свои стандарты ядерной безопасности...

Украина — страна, пережившая Чернобыль. Благодаря нам весь мир пересмотрел свои стандарты ядерной безопасности. Было усовершенствовано законодательство большинства стран, усилена ответственность, ужесточены требования буквально ко всем мелочам, хоть в малейшей степени касающимся ядерной энергии, — от профессионализма персонала до сертификации самых незначительных деталей ядерных установок. Однако, похоже, Украине одного Чернобыля мало. Нас заставили смириться даже с тем, что уже много лет ядерные энергоблоки наших АЭС работают без предусмотренных законом лицензий на эксплуатацию. На этом фоне проблема использования в турбоагрегатах масел, не соответствующих требованиям действующего законодательства Украины, а также тот факт, что компетентные органы не обращают на это никакого внимания, могут показаться незначительными.

Однако в ядерной безопасности, как показывает мировой опыт, мелочей не бывает… Ведь даже сама чернобыльская катастрофа произошла как раз из-за неполадок в системе охлаждения реактора. А роль турбинных смазок в безопасном функционировании этой системы трудно переоценить. Кстати, последняя российская авария, в результате которой оказалась обесточенной Москва, произошла также во многом из-за масла, только трансформаторного…

«ЗН» уже писало о том, что в отечественной атомной энергетике существует проблема использования масел и смазок, не имеющих предусмотренных законодательством допусков на применение. Речь идет о ГОСТ 15.001-88, согласно которому масла и смазки должны проходить серию испытаний и получать допуск на применение, прежде чем разрешается использовать их на АЭС. Однако ситуация на предприятиях Минтопэнерго и в особенности НАЭК «Энергоатом» не меняется. Более того, высокопоставленные чиновники как министерства, так и компании не устают убеждать себя, правительство и общественность в том, что на самом деле в их хозяйстве с маслами все нормально.

Заместитель министра топлива и энергетики Юрий Продан двумя руками поддерживает идею приостановки применения турбинных смазок, не соответствующих нормативным документам, и запрета их использования без указанных допусков. Но при этом не наблюдается никаких действий, чтобы контролировать выполнение своего же прошлогоднего приказа №521, запрещающего использование смазок без соблюдения ГОСТ 15.001-88. Вице-президент «Энергоатома» Юрий Коврижкин всячески уходит от упоминания этого ГОСТа и ссылается лишь на ТУ. Зато докладывает о том, что ни грамма масла не закупает без проведения тендеров, на которых выбирает наиболее качественные и дешевые из них. Тем не менее, оказывается, что из двух наличествующих в стране марок турбинных смазок, имеющих допуски на применение, одна в тендерах ни разу не участвовала. Может, тогда не называть этот процесс тендером? А чем-то похожим на коррупцию?

По этому поводу один из отечественных производителей смазок — фирма «Маст» — неоднократно обращалась в СБУ. Оттуда она получила множество отписок за подписью как прежних, так и новых руководителей Службы о том, что этот вопрос находится вне ее компетенции. Тот факт, что орган, исходя из своего названия отвечающий за безопасность страны, не заинтересовался потенциально опасной тенденцией, мягко говоря, удивляет. Компания попросила Институт государства и права им. Корецкого — юридический авторитет Украины — ответить с правовой точки зрения на вопросы: относится ли к опасным для государства факторам использование «Энергоатомом» масел, не отвечающих требованиям законодательства, а также обязаны ли органы государственной власти влиять на их предотвращение? Разъяснить, как говорится, для всех.

Исследовав законодательные и нормативные акты, касающиеся проблемы, Институт им. Корецкого пришел к выводу, что применение смазочных материалов с нарушением ГОСТ 15.001-88 может привести к техногенному кризису в Украине, особенно на стратегических объектах. Эксперты института не поленились разобраться в сложной системе стандартов и технических условий, регламентирующих использование в Украине турбинных смазок. Они выяснили, что из шести типов смазки, на которые Госпотребстандартом зарегистрированы технические условия, большая часть поставляется с нарушением вышеупомянутого ГОСТа. А из трех типов турбинных смазок, ТУ на которые согласованы УкрНИИНП «Масма», лишь две — «Смазка турбинная Азмол Тп-22с» и «Турбинная смазка Тп-22с «Маст» — получили допуски согласно ГОСТ 15.001-88. Причем, если «мастовский» продукт получил допуск еще в 2001 году, то «азмоловский» — лишь в конце 2004-го!

Газета так и не смогла получить ответ на вопрос, где, сколько времени и при каких условиях «азмоловская» смазка проходила испытания под наблюдением. Ведь «мастовские» масла испытывались в различных условиях около пяти лет! А так как продукция фирмы «Маст» не поставлялась на предприятия «Энергоатома», получается, что три с лишним года руководство атомно-энергетической отрасли сознательно закупало смазки, которые не имела права использовать!

О каких тендерах может идти речь, если генеральный директор «Маста» Сергей Цыганков официально заявляет о том, что его компания в тендерах на поставку масел ни «Энергоатому», ни электростанциям ни разу не участвовала? Специалисты Института государства и права делают вывод: раз из двух компаний, чья продукция имеет соответствующие допуски, одна в тендере не участвовала, значит, тендер или не состоялся, или его нельзя считать легитимным. Кстати, в ответах «Энергоатома» на запросы различных органов содержится также информация о том, что компанией используются турбинные масла российского производства, соответствующие требованиям ТУ 38.101821-83 и «рекомендованные производителем» некоторых турбин — Ленинградским механическим заводом. Однако эти ТУ отменены еще в 2001 году! Таким образом, по мнению Института государства и права, можно констатировать, что используемые предприятиями Минтопэнерго масла не отвечают требованиям действующего законодательства Украины.

Это представляет огромную опасность. Ведь согласно первой же статье Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», ядерная безопасность — это прежде всего выполнение всех норм, правил и стандартов, связанных с использованием ядерных материалов. Поскольку же Минтопэнерго, используя смазки, на которые не получены соответствующие допуски, уже который год нарушает целый ряд законов и нормативных актов, это, по мнению специалистов Института государства и права, может рассматриваться как нарушение требований ядерной безопасности на предприятиях НАЭК «Энергоатом».

Согласно Закону Украины «О физической защите ядерных установок…», ядерная безопасность относится к сфере национальной безопасности и жизненно важных интересов Украины. А согласно Закону «О Службе безопасности Украины», в круг задач СБУ входит, в том числе, выявление и приостановка противоправных действий, которые создают угрозу жизненно важным интересам Украины, а также профилактика преступлений в сфере государственной безопасности. Таким образом, в ответ на «отписку» СБУ ведущие ученые-правоведы достаточно доходчиво объяснили, что нарушение закона налицо и СБУ обязана на него реагировать. Тем не менее «отписку», предоставленную Службой, в «Масте» расценили как недоразумение.

— Скорее всего, руководство Службы просто подставили, — говорит по этому поводу гендиректор компании Сергей Цыганков. — Мы, в свою очередь, не хотим ни на кого указывать пальцем, мы хотим только помочь СБУ вернуться к контролю выполнения действующего законодательства в части применения смазочных материалов на стратегических объектах. Ведь придерживаются же этих норм такие уважаемые государственные предприятия, как «Укртрансгаз» и «Укрзалізниця». Закупаемые ими масла прошли многолетние испытания и получили все необходимые допуски. А ведь последствия аварий на железнодорожном транспорте или трубопроводах хотя и могут обойтись стране в копеечку, но не сравнимы по объему потенциального ущерба с авариями на атомных станциях!

Да и дело не только в СБУ. За соблюдением законности в сфере государственной безопасности должны следить и органы прокуратуры, и Совет национальной безопасности и обороны Украины. Где их авторитетные выводы по этому поводу? Куда смотрят органы контроля над госзакупками? Ведь покупаются не только масла, на которые нет допусков, покупается продукция одной фирмы! Это может свидетельствовать о имеющей место коррупции при госзакупках…

В нашей стране наметилась одна печальная тенденция. Она состоит в том, что управленцы среднего звена, в большинстве своем сохранившие свои посты еще со времен прежней власти, создают у новичков-министров убеждение в их богоизбранности. Убеждение, что в стране все хорошо. Как в известной песне о прекрасной маркизе. Так было, например, с бензиновым кризисом. Безответственные чиновники сумели убедить премьер-министра и Президента, что с нефтепродуктами в стране все отлично. И те пребывали в своем убеждении, пока не грянул гром. Возможно, государственный аппарат, по которому болезненно прошлась метла кадровых изменений, но который на 99% продолжает состоять из чиновников «кучмовской» закалки, таким образом мстит новой власти, исподволь подводя ее к еще большим неприятностям?

Кстати, не решенные с Россией проблемы поставок нефти ударили и по отечественным маслопроизводителям. Продукция украинских предприятий дорожает с каждым днем, тогда как российские заводы имеют возможность удерживать более низкие цены. Единственная же в Украине установка по производству базового масла, которая находилась на Кременчугском НПЗ, также ушла из украинской госсобственности в российскую. Если бы государство предприняло шаги для исправления этой ситуации, компании, производящие масло, были бы менее зависимы от российских цен.

Подобное происходит сейчас и во многих других отраслях экономики: на транспорте, в сельском хозяйстве…

Похоже, руководители топливно-энергетического ведомства могут пасть жертвой убаюкивающего шепота снизу. Ведь стоит приехать в Украину комиссии МАГАТЭ и убедиться в том, что на турбинах АЭС используют смазки, чье качество не подтверждено предусмотренными законом документами, — и не избежать международного скандала. А если подключатся другие уважаемые международные организации, например комиссия ЕС по экологии, что в этом случае будет делать г-н Рыбачук? А если будут подняты и другие нерешенные «масляные» проблемы, например полный развал в стране системы утилизации отработанного масла? Сотни тысяч тонн которого, содержащего канцерогены и диоксины, ежегодно сливаются в почву или сжигаются в виде печного топлива? Ведь наверняка об этом премьеру тоже никто не докладывал, как и о влиянии этого вопроса на бущущее вступление Украины в ВТО.

Так не лучше ли руководству страны больше прислушиваться к тем, кто громко и конструктивно заявляет о проблемах, а не тихо нашептывает «все хорошо»? А может, еще лучше — встретиться с ними и вместе найти пути решения?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно