31 июля в Конституционный суд поступило представление 59 народных депутатов о соответствии Конституции указа президента Украины от 22 мая 2008 года «Об обеспечении работы нефтепровода Одесса—Броды по проектному направлению» (not founded ).
Речь идет о президентском указе, которым глава государства распорядился создать межведомственную рабочую группу, поручив ей разработать и подать в недельный срок план мероприятий по переведению с 2008 года нефтепровода Одесса—Броды в аверсное, проектное, направление (из Одессы в Броды) с сохранением при этом уровня доходов от его использования.
В свое время использование Одесса—Броды в аверсном режиме премьер-министр Юлия Тимошенко назвала «коррупционной схемой наподобие «РосУкрЭнерго», фактически выступив против введения аверса. Президент Виктор Ющенко подверг критике позицию премьера по этому вопросу, отметив, что не понимает, о какой коррупции идет речь при стопроцентной государственной монополии, обеспечивающей транзит нефти.
В ответ глава правительства несколько сгладила тональность своей позиции, заявив, что она поддерживает инициативу об аверсном использовании нефтепровода Одесса—Броды, однако выступает против привлечения к этому проекту офшорных компаний.
Между тем в прессе высказываются предположения, что Ю.Тимошенко отказывается вводить аверс из-за тайного соглашения с российским премьером В.Путиным, якобы заключенного во время недавнего визита в Москву. В обмен на это Путин будто бы пообещал ей поддержку на президентских выборах 2010 года.
Тема введения аверсного использования нефтепровода Одесса—Броды снова, уже в который раз, была поднята после поездки Виктора Ющенко в Азербайджан в конце июня нынешнего года. Тогда украинский президент, выступая на совместной со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым пресс-конференции, заявил, что вопрос поставок технологической нефти для прокачки ее по нефтепроводу Одесса—Броды решен и в ближайшее время прокачка в аверсном режиме будет осуществлена. (Уже сообщалось, что эта проблема обсуждалась Ющенко и Алиевым незадолго до этого, в двадцатых числах мая, во время работы Энергетического саммита в Киеве.)
Со своей стороны, И.Алиев подтвердил, что первая прокачка технологической нефти по украинскому нефтепроводу может быть осуществлена уже в ближайшее время. По словам азербайджанского президента, это станет возможно, «как только будет решен технический вопрос» — определены пути доставки каспийской нефти в причерноморские порты.
Таким образом, азербайджанская сторона фактически подтвердила свою заинтересованность в решении проблемы транспортировки каспийской нефти в Европу через черноморские порты и нефтепровод Одесса—Броды.
Для Украины введение аверсного режима работы нефтепровода означает прежде всего решение проблемы диверсификации поставок нефти. Это в значительной степени может сделать нас независимыми от сюрпризов со стороны России, которая все больше входит в роль энергетического монополиста, все более нагло и бесцеремонно навязывая своим партнерам, в том числе и Украине, правила игры на рынке энергоносителей.
Кроме того, аверсное использование нефтепровода Одесса—Броды укрепляет наши связи со странами Европейского союза — в отличие от его реверсного использования, при котором Киев фактически полностью зависит только от воли и желаний российской стороны.
До сих пор, как известно, из девяти миллионов тонн, которые Москва обещала начиная с 2004-го каждый год прокачивать по реверсу, такое количество нефти было транспортировано только в прошлом году. В другие годы украинская казна недополучала значительные средства. Правда, при этом и прошлогодний «успех» более чем сомнителен — ведь ОАО «Укртранснефть» заставили вдвое снизить тариф, что стало абсурдным прецедентом в европейской практике — вдвое увеличился объем работ, однако государство от этого не получило ни на копейку больше (not founded).
Не менее важно и то, что легкая в переработке каспийская нефть позволяет получать более качественные горюче-смазочные материалы — ведь она, в отличие от российской нефти марки Urals, которую экспортируют сейчас в европейские страны, полностью отвечает строгим экологическим стандартам ЕС и очень ценится в Европе.
Наконец, при наличии политической воли со стороны официального Киева нефтепровод Одесса—Броды мог бы уже функционировать в аверсном режиме. Еще в начале января нынешнего года руководители двух западноукраинских нефтеперерабатывающих заводов — ОАО «НПК «Галичина» и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» — в открытом письме украинскому руководству сообщили о том, что получили коммерческие предложения о поставках легкой каспийской нефти для переработки на заводах общим объемом не менее 5 млн. тонн в год. При этом отмечалось, что у предприятий есть техническая возможность для приема и переработки такого количества нефти. В конце июля министр топлива и энергетики Юрий Продан сообщил, что межведомственная комиссия при Кабмине по использованию нефтепровода Одесса—Броды планирует рассмотреть предложения, поступившие от заводов «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичина», об использовании нефтепровода в аверсном режиме. Однако о сроках этого рассмотрения министр не сообщил.
Преимущества аверсного режима функционирования нефтепровода Одесса—Броды — как экономические, так и политические — для Украины очевидны, его введение — это вопрос времени. Тем более что для российской стороны экономические «достоинства» реверса довольно сомнительны. Собственно, при большом желании можно найти другой путь транспортировки российской нефти из Бродов в направлении Черного моря — через Молдову, например. При условии прагматичного, делового подхода со стороны Москвы такой вариант выглядит даже более выгодным. Конечно, если к этому не примешивать политику, как это любят делать в Кремле. И как это, к сожалению, практикует кое-кто и в Киеве.