Призрак польского водопроводчика бродит по Европе… Целый ряд законодательных новшеств, принятых ЕС с начала года, серьезно повлияет на регулирование рынка труда

3 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 3 марта-10 марта

По большому счету, свобода перемещения людей, товаров, услуг и капитала была оговорена еще Римским договором 1957 года, определившим принципы единого европейского рынка...

По большому счету, свобода перемещения людей, товаров, услуг и капитала была оговорена еще Римским договором 1957 года, определившим принципы единого европейского рынка. В действительности же как на рынке труда, так и на рынке услуг в пределах ЕС существует множество барьеров и протекционистских ограничений, окончательное исчезновение которых ожидается не ранее 2011 года. Тогда как уже в 2010 году европейской экономике предписано стать самой конкурентной в мире.

Правда, такое «указание» было сделано еще в 2000 году. И сейчас, хотя официально Лиссабонскую стратегию никто не отменял, упоминать ее всуе избегают. Как не слишком охотно распространяются и о сущности «директивы Болькештейна», принятие которой обещало создание 600 тыс. новых рабочих мест и дополнительные 1,8% ежегодного прироста европейского ВВП. Общий экономический эффект от внедрения этой директивы оценивался в 37 млрд. евро.

На прошлой неделе Европарламент эту директиву в первом чтении таки принял, причем достаточно убедительным большинством — 391 «за» при 213 «против». Вот только именем Фредерика Болькештейна, бывшего еврокомиссара, отвечавшего за вопросы внутреннего рынка, ее с тех пор называть практически перестали. Ведь из первоначальной концепции была изъята главная идея — принцип «страны происхождения», согласно которому любая европейская компания могла действовать в любой европейской стране, руководствуясь своим национальным законодательством и стандартами.

Кроме того, «директива по либерализации европейской сферы услуг» предусматривает целый список ограничений, при которых ее положения действовать не будут. Они касаются как отдельных видов услуг (в сфере здравоохранения, образования, дошкольного воспитания), так и отдельных случаев, представляющих «угрозу для национальной безопасности, здоровью людей и окружающей среде». Угрозой социальной защищенности и правам потребителей, стало быть, решили пренебречь…

Примечательно, что даже такая, выхолощенная, директива вызвала многотысячные акции протеста. К ее принятию в повторном чтении Европарламент собирается вернуться уже летом, а вступление ее положений в силу ожидается не ранее 2009 года.

Еще более острая дискуссия разгорается вокруг либерализации европейского рынка труда. Как известно, перед последним расширением Евросоюза в 2004 году только три «старичка» (Ирландия, Великобритания и Швеция) не закрыли свои рынки рабочей силы перед восьмеркой новичков (Кипр и Мальта в этот «черный список» не попали). С тех пор 290 тыс. жителей Восточной Европы обратились за разрешением на работу в Великобритании. Подавляющее большинство составляют поляки — 58%;14% приходится на литовцев и 11 — на словаков. Ирландия подверглась нашествию вдвое меньшего количества восточноевропейцев, однако с учетом небольших масштабов страны эти 150 тыс. новоприбывших водопроводчиков, строителей и уборщиц составили 5% от всей национальной рабочей силы.

Присмотревшись к опыту соседей, Испания и Финляндия решили снять ограничения на приток рабочей силы из новых членов ЕС с мая этого года. Бельгия, Франция и Нидерланды подумывают о частичном открытии своего рынка труда. Не спешат «раскрываться» и Австрия с Германией. Зато в Ирландии все громче раздаются голоса, требующие ограничить приток дешевой рабочей силы.

Между тем 23 января — начало действия еще одной директивы ЕС, позволяющей иммигрантам из третьих стран, при выполнении определенных условий, получать право на проживание и работу в любой из стран Евросоюза. Иными словами, конголезец, легально проживший в течение пяти лет, например, в Австрии, имеет право работать там и дальше. А тот самый польский водопроводчик, без упоминания о котором не обходится практически ни одна публикация на эту тему, при прочих равных условиях — не имеет.

Правда, данная директива была принята еще до расширения 2004 года. К тому же пересмотреть свои национальные законодательства в соответствии с ней успели лишь считанные государства.

Не меньшее влияние на европейский рынок труда окажет и реализация нового проекта, который предложил комиссар юстиции и внутренних дел Франко Фраттини. Фактически, речь идет о введении в ЕС системы, аналогичной американской гринкарте, которая даст иностранцам право легально жить и работать в любой стране ЕС. При этом иммиграционную квоту каждая страна будет устанавливать для себя самостоятельно. Особое внимание уделено сезонным рабочим: для них предлагается внедрить многолетнюю многоразовую визу, позволяющую приезжать на заработки на три-пять месяцев в году.

По оценкам демографов, уже в следующем десятилетии в стареющей Европе будет не хватать от 10 до 20 млн. рабочих рук. При этом уже сейчас количество новорожденных, по данным Eurostat, в странах Евросоюза не сопоставимо с наплывом иммигрантов: в прошлом году эти показатели составили соответственно 330 тыс. против 1,7 млн. Хотя и этих темпов иммиграции уже не хватает для того, чтобы удержать численность населения ЕС на достигнутом в 2004 году уровне — 461 млн. человек.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно