Несмотря на то, что законопроект 8178-1 об упрощении изменения целевого назначения сельхозземель был отклонен на этой неделе Верховной Радой, это не значит, что от его философии откажется Банковая, которая данный проект и продвигала. Об этом пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Как законопроекты №8178-1 и 8225 превращают государство в «царя Мидаса».
Как отмечает автор, в указанных законодательных инициативах чувствуется синергия не менее двух разнонаправленных интересов. С одной стороны, это действительно выгодно государству.
"Государству выгодно выкупать у частных собственников для строительства объектов критической инфраструктуры земли сельхозназначения - это позволит сэкономить только на выкупе земли от сотен тысяч до нескольких миллионов бюджетных долларов на каждом объекте", - говорится в статье.
Но именно здесь очевидно просматривается и другой интерес - определенных владельцев частных сельхозземель в Украине, которые смогут в считанные часы превратить свои активы в золото.
И именно законопроект №8178-1 должен позволить владельцу очень быстро изменить целевое назначение участка на максимально дорогое.
При этом, счастливчиками вряд ли станут рядовые граждане. Ведь государству хватит всего 0,1% существующих в стране сельхозземель, даже для того, чтобы построить новое многоквартирное жилье для 10 миллионов переселенцев. Для целей промышленности потребности будут такого же порядка.
"Дешевые частные участки сельхозземель, к которым прикоснется государство, еще до их выкупа будут превращаться в "золото". И вряд ли государство начнет использовать свою волшебную силу и деньги на участки случайных смертных", - пишет Могильный.
"Единственный плюс: для журналистов-расследователей появится новое направление работы - устанавливать, с кем именно связан счастливчик, который за копейки получил участок, который потом государство почти мгновенно отобрало у него, оплатив очень приличную компенсацию", - добавляет он.
На то, что законопроект №8178-1 является пазлом в одной схеме со скандальным проектом №5655 (по реформированию сферы градостроительной деятельности), указывает следующий факт.
"Законопроект №8178-1 теоретически не может работать, если не вступит в силу скандально известный проект закона №5655, который уже более двух месяцев ждет подписи Владимира Зеленского. Законопроект №5655 разрывает связь между планированием территории и ее застройкой, привязывая выдачу МУО к целевому назначению земельного участка. Таким образом, если заместитель главы офиса президента говорит, что проект закона №8178-1 является инициативой ОП, то решение о подписании №5655 уже есть, и просто ожидают удачного момента для его обнародования" - говорится в статье.
Точнее сказать, так было до момента, когда Рада все же отклонила законопроект 8178-1. Это свидетельствует о том, что лоббисты закона и всей схемы на данном этапе проиграли и не набрали голоса. Однако вето президента на №5655 все еще нет, поэтому очевидно, что борьба будет продолжаться и в парламенте вполне может появиться законопроект, подобный №8178-1, но под новым номером.
По мнению автора, в законодательстве существует критическое белое пятно в случае необходимости строительства общественно необходимых объектов на землях других владельцев, и эта проблема заслуживает комплексного решения.
Напомним, в ВРУ к голосованию готовили законопроекты №8178 и №8178-1, упрощающие механизм изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель, а также №8225 и №7528, позволяющие принудительно изымать земельные участки во время восстановления страны. Глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков заявил, что все четыре документа полны коррупционных рисков.