ПОЧУВСТВУЕМ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННЫМИ?..

5 апреля, 1996, 00:00 Распечатать

В развалинах капитального ремонта экономического здания державы особенно незащищенным оказывается человек работающий, которым является, по сути, каждый из нас...

В развалинах капитального ремонта экономического здания державы особенно незащищенным оказывается человек работающий, которым является, по сути, каждый из нас. В Украине риск оказаться жертвой несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в 5 - 6 раз больше, чем в развитых странах.

Работодатель - основная фигура в охране труда, отвечающая за здоровье и безопасность работника, гарантирующая компенсацию в случае причинения ущерба его здоровью. Для многих предприятий ответственность эта чревата большими, а для некоторых - непосильными материальными затратами. В экономически же развитых странах ответственность эта перекладывается на специализированные страховые организации, финансовая база которых способна выдержать любые нагрузки, т.к. фундамент ее составляют солидаризированные средства взносов. В мире у этой системы более чем столетняя история.

Будет ли нечто подобное создано у нас? Госкомитет по надзору за охраной труда при участии ряда министерств и ведомств разработал проект закона «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». О нем наш разговор с председателем комитета Станиславом ТКАЧУКОМ.

- Станислав Порфирьевич, считаете ли вы неотложным принятие этого закона именно сейчас?

- Не вдаваясь в историю, скажу, что в связи с принятием в 1992 году закона «Об охране труда», где в ст.11 государство установило фиксированные выплаты в возмещение ущерба людям по здоровью, предприятия попали в трудное положение. Сегодняшняя ситуация в экономике делает эти гарантированные выплаты нереальными. Например, угольная промышленность, имеющая самый высокий негативный потенциал в вопросах травматизма и профзаболеваний, задолжала рабочим порядка 8 трлн. карбованцев. До принятия закона «Об охране труда» Госгортехнадзор, рассматривая вопрос о материальной помощи травмированным, исходил из того, в каком финансовом состоянии предприятие. Сегодня это четко зафиксировано: погиб человек - должен быть выплачен пятилетний заработок, на каждого иждивенца - годовой, при получении профзаболевания - по среднемесячному за каждый процент потери трудоспособности. Это выливается в огромные суммы. К великому сожалению, в переходный период мало думают о безопасности, о человеке. Хотя в мире уже существует масса социальных гарантий, методов социальной защиты работников. Мы изучили этот опыт, и, думаю, нашему государству пора перейти к принципу социального страхования от несчастных случаев на производстве.

- Кто участвовал в разработке проекта закона?

- У нас о социальном страховании от несчастных случаев просто забывали, так что специалистов в этой области нет. В своих разработках пришлось основываться на консультациях немецких специалистов, которые оказали нам большую помощь. Проект прошел у них экспертизу - это дает право говорить, что он сработан на профессиональном уровне. От немецкого законопроект, кроме всего прочего, отличается и тем, что он рамочный, требует еще более 50 нормативных актов, которые раскрывали бы механизм его действия. Именно поэтому мы и говорим о некотором временном отрезке, который необходим после принятия закона до его вступления в жизнь.

- Но возможно ли вводить такой закон в условиях нынешней нестабильности, не будет ли он пробуксовывать в наши сложные времена?

- Обратимся к немецкому опыту. В Германии закон о социальном страховании от несчастных случаев действовал по окончании и первой, и второй мировых войн, когда страна была практически разрушена, тем не менее принцип социальной солидарности в страховании играл важную роль, пострадавшие на производстве не были ущемлены. Сыграл он свою роль и при воссоединении ФРГ с Восточной Германией, где многие предприятия практически остановились. Закон действовал во времена экономического кризиса, нестабильности и доказал свою жизненность.

- Какие возражения вы, как специалист, ожидаете услышать против этого законопроекта?

- Вице-премьер В.Пинзеник говорит, что если документ будет содержать увеличение налогового давления на предпринимателя хоть на полпроцента, он принят не будет: предприниматель и так не знает, куда деваться от налогов. Однако если подсчитать все расходы, которые предприятия несут сегодня в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, то дополнительного ущемления предпринимателя, я думаю, не произойдет. Важно, чтобы руководители предприятий поняли принцип социальной солидарности и каждый из них исправно вносил свою лепту в работу фонда. Тогда, наоборот, возможна экономия.

Предприниматель сегодня платит в Фонд социального страхования процент, установленный государством: угольщики, допустим, - 19%, металлурги - 15%, строители - 12% и т.д. В целом, перераспределение этих взносов идет уже сейчас - угольщики, например, не обходятся только своими процентами. Нельзя не сказать и о том, что у нас социальная защита пострадавших находится сегодня на минимальном уровне - ни медицинская, ни профессиональная, ни социальная реабилитация травмированного человека в необходимых объемах не проводится. Новый фонд должен заниматься всей этой гаммой вопросов. У него будет трехстороннее управление: со стороны предпринимателей, трудящихся и государственных органов. Мы предусматриваем дифференцированные отчисления в фонд - в зависимости от степени риска в отрасли и состояния охраны труда и уровня травматизма непосредственно на предприятиях.

Проект закона предусматривает периодические обследования предприятий. Если очередная проверка покажет, что за какой-то период риск для работающих значительно уменьшился, будет вынесено решение об уменьшении размера взноса. То есть, будет действовать своеобразная премиальная система.

- Сколько, по вашему мнению, пройдет времени от принятия закона до начала полномасштабной работы по социальному страхованию?

- Если Верховный Совет примет закон, он должен дать какой-то период для создания Фонда социального страхования, его структур не только в центре, но и в регионах. Думаю, к 1997 году основа будет наработана, а на становление фонда хватит двух-трех лет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно