ОТ ЖЕСТКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ К МЯГКОЙ КОРРЕКЦИИ?

20 октября, 1995, 00:00 Распечатать

Как известно, проводившаяся в Украине с октября прошлого года жесткая кредитно-финансовая политика еще не привела к стабилизации производства: по мнению многих аналитиков, прошло слишком мало времени...

Как известно, проводившаяся в Украине с октября прошлого года жесткая кредитно-финансовая политика еще не привела к стабилизации производства: по мнению многих аналитиков, прошло слишком мало времени. Зато именно она сделала карбованец более стабильным и приостановила галопирующую инфляцию. А это, естественно, больно ударило по тем, кто не знает, как снизить себестоимость своей продукции в низкоинфляционной экономике, либо очень уж хорошо знает, как наживаться на инфляционных спекуляциях.

Тогда-то и были вызваны к жизни идеи постепенного подавления инфляции. Иными словами - перехода от жесткого монетаризма к мягкой антиинфляционной политике.

Не секрет, что предлагаемая коррекция согласованных ранее реформ породила волну дискуссий и взволновала всех наших кредиторов. Так ли уж она необходима, а главное - оправданна?

Лекция в Мировом банке

Глава представительства Мирового банка в Украине Даниэль Кауфманн организовал специальный «круглый стол» на тему «Низкая инфляция «против» роста производства - новый грандиозный миф?» и прочитал собравшимся журналистам блестящую лекцию. Аргументированно и подробно он осветил зависимость основных макроэкономических показателей от уровня инфляции.

Результаты анализа статистических данных за 1960-1992 годы, приведенные им для 127 стран мира, свидетельствуют о том, что ежемесячный уровень инфляции 1-2% (или 12,6-27% годовой инфляции), в общем, допускает рост ВВП до 2% в год. А при ежемесячном уровне инфляции 4-5% (60-80% в год) обеспечен «рост» ВВП 0,7-1,25% в год со знаком минус.

Если кто-то скажет, что Украина, дескать, не Латинская Америка - пожалуйста, вот данные по Европе и бывшей советской Азии. Реальный рост ВВП за последние четыре года в зависимости от годового уровня инфляции для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза с 1991 по 1994 год представлен в таблице 1.

Не нужно быть ученым-экономистом, чтобы видеть, что снизившийся в 1994 году уровень инфляции в странах Восточной Европы и Прибалтики повлек за собой реальный рост ВВП.

А что же Украина? Даниэль Кауфманн подтвердил свои тезисы о взаимосвязи уровня инфляции с уровнем ВВП и на ее примере (табл. 2).

Рассматривая через любые призмы инфляцию и производство, главный обобщающий вывод неизбежен: высокая инфляция ведет к падению ВВП.

Прав ли господин Кауфманн?

Если проанализировать все представленные тенденции, то вывод о необходимости скорейшего преодоления инфляции не вызывает ни малейших сомнений. Только в этом случае можно рассчитывать на хорошие темпы стабилизации экономики. Только в этом случае прекратится производство ради производства, станут на ноги предприятия, которые действительно рентабельны без дотаций и льготных кредитов. Только в этом случае обанкротятся те, кто наживается на инфляции и валютных спекуляциях.

И все-таки хочется смоделировать, как и чем мог бы возразить господину Кауфманну его оппонент. Наверное, рассмотрение исходных данных, на которых «выросли» вышеобозначенные выводы, могут побудить и аргументы «против».

Первый. Подвергнуть сомнению исходную статистику. Но дело в том, что любую журналистскую и дотошную научную душу покоряет в материалах Мирового банка четкая, адресная ссылка на источник информации под каждой таблицей и каждым графиком. Поэтому уважаемые господа оппоненты могут «разбить» господина Кауфманна только его же оружием, а именно: примерами стран, которые вышли из кризиса на «мягкой» антиинфляционной политике.

Второй. В приведенных таблицах можно найти данные по некоторым странам, которые находятся в противоречии с общими тенденциями. Например, как удалось пребывающей уже третий год в зоне боевых действий Хорватии приостановить падение ВВП и даже добиться его прироста, несмотря на броски инфляции?

Абсолютно тоже самое можно сказать и в отношении Армении. При ежегодном росте уровня инфляции живущая практически без света и тепла страна получила в 1994 году значительный рост ВВП, хотя средний уровень зарплаты там еще довольно низкий.

Белоруссия, имеющая постоянное падение ВВП при растущей годовой инфляции и занимающая одно из последних мест среди стран бывшего СССР по доле частного сектора в производстве ВВП (около 3%; сравните: Украина - 20%, Россия - 63%), по темпам роста заработной платы уступает только странам Прибалтики и России.

Кроме того, можно найти и такие данные по отдельным странам, когда при инфляции 4-5% в месяц наблюдается рост ВВП. А ведь именно эти цифры взволновали всех, когда Президент Украины заявил о необходимости принять такой уровень инфляции как один из параметров в экономических реформах 1995 года.

Нет ли здесь противоречия с тезисами господина Кауфманна?

По мнению некоторых экономистов-практиков, одно дело, если правительство в какой-то стране поставило цель решительно одолеть главного виновника всех бед - инфляцию, снизив ее до 0,5-1% в месяц, и все свои мероприятия подчиняет этой цели. В таком случае большинство хозяйственных субъектов также работают в этом направлении и не страшны единичные «выпады» инфляции даже до 4-8% в месяц.

А когда на марше реформ вдруг меняют цель, то есть серьезная опасность не приблизиться к ней вообще. Тем более нашим «красным директорам» только дай намек на инфляционное послабление! Они уже знают, что это означает дотации и льготные кредиты. Выстраиваются в очередь за всем этим и еще больше давят на правительство. Ситуация выходит из-под контроля, и инфляция растет до 15-20% в месяц, а в худшем случае дело чревато и гиперинфляцией.

В иллюстрациях этого тезиса явно нет недостатка. Представитель МВФ в Украине Алекс Сундаков на встречах с журналистами неоднократно приводил пример России, которая в 1994 году решила уйти от жесткого подавления инфляции, установив планку 5-8%, а в результате скатилась до 22%.

Post scriptum

В своем сентябрьском послании Президенту Украины Билл Клинтон подчеркнул, что «кое-какие страны потеряли стойкость и пошатнулись в своих попытках развивать рыночную экономику». Однако «колебание на этой границе имеет чрезвычайно дорогую цену: высокая инфляция, отток капитала, потеря перспектив лучшего будущего... Сохранить выдержку нелегко, если на карту ставится благосостояние народа. Я разделяю ваше беспокойство в отношении спада производства и незащищенности бедных и пенсионеров. Эти трудности, даже временные и предусмотренные, тяжело принять, если знаешь о громадном потенциале украинской экономики. Опыт других стран свидетельствует, что перспективы кажутся бледными как раз накануне возрождения экономики. Быстрые средства, которые создают проблески надежды, являются наиболее опасным выбором».

И еще одна цитата. «Немногим странам удалось побороть огромные трудности экономической стабилизации и структурных реформ с первой серьезной попытки. Украина имеет возможность присоединиться к этой выдающейся группе. И чем быстрее это произойдет, тем более коротким будет период трудностей, которые переживает народ Украины. В этом есть экономический и политический смысл».

Что ж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Последние публичные выступления Президента Леонида Кучмы, как мне кажется, можно назвать адекватными сложившейся обстановке. Ими могут быть удовлетворены и те, кто ратует за государственную плановую экономику, и те, кто за ускорение реформ путем жесткой антиинфляционной политики. Тезис о том, что «отличительным признаком экономической модели послекризисного развития Украины должно стать государство с сильными регулирующими функциями», произнесенный на Всеукраинском совещании экономистов в Киеве 14-15 сентября, приемлем для всех. И если к монетаристской стабилизации добавить санацию предприятий и эффективную приватизацию, вероятно, это и будет «более высокой орбитой» реформ.

Таблица 1

Страна 1991 1992 1993 1994

1 2 1 2 1 2 1 2

Чехия 52 -14.2 12 -6.4 18 -0.5 10 2.6

Польша 60 -7.0 44 2.6 37 3.8 34 5.0

Словакия 58 -14.5 9 -7.0 25 -4.1 15 4.8

Хорватия 250 -30.6 937 -9.0 1156 -3.2 86 1.8

Россия 152 -12.8 1350 -18.5 930 -12.0 218 -15.0

Армения 274 -8.8 828 -52.3 1450 -14.8 15555 5.4

Белоруссия 94 -1.0 970 -8.6 1192 -9.5 2583 -21.5

Молдова 90 -15.8 1255 -25.0 788 -14.0 331 -30.0

Украина 91 -13.4 1445 -17.5 6288 -14.9 850 -24.5

Эстония 210 -10.7 1069 -14.2 85 -8.6 50 4.7

Латвия 172 -10.4 958 -34.9 100 -14.8 38 -2.2

Литва 224 -12.6 1162 -39.3 400 -16.2 59 2.0

Азербайджан 105 -0.7 1174 -35.2 1080 -23.1 1742 -21.9

Казахстан 91 -6.8 944 -13.0 1659 -15.6 2310 -25.0

Киргизстан 82 -5.0 1555 -19.0 1208 -16.0 315 -5.5

Узбекистан 105 -0.5 530 -11.1 880 -2.4 792 -3.5

1 - годовой уровень инфляции, %

2 - рост ВВП, %

Таблица 2

1 2

1989 0 3.7

1990 0 -3.8

1991 6.5 -13.6

1992 33.7 -28

1993

1 квартал 40 -28

2 квартал 39.8 -14

3 квартал 44.5 -6.25

4 квартал 66.5 -25

1994

1 квартал 12.5 -27

2 квартал 5.2 7.5

3 квартал 5 9

4 квартал 39.8 -6

1995

1 квартал 17 -17

2 квартал 5.2 4.5

1 - средний уровень инфляции в Украине за месяц, %

2 - рост ВВП, %

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно