ОСМД: помоги себе и соседям

15 октября, 2010, 15:37 Распечатать Выпуск №38, 15 октября-22 октября

Как и сама многострадальная реформа ЖКХ, изменение отношений в жилищно-коммунальной сфере происходит крайне медленно...

Как и сама многострадальная реформа ЖКХ, изменение отношений в жилищно-коммунальной сфере происходит крайне медленно. К середине 2006 года в стране было 4159 многоэтажек, жильцы которых создали объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), на 1 сентября с.г. количество таких объединений едва превысило 11,3 тыс. Если подобные темпы сохранятся, то процесс реформирования ЖКХ растянется на десятилетия.

Это, конечно же, не устраивает правительство Н.Азарова, где рассчитывают за четыре года перевести большинство многоквартирных домов на новую форму обслуживания. Профильный министр не скрывает: переход от жэков к ОСМД будет осуществляться не только на добровольной основе. Он предупреждает, что «до 2015 года будем объяснять и агитировать, потом сделаем ОСМД обязательной нормой».

Столь жесткий подход может означать, что жильцам многоквартирных домов «светит» объединение на «добровольно-принудительной» основе. И если местные власти не хотят давить на своих избирателей, им стоит обратить внимание на опыт тех городов, которые преуспели в создании объединений жильцов.

Что препятствует реформе

В реформе ЖКХ много парадоксов. Приоритеты со стороны как центральной, так и местных властей вроде определены. Мировой опыт, результаты многочисленных экспериментов в украинских городах однозначны: решать вопросы организации коммунального обслуживания должны не скомпрометировавшие себя жэки, а сами жильцы, создавая ОСМД. Но не все точки над «і» расставлены.

Действующий закон об ОСМД остро критикуется теми, кто на его основе пытается проводить реформы. Он не дает четких ответов на вопросы, возникающие в связи с созданием и деятельностью объединений. В частности, не предусмотрены преференции жильцам, создающим объединения, не определен статус придомовых территорий, не гарантировано право ОСМД самостоятельно выбирать поставщиков коммунальных услуг.

Эксперты даже утверждают, что на местах реформу ЖКХ проводить было бы легче, не будь такого закона вообще. В качестве подтверждения приводится положение документа о том, что предыдущий собственник «принимает участие в ремонте жилья». Эта расплывчатая формулировка подпитывает надежды, что жилье сначала отремонтируют и только после этого — передадут в распоряжение жильцам, взявшимся за создание ОСМД.

На самом деле это не более чем иллюзии, которые только задерживают ход изменений. На масштабные ремонтные работы нет средств ни у государства, ни тем более у муниципалитетов. Даже небедный Киев не готов к тому, чтобы в кратчайшие сроки найти и выделить для поддержки ОСМД многомиллиардные суммы.

Трудности в этом вопросе дали о себе знать в ходе рассмотрения и принятия Киевсоветом в середине сентября программы реформирования и развития ЖКХ столицы до 2014 года. В основу проведения реформ было положено массовое создание ОСМД. Согласно программе, мегаполис, в котором создано за целое десятилетие всего полтысячи таких объединений, к концу 2014-го должен довести их количество до 7 тыс., переведя на новую форму коммунального обслуживания более чем 60% столичных многоэтажек.

По самым оптимистическим расчетам, для ремонта этих 7 тыс. домов потребуется 3,5 млрд. грн. — ровно столько, сколько Киевсовет выделил на содержание и реформирование всего жилищного хозяйства города. А если учесть, что сведения о жилищном фонде поступают от жэков, склонных приукрашивать состояние объектов, то реально средств потребуется больше.

Да, кроме бюджетных средств, киевские власти намерены привлекать инвестиционные. Но это не так-то просто. То есть одним махом реформировать ЖКХ не получится, хотя наработки для масштабной коммунальной реформы есть.

Второй год без жэков

56-тысячный Новоград-Волынский — город областного подчинения Житомирской области — вот уже второй год живет без жэков: их заменили 25 ОСМД. А обслуживанием домов, в которых радикальных изменений по разным причинам не произошло, занимается небольшое коммунальное предприятие.

Как утверждает председатель ОСМД «Наш дом» Андрей Войтович, новая форма коммунального обслуживания чего-либо стоит лишь тогда, когда она улучшает качество сервиса и способствует экономному использованию средств. Достичь этого удалось не сразу.

Как известно, основным недостатком жэков было и остается то, что львиная доля поступающих на их счета средств (80% и больше) расходуется на содержание управленческого и обслуживающего персонала. Тогда как на приобретение материалов для ремонта и обслуживания домов денег хронически не хватает.

Поначалу в «Наш дом» вошли жители одной девятиэтажки. И хотя уровень ее коммунального обслуживания существенно возрос, удельный вес расходов на содержание персонала был высок, достигая 70% от поступающих средств. Такая ситуация не могла удовлетворить людей, почувствовавших себя хозяевами. В отличие от жэка, ОСМД могло самостоятельно искать выход из положения.

Штат управленцев и специалистов, если большинство из них представлены в единственном числе, не сократишь. Но можно расширить сферу влияния ОСМД. Тем более что жильцы соседних домов, наблюдая, как на глазах меняется облик девятиэтажки (сразу же нашлись средства для замены входной двери, ремонта подъездов и наведения порядка на придомовой территории), просили принять их в объединение.

ОСМД «Наш дом» начало расти. Вначале к нему присоединились жители пятиэтажек, размещенных в том же дворе, а потом — и более отдаленных домов. Теперь в кондоминиум входят восемь многоквартирных домов — почти весь квартал.

Такое крупное объединение получило ряд преимуществ. Уменьшились расходы на содержание обслуживающего и управленческого аппарата. Кроме того, выход ОСМД за рамки одного дома позволил расширить масштабы деятельности, провести благоустройство территории. После того, как в отдельно взятом квартале появились хозяева, он преобразился: приведены в порядок детские и спортивные площадки, оборудованы места для стоянки автомобилей.

Андрей Войтович отмечает, что вхождение в ОСМД жильцов многих разных по «возрасту» и уровню технического оснащения домов вызывает дополнительные сложности, особенно для бухгалтеров (в разных домах тарифы не одинаковы), но все компенсируется экономией средств.

Среди 20 с лишним ОСМД Новоград-Волынского есть крупные структуры, такие, как упоминаемый «Наш дом», «Колорит», в которых объединены жильцы дворов и микрорайонов. Но есть средние, включающие в себя по нескольку домов, и совсем мелкие. Скажем, в ОСМД «Кедр» входит небольшой двухэтажный дом, в котором живут два десятка семей.

Что и говорить, таким количеством жильцов не «потянуть» даже небольшой штат управленцев и специалистов. Но выход найден. Персонал объединения, включая председателя ОСМД Любомира Малетича, работает на общественных началах. Активисты так добросовестно выполняют свои обязанности, что дом по ул. Ивана Франко, 32 стал местной знаменитостью. Тем, кто приезжает в город для знакомства с опытом работы объединений, обязательно его покажут, познакомят с жильцами, которые не нарадуются изменениям.

Дело в том, что дом, которому от роду почти сто лет, после создания в нем ОСМД подвергся коренной реконструкции. В частности, его подключили к системам водоснабжения и водоотвода. Средства потребовались немалые. Их выделили в складчину — жильцы, городские власти и представители проекта ПРООН «Муниципальная программа управления и устойчивого развития». Последние оказывают помощь общинам, готовым выделить на это часть собственных средств.

Принцип помогать тем, кто вкладывает свой труд, средства в ремонт жилищ, благоустройство придомовых территорий, вошел в практику взаимоотношений между местной властью и горожанами.

Чтобы объединения совладельцев с первых шагов были эффективными, в Новоград-Волынском сделано многое. При принятии бюджета-2010 горсовет выделил средства для поддержки ОСМД, установил четкие правила, гарантирующие их эффективное использование. В горисполкоме создан специальный отдел, который координирует работу по созданию ОСМД. Здесь объединениям оказывают всяческую помощь, в том числе в налаживании связей с организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Особое внимание уделяется обучению кадров, работе ассоциации, в которую объединились ОСМД города.

— Учитывая, что правительство обещает выделить средства на поддержку ОСМД, мы, конечно же, подготовили все документы. Но и сами не сидим сложа руки, — говорит мэр Новоград-Волынского Николай Боровец. — Хочу подчеркнуть: дополнительные средства в «коммуналку» из всех источников целесообразно вкладывать в том случае, если ОСМД уже созданы, а люди подготовлены, иначе средства уйдут, как вода в песок, а коммунальная реформа так и останется на бумаге.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно