ПЯТЬ ШАГОВ ВМЕСТЕ — И ВСЕ НА МЕСТЕ

26 февраля, 1999, 00:00 Распечатать

Наталья ВИТРЕНКО, народный депутат Украины, лидер ПСПУ Шаги: Выход из кризиса напрямую связан с наведением порядка...

Наталья ВИТРЕНКО, народный депутат Украины, лидер ПСПУ

Шаги:

Выход из кризиса напрямую связан с наведением порядка. Чтоб наводить порядок в собственном доме, нужно иметь для этого полномочия.

1. Денонсация договора с Международным валютным фондом и замораживание внешних долгов. Мы выплатим их потом, когда выйдем из кризиса.

2. Ликвидация пирамиды ОВГЗ: прекратить размещать новые госбумаги и заморозить долги по выпущенным ранее, опять-таки отложив их до выхода из кризиса.

3. Объявление чрезвычайного экономического положения в стране на три месяца, для того чтобы радикально изменить экономические регуляторы. Нужно прекращать разговоры о налоговой политике, просто сесть и сделать нормальную налоговую систему. Заморозить цены и разобраться: какие из них должны быть фиксированными, а какие - регулируемыми.

4. Наведение порядка в финансовой системе. Нужно сначала менять стратегию Национального банка, менять работу коммерческих банков, ставя их под государственное регулирование при минимальной ставке рефинансирования.

5. Переход к планированию, разработке и размещению государственного заказа.

Эти пять глобальных шагов необходимо делать залпово.

Преграды:

1. Деятельность Международного валютного фонда и зависимость Украины от него.

2. Власть бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры, которая, сформировавшись у нас в стране в эксплуататорский класс, защищает свои интересы и реализует их на костях своих сограждан.

3. Пассивность нашего народа, необученность людей методам защиты собственных интересов. Это позволяет власти делать то, что она хочет.

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, советник Президента по макроэкономическим вопросам

Шаги:

1. Учитывая, что социалистического выхода из кризиса не существует, убедить общественное мнение, парламентский корпус в том, что главное в преодолении кризиса - консолидация политических сил, поддерживающих курс реформ, углубления рыночных преобразований.

2. Обеспечить макроэкономическую стабилизацию, уберечь банковскую систему, хозяйствующих субъектов, потребителя и экономику в целом от воздействия факторов, связанных с возможной активизацией мирового финансового кризиса.

3. Осуществить комплекс организационных и законодательных мер, направленных:

а) на укрепление института частной собственности, в том числе собственности на землю;

б) углубление процессов либерализации всех направлений экономической деятельности, в особенности денежного и валютного рынков;

в) создание действенной конкурентной среды.

4. Осуществить в неотложном порядке радикальную налоговую реформу, которая должна, с одной стороны, существенно упростить налоговую систему, обеспечить ощутимое снижение налогового пресса, с другой - сделать невозможным уклонение от налогов. С этой целью принять на протяжении трех месяцев Налоговый кодекс, ввести его в действие со второго полугодия, внести соответствующие уточнения в основные статьи государственного бюджета на текущий год.

5. Осуществить приватизацию «Укртелекома», использовав полученные денежные ресурсы на погашение задолженности по пенсиям и заработной плате.

Преграды:

1. Неудовлетворительное кадровое обеспечение реформ.

2. Деформированность экономических функций государства, его низкая дееспособность.

3. Слабость банковской системы.

Павел ЛАЗАРЕНКО, народный депутат Украины, экс-премьер-министр

Шаги:

1. Изменение структуры управления экономикой. Административная реформа.

Хотя страна вроде бы и строит рыночную экономику, на самом деле в основу системы управления заложены командно-административные методы, разработанные еще спецами 70-х годов, - как на уровне «Президент-правительство», так и по вертикали «Киев-регионы».

Правительство необходимо формировать парламентским большинством, которое, с одной стороны, будет нести полную ответственность за Кабинет министров, а с другой - лоббировать его политику в Верховной Раде.

Вследствие проведения административной реформы будет ликвидирован существующий ныне бардак в исполнительных органах власти. Тогда исполнительной власти уже не придет в голову устраивать охоту на коррупционных ведьм - придется нейтрализовать ту среду, в которой множатся злоупотребления.

2. Налоговая реформа.

Создать общую рабочую группу в составе представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, которые смогут разработать взаимоприемлемый проект Налогового кодекса.

Проект Налогового кодекса, предлагаемый сейчас правительством, - это не более чем очередной вал популистской штурмовщины, рассчитанной на западных кредиторов и отечественного избирателя.

3. Судебная реформа.

Судебная ветвь власти должна стать независимой не только на бумаге. Вспомните, как отчитывал глава государства председателя Верховного суда, отдельной самостоятельной ветви власти, за то, что ВС принимает решения... в соответствии с законами.

Будь то зарубежный инвестор, отечественный предприниматель, рядовой гражданин, он не должен бояться собственного государства, он должен верить в справедливость суда. А о «справедливости» наших судов, думаю, много говорить не стоит.

4. Приватизация.

На предприятия должны поступать капиталы, там должны внедряться новые технологии; украинской промышленности необходимы, как воздух, талантливые менеджеры. Но приватизацию необходимо проводить исключительно после административной реформы.

5. Развитие рынка капиталов, финансового и фондового рынков.

Любимый миф властей - что в Украину придет инвестор и будет вкладывать портфельные инвестиции в предприятия. Предприятия, их акции должны стать товаром, продаваться на фондовых биржах. Сегодня это настолько нереально, что кажется мечтой. Стоит вспомнить и о сильной банковской системе, дешевых кредитах, но это вряд ли осуществимо до момента реализации «фондовой мечты».

Преграды:

1. Несоответствие функциональных обязанностей чиновников тем задачам, которые им реально доводятся.

Сегодня чиновники назначаются и увольняются главным образом ввиду оценки их личного вклада в президентскую кампанию одного кандидата. Беззаветная преданность и квалифицированность очень редко уживаются в одних и тех же людях.

2. Бесконтрольная приватизация.

Приватизация государственного имущества - тот редкий период, когда за короткий срок можно заработать большие деньги. Власти не заинтересованы, чтобы на перспективные объекты допускать частный или иностранный капитал, когда есть возможность что-то прибрать к рукам.

3. Отсутствие демократических институтов, которые могли противостоять бездеятельной власти.

Виктор ПИНЗЕНИК, народный депутат Украины, экс-вице-премьер

Шаги:

Думаю, что опыт работы в Верховной Раде и правительстве позволяет мне говорить о единственной причине. И она лежит не в экономической, а политической плоскости. Утверждаю: нет тупиковых экономических ситуаций. Тупиковой может быть соответствующая политика. Поэтому бессмысленно вести дискуссию о тех экономических мерах, которые нужно предпринять. Они известны. Украине нужен только один шаг - правильный политический выбор. Без такого выбора мы обречены долгое время находиться в нынешнем положении.

Преграды:

Непонимание сути, смысла происходящих процессов и необходимых решений; отсутствие воли, желания проводить изменения, реформы; коррупция.

Юлия ТИМОШЕНКО, председатель бюджетного комитета Верховной Рады.

Шаги:

1. Дать комплексную и, главное, объективную оценку существующего положения в стране. Иначе говоря, впервые смело взглянуть на ситуацию не через мутно-розовые очки официальной статистики и идеологии, а основываясь на принципах полного реализма и достоверности.

2. Четко рассчитать и обозначить приоритеты движения страны в экономической, финансовой, социальной, политической, международной и духовной сферах. Причем приоритеты должны быть согласованы друг с другом, комплексно и иерархически взаимосвязаны.

3. Разработать реалистичные и эффективные механизмы реализации данных приоритетов.

4. Обеспечить вышеназванные механизмы кадровым потенциалом соответствующей квалификации, соответствующей морали, не имеющим тяжкого бремени опыта предыдущей формации.

5. Неуклонное следование вышеназванным четырем шагам.

Преграды:

1. Отсутствие у политиков Украины воли к реальным экономическим и социально-политическим шагам.

2. Отсутствие у политиков воли.

3. Отсутствие Политиков.

Евгений ЧЕРВОНЕНКО, советник Президента Украины, президент концерна «Орлан»

Шаги:

1. Сформировать современную дееспособную команду экономических управленцев, которые обладают полной поддержкой и доверием Президента и премьер-министра.

2. Провести либеральные преобразования в экономике по польскому примеру.

3. Определить стратегические направления в развитии Украины.

4. Отправить 10 тыс. молодых украинцев на обучение в ведущие западные вузы. Со временем они должны сформировать новую политическую и экономическую элиту страны.

5. Вступление страны в ЕС в ближайшие 5 лет.

Преграды:

1. Засилье на разных уровнях руководителей со старым советским мышлением.

2. Существование репрессивного управленческого аппарата в «непрозрачной» экономической среде.

3. Отсутствие четких ориентиров в развитии Украины и отсутствие влиятельной прозападной, демократически настроенной политической элиты - достаточно молодой, с «дальним прицелом».

Виктор Ющенко, председатель правления Национального банка Украины

Шаги:

1. Изменение фискальной политики, которое предусматривает снижение налогового пресса на производственника и в то же время - расширение налоговой базы за счет повышения собираемости налогов и уменьшения налоговых льгот.

2. Проведение структурной реформы в широком смысле этого слова, включая повышение социальной защиты населения.

3. Проведение административной реформы, предусматривающей безусловное сокращение госпотребления.

4. Ускорение приватизационных процессов в стране.

5. Укрепление банковской и финансовой систем, обеспечение стабильности национальной валюты.

Преграды:

1. Нерешительность, непоследовательность, отсутствие амбициозной реализации программы экономических реформ.

2. Отсутствие согласованности между ветвями власти.

3. Отсутствие социального заказа на реформы, а также условий для иностранного инвестирования.

Думается, ответы наших уважаемых респондентов были достаточно красноречивыми, посему только несколько итоговых замечаний. Если значительный разброс мнений и наличие некоей дозы стандартной экономической риторики, типа необходимости принятия Налогового кодекса, можно было спрогнозировать заранее, то подчеркнутый уход двух участников опроса (В.Пинзеника и Ю.Тимошенко) от обсуждения экономических материй выглядит довольно симптоматично. И действительно, ради чего сотрясать воздух очередными экономическими рецептами? Мало, что ли, было попыток мозгового штурма, типа первомайских, 1997 года, бдений экономистов и политиков под предводительством вице-премьера Сергея Тигипко в Международном центре перспективных исследований? И что проку выстраивать приоритеты, если в реальной жизни оказывается некому да, собственно, и неинтересно им следовать?

Как ни прискорбно, но ни один из опрошенных не возмутился второму вопросу в нашем интервью, не посчитал его надуманным или излишним, что еще раз подтвердило: препятствия на пути экономического реформирования не есть плод воспаленного мозга, они реальны, и, при всем различии мнений, лежат в основном в плоскости административной, политической и кадровой. Возможно даже - прежде всего кадровой. Как скоро эти препятствия можно будет устранить? К сожалению, мы не задавали этот вопрос, но, судя по общему настрою, - нескоро или даже очень нескоро. Если суммировать сказанное, стране сначала необходимы «правильный политический выбор» (В.Пинзеник), повышение дееспособности государства и надлежащее кадровое обеспечение реформ (А.Гальчинский), появление воли у политиков (Ю.Тимошенко), денонсация договора с МВФ и осознание людьми необходимости защиты собственных интересов (Н.Витренко), появление социального заказа на реформы (В.Ющенко), административная реформа и формирование правительства парламентским большинством (П.Лазаренко), формирование дееспособной команды экономических управленцев и отправка на обучение 10 тыс. молодых украинцев в ведущие западные вузы (Е.Червоненко).

За исключением воинственных выпадов Натальи Михайловны против МВФ - все, как ни странно, вполне логично и непротиворечиво. Но по крайней мере до ноября категорически нереально. Поэтому спите спокойно, дорогие противники реформ: любые пять (или даже двадцать пять) реформаторских шагов в Украине в 1999 году - это шаги на месте. Такое себе физкультурное упражнение...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно