ПЕРЕСЕЛИ НА НОВЫЕ В ПРОШЛОМ ГОДУ В УКРАИНЕ БЫЛО КУПЛЕНО РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО НОВЕНЬКИХ АВТО

14 февраля, 2003, 00:00 Распечатать

По итогам 2002 года продажи новых автомобилей в Украине составили более 100 тысяч единиц. Такой результат стал настоящей победой автоимпортеров и производителей над «серым» рынком и индивидуальными перегонщиками...

По итогам 2002 года продажи новых автомобилей в Украине составили более 100 тысяч единиц. Такой результат стал настоящей победой автоимпортеров и производителей над «серым» рынком и индивидуальными перегонщиками. Однако существует опасность, что прошлогодние достижения останутся непревзойденным рекордом на все текущее десятилетие — уже в ближайшее время в ситуацию на рынке намерено вмешаться государство со своими новыми регуляторами.

Новая дешевле подержанной

Такой результат продаж был достаточно предсказуем специалистами. Ведь в предыдущие два года импортеры и производители автомобилей активно инициировали изменения в законодательстве, выгодные как легальным участникам рынка, так и госбюджету. Так, еще в 1999 году украинский автопарк в основном пополнялся «литовскими» машинами путем использования временной схемы ввоза. При этом государство не получало никаких налогов за ввезенную машину, а импортер или производитель теряли потенциального покупателя. Сегодня законодательство защищает легальных импортеров и автозаводы: теперь ввезти подержанную машину «возрастом» более восьми лет невозможно, а растаможка семилетней может обойдись дороже, чем сама машина. Способов «обхода» таможни практически не осталось (или они теперь мало кому доступны), поэтому недорого купить приличную европейскую или японскую подержанную машину «без пробега по СНГ» стало почти невозможно. В то же время выбор новых автомобилей достаточно разнообразен — в Украине представлены все основные мировые марки от машин разработки эпохи социализма до последнего слова техники — новые модели появляются в Украине почти одновременно с другими странами. Цены также на все вкусы и возможности. Стоимость самой дешевой новой машины («Таврия Нова») — около 2,5 тыс. долл. (примерно столько же стоит 12-летний европейский автомобиль на авторынке). Наиболее «шикарная» (Mercedes S-класса или BMW 7-й серии) — 100 тысяч и выше. Кстати, цены на новые автомобили в Украине практически европейские, а некоторые модели продаются даже дешевле, чем, например, в Германии. Да и ставки кредита на покупку автомобиля в нашей стране практически европейские: первоначальный взнос в треть или четверть стоимости, срок кредита — три—пять лет, ставки — 11—14% годовых. Так что возможности купить автомобиль в Украине практически такие же, как и в Европе. Неудивительно, что за новыми автомобилями отечественные покупатели уже не ездят за границу, да и за подержанными — все реже. Покупатель автомобиля в 2002 году все чаще выбирал новую машину, пускай в кредит, но с гарантией безотказной работы на несколько лет (гарантия на новые автомобили два—три года, страховка при покупке в кредит обязательна), взамен подержанной, с неизвестным прошлым и постоянным страхом возможного дорогостоящего ремонта. Таким образом, по различным оценкам, в Украине было куплено от 100 до 120 тысяч новеньких легковых автомобилей.

Российские «уступили» украинским

Больше половины по меньшей мере из 100 тысяч проданных авто приходится на российские и украинские — самые доступные и проверенные временем легковушки. Причем в течение года продажи украинских машин росли, а российских — снижались. Связано это как с развитием производства, так и с самым значительным событием автомобильного года-2002 — введением спецпошлин, а затем квотирования ввоза российских авто. Крупнейшие отечественные автопроизводители добились от государства признания того, что импорт российских легковушек причиняет вред украинским автозаводам. И результаты введения предварительных санкций (спецпошлины в 32%) показали, что импорт ВАЗов действительно влияет на продажи «Таврий», а также собранных в Украине «Жигулей» и Daewoo. За полгода действия ограничительных мер на импорт ВАЗов доля этих автомобилей упала примерно на треть. Впрочем, спрос на «Жигули» остался, поэтому в дополнение к сборке на Луцком автозаводе еще два предприятия (в Херсоне и Кременчуге) начали сборку этих машин из российских машинокомплектов. В то же время спрос на «Таврии», «Славуты», «Сенсы» и Daewoo существенно возрос, что позволило украинскому автопроизводителю №1 — СП «АвтоЗАЗ-Дэу» — достичь результата в 24 тысячи выпущенных и проданных автомобилей.

Те покупатели, которые отдают предпочтение иномаркам, в 2002 году также не были обделены вниманием — некоторые мировые автоконцерны поставляли на украинский рынок недорогие модели, рассчитанные на покупателя из небогатой Восточной Европы (некоторые модели Renault, Dacia, Suzuki). Иномарки стоимостью до 10 тысяч долларов пользовались огромной популярностью, некоторые партии таких машин «расходились», что называется, «с колес». Довольно много покупали Skoda, производство которых было освоено на Закарпатье.

Впрочем, в 2002 году и на рынке новых иномарок было небольшое потрясение. Укрепление европейской валюты по отношению к доллару США сыграло злую шутку с теми украинцами, которые копили на машину именно в «зеленых» (а таких — большинство). В начале лета европейские автомобили из-за курсовых скачков подорожали, если считать в долларах. Поэтому украинцы стали проявлять больший интерес к японским и корейским маркам, стоимость которых в долларах не изменилась. Что, впрочем, не помешало продавцам и европейских, и азиатских марок продать такое количество легковушек, какого не удавалось за все время их существования.

Новому году — новые пошлины

Как показывают результаты продаж января, огромный спрос на новые автомобили сохранится и в 2003 году. Это говорит о том, что рынок еще далек от наполнения, и при сохранении положительных тенденций в экономике и стабильности национальной валюты продажи новых автомобилей в текущем году могут еще более возрасти. Правда, в правительстве уже несколько месяцев «зреет» законопроект о повышении пошлин на импортные автомобили (для очередной «поддержки» национального автопроизводителя). Речь идет о 32-процентной пошлине на новые иномарки. Если подобные меры будут приняты, уровень продаж 2002 года не удастся превысить еще несколько последующих лет.

Кто есть кто на авторынке

По оценкам ИАГ AUTO-Consulting, в 2002-м две корпорации продали более 20 тысяч автомобилей — это группа компаний СП «АвтоЗАЗ-Daewoo/«УкрАвто»/«АвтоЗАЗ-Сервис» и «Укрпроминвест-Авто». Больше 10 тысяч продали корпорация «Автоинвестстрой» и група компаний «Автотрейдинг»/«Еврокар». Суммарно эти четыре компании заняли 58—59% рынка легковых и коммерческих машин.

От 5 до10 тыс. автомобилей не продала ни одна украинская компания. Зато более 2 тыс. машин в 2002 году смогли продать сразу шесть компаний: «Эталон-Авто», «Интеркар Украина» (VW), Renault Group и др. Суммарная доля этих компаний — около 13—14% рынка. А общая доля компаний, которые продали более 1000 автомобилей за год, достигла на рынке 10%. В среднем продажи у лидеров возросли более чем на 60%.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно