РОССИЯНЕ В ОТКРЫТУЮ ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОИ «ТРУБНЫЕ АМБИЦИИ»

1 августа, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 1 августа-8 августа

На днях известное российское интернет-агентство Ytro.ru напечатало статью «Трубные амбиции Кучмы грозят России потерей млрд.»...

На днях известное российское интернет-агентство Ytro.ru напечатало статью «Трубные амбиции Кучмы грозят России потерей млрд.». Ее автор даже не скрывает, что от решения вопроса по Одессе—Бродам, Россия ожидает получить значительную экономическую выгоду. Впрочем, судите сами…

«Последний год наблюдается почти математическая зависимость: чем больше Владимир Путин и Михаил Касьянов встречаются с руководством Украины и Президентом Кучмой, тем меньше от этого пользы России. Свежий пример: накануне встречи Михаила Касьянова с украинским премьер-министром Виктором Януковичем в солнечной Ялте правительство Украины на три месяца отложило решение о реверсном использовании нефтепровода Одесса—Броды. Характерно, что произошло это вскоре после того как крупнейшие российские нефтяные компании обратились к главам правительств России и Украины с просьбой оказать содействие в реализации этого проекта. Письма на имя Михаила Касьянова и Виктора Януковича подписали президенты «Транснефти» Семен Вайншток и «Роснефти» Сергей Богданчиков, исполнительный директор «Тюменской нефтяной компании» Герман Хан, председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, президент «Сибнефти» Евгений Швидлер и президент «Славнефти» Юрий Суханов. Однако пренебрежительное отношение Украины к интересам ближайшего соседа и союзника ничуть не помешало дружеской встрече премьеров.

В России привыкли смотреть сквозь пальцы на геополитические шалости «союзника». А в Москве, кажется, стало доброй традицией молчать о весьма неоднозначных для интересов России планах украинского Президента Леонида Кучмы. Однако не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять, что нефтепровод Одесса—Броды — не просто показатель европейских политических пристрастий украинской элиты — это реальный экономический фактор давления на Россию. И фактор этот имеет все необходимые предпосылки для успешного функционирования.

Идея нефтепровода прозрачна, как слеза ребенка: Европе нужна каспийская нефть, Украине — независимость от России, причем того же добивается нефтяное лобби Азербайджана и Казахстана. Собственно, именно транспорт нефти стал в свое время фундаментом для конкурентного российским интеграционным планам союза постсоветских государств ГУУАМ. До настоящего времени России удавалось удерживать монополию на транспортировку энергоресурсов из стран СНГ в западном направлении. Это давало Москве, помимо существенных экономических, еще и политические рычаги воздействия как на строптивые режимы постсоветской Азии, так и на европейских партнеров. Сейчас ситуация может измениться коренным образом. Фактически Россия поставлена на грань крупнейшего геополитического поражения, суть которого — в возможности потери контроля над потоками евразийской нефти, что неизбежно ослабит политический вес Москвы в СНГ и девальвирует ее стратегические преимущества относительно США и Европы.

Стоит украинцам вместе с поляками «дотянуть» трубу до балтийского порта Гданьск — и российские производители нефти чувствительно ощутят, что такое диктат европейских потребителей. У европейцев появится реальная возможность получения еще одного источника нефти, к тому же она может оказаться дешевле и уж, несомненно, будет лучшего качества. Магистраль нацелена на импорт каспийской нефти, отгружаемой танкерами из Новороссийска, куда по трубопроводу КТК уже пришла так называемая большая нефть из Тенгиза. К тому же есть возможность поставок азербайджанской нефти через Супсу и Батуми.

Гипотезы об отсутствии нефти в трубе противоречат недавним заявлениям Алиева и Назарбаева об однозначной готовности пустить свою нефть по новому маршруту. В последние годы нефтетранспортная система Грузии и Азербайджана постоянно расширяется, нефти становится больше и ей, соответственно, требуется новый канал доставки на Запад. Так, только Казахстан готов к 2006 году вывести добычу нефти на уровень 150—170 млн. тонн в год. И азербайджанцы, и казахи ждут завершения строительства трубы, чтобы начать активное продвижение собственной нефти на европейский рынок, в частности, в страны Центральной и Восточной Европы.

Насколько важен этот проект, говорит и тот факт, что Нурсултан Назарбаев лично озаботился транспортировкой казахской нефти через Украину. За спиной российского руководства два столпа СНГ — Кучма и Назарбаев — договариваются об общей системе транзита. Только за последний месяц прошло несколько подобных переговоров на высшем уровне. В результате Казахстан пообещал в ближайшей перспективе поставить в украинскую трубу около 9 млн. тонн нефти и заявил о желании вместе с поляками и украинцами поучаствовать в достройке нефтепровода Одесса—Броды до польского города Плоцк. К тому же Украина и Казахстан договорились соорудить трубопровод длиной в 52 км, параллельный участку нефтепровода Одесса—Броды, который сейчас используется в реверсном режиме для транспортировки российской нефти. А также построить дополнительный причал на нефтетерминале «Південний» (Одесса), через который дополнительно планируется поставлять до 8 млн. тонн нефти в год в Европу по Черному морю. Уже к третьему кварталу текущего года готовится к подписанию межгосударственное соглашение о транзите казахской нефти по территории Украины.

Именно за рынок Центральной и Восточной Европы в ближайшие три-четыре года развернется борьба между основными участниками мирового рынка нефти. Очень рассчитывают поучаствовать в ней и российские компании. Правда, при нынешних темпах создания цепочки Казахстан—Украина—Польша, уже к концу следующего года россияне могут со своими желаниями распрощаться. По сравнению с российской нефтью, поступающей в Европу по нефтепроводу «Дружба», каспийская нефть более легкая и менее сернистая, а это очень важно для европейских потребителей, которые под давлением новых экологических норм ЕС переходят на выпуск марок нефтепродуктов с низким содержанием серы. Кроме того, качество российской экспортной смеси снижается по мере истощения запасов легких сортов нефти в Сибири.

С пуском проекта КТК, который оттянет из России изрядную часть светлой нефти из Тенгиза, качество смеси в «Дружбе» будет только ухудшаться, и импорт через Одессу получит еще один плюс. Плюс этот обернется серьезным ущербом для России, и не только за счет потери транзитных сборов, но и из-за возможного вытеснения российских сортов с европейских рынков и их замені каспийской нефтью. Стоит ли говорить, что будет означать для российской экономики снижение экспорта энергоресурсов. В совокупности потери России от транзита и экспорта нефти, по оценкам экспертов, могут составить до 8 миллиардов долларов.

Вряд ли Кучма сам дошел до столь удачной идеи — все это время украинскую элиту интенсивно обхаживали американцы и европейцы. Самой же Украине трубопровод обошелся буквально в копейки. Что бы там сейчас ни говорили чиновники, любой эксперт подтвердит, что столь дешевого трубопровода в мировой истории еще не строили.

Между тем серьезный российский бизнес старается спасти свои доходы и попутно защитить честь России. Но удается ему это пока слабо. Тем более что и сами российские нефтяные компании отчаянно дерутся друг с другом за рынок и в результате сами же себя и подставляют. Так, например, Михаил Ходорковский одной рукой просьбу о реверсе подписывает, другой — инвестирует проект выхода трубопроводов СНГ в Средиземноморье «Дружба—Адрия». Но ведь как только первые миллионы тонн нефти пойдут на Запад (а это случится, по мнению украинских аналитиков, уже в конце 2003 г.), Москва станет куда более сговорчивой по всем вопросам. Можно будет и о газе вспомнить, и о долгах.

Так что битва за направление транспортировки еще впереди. По информации из источников, близких к администрации российского президента, в Кремле начали осознавать реальную угрозу российским интересам от использования нефтепровода в западном направлении. Остается только надеяться, что усилия российских политиков, хоть и постфактум, сохранят за Россией статус держателя евразийской трубы и предотвратят украинский прорыв к ресурсам Каспия».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно