Обмен с доплатой. 2/3 всех украинских новогодних елочных украшений реализуется в Европе. 65—70% отечественного рынка составляет китайский и прочий импорт - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Обмен с доплатой. 2/3 всех украинских новогодних елочных украшений реализуется в Европе. 65—70% отечественного рынка составляет китайский и прочий импорт

28 декабря, 2007, 15:02 Распечатать

Похоже, традиционные новогодние открытки уже не столь популярны, как раньше: хитом становится красочный елочный шар с поздравлениями клиентам, коллегам и друзьям!..

Похоже, традиционные новогодние открытки уже не столь популярны, как раньше: хитом становится красочный елочный шар с поздравлениями клиентам, коллегам и друзьям! Правда, разносить такие поздравления «Укрпочта» вряд ли согласится, но супермодный презент идет в столичных фирмах, что называется, нарасхват…

Минимальная партия таких изделий у крупных производителей составляет около 200 штук.

Обычные елочные игрушки в декабре тоже не залеживаются. Если вы не успели заказать оптовую партию, то вам вряд ли уже повезет: в канун Нового года елочные украшения не отгружают прямо с конвейера — оказывается, их производство завершается еще… летом! Более того, производители елочных украшений принимают заказы в основном до марта. Изготовляют и отгружают их до сентября-октября.

Зарубежные заказчики получают новогодние украшения первыми, а наши, отечественные, — в последнюю очередь. Причина такого отставания проста: нежелание на несколько месяцев замораживать оборотные средства. Тот, кто покупает позже, расплачивается узостью ассортимента — самое лучшее из коллекций уплывает за рубеж. Ну а те из украинских продавцов, кто не успел прыгнуть в «последний вагон уходящего поезда», остаются ни с чем — в декабре елочных игрушек у производителя не сыскать!

Вместо шаров — «декоры», «мульти» и «хоум»

Какие же елочные украшения наиболее популярны в канун Нового, 2008 года?

Продавцы утверждают, что часть покупателей остается приверженцами традиционных шаров с классическим сочетанием красок — красный с золотом и синий с серебром. Очень популярен желтый цвет и символ этого года — Крыса, а также все, что с нею связано.

На пике моды — миниатюрные произведения ручной работы, например, сказочный замок. Это так называемые декоры. С ними соперничает стиль «мульти» — игрушки необычайно яркого цвета — малинового, оранжевого, салатового и других. Пришел к нам и «хоум-стиль» — украшения из плюша, дерева и фетра пастельных цветов, напоминающие ручную работу.

Глядя на эти изысканные изделия, трудно поверить, что первыми елочными игрушками были обычные конфеты и пряники. Именно так наряжали лесную красавицу при Николае I — его жена, урожденная немка, завезла это новшество из Европы.

Несмотря на то, что хвойные деревья украшали дворцы по указу Петра I еще триста лет назад, поставлять елочные игрушки с Запада начали только с середины ХIХ века.

Это были фигурки животных и балерин, позже — ватные игрушки, покрытые блеском, и шары из стекла. Первые такие шарики появились в Саксонии и были чрезвычайно дорогими, поскольку технология обработки тонкого стекла еще не была развита.

Подобные игрушки в нашей стране начали производить в начале 40-х годов ХХ столетия. Производство елочных украшений у нас развивалось непросто, поскольку празднование Нового года и Рождества после 1917 года было запрещено.

И только в 1935 году в Кремле установили первую, скромно украшенную елку для детей,— елочные игрушки считались в то время буржуазным пережитком. А вслед за этим, в 1936 году, появилось постановление правительства о необходимости развития игрушечной промышленности, которая начиналась с мелких артелей, превратившихся в 50-х в крупные фабрики. В 1990 году их насчитывалось уже около 450, в том числе несколько — на территории Украины: Клавдиевская и Лисичанская фабрики, а также Львовский и Константиновский стеклозеркальные заводы.

После 1991 года началась перестройка предприятий. Вместо государственных возникли частные производства, которые начали внедрять современные зарубежные технологии. «Наше предприятие на рынке уже три года, — рассказывает директор компании «Гардиан Плюс» Василий Бакун. — На первых порах хотели купить профильный завод в поселке Клавдиево под Киевом. Но продавец выставил очень высокую цену, поэтому решили арендовать помещение бывшей ткацкой фабрики в ста метрах от Клавдиевского завода елочных игрушек. Так естественно возникла «конкуренция», хотя я считаю, что лучше все-таки сотрудничать.

Украинский рынок елочных украшений еще не насыщен, а нашим производителям нужно еще работать и работать, чтобы наполнить его продукцией. Судя по выставкам, в которых мы участвуем, каждый ищет и находит свою нишу. Качественные изделия будут всегда востребованы. Рынок перенасытить невозможно — можно просто переключить интерес с менее качественных изделий на более качественные, тогда халтуру перестанут покупать…»

Украинцы на российском гостином дворе

По мнению специалистов, 50—60% рынка елочных игрушек в столице принадлежит отечественным производителям, а в регионах, наоборот, 60% составляет дешевая китайская и другая импортная продукция. Скорее всего, такая картина является следствием ценовой политики: китайские пластиковые игрушки с конвейера намного дешевле, чем отечественные стеклянные шары ручной работы, вот они и пользуются успехом на периферии, где доходы населения ниже.

В целом 65—70% украинского рынка занимают импортные елочные украшения, которые привозят из Китая. Они отличаются низкой стоимостью и широтой ассортимента. Говорят, что правительство Китая даже предоставляет льготы своим производителям на транспортировку изделий.

Кроме продукции китайского происхождения, елочно-игрушечный импорт поступает в Украину из Италии, Польши, Индонезии, Таиланда и Германии. Наши оптовики редко работают непосредственно с фабриками, так как не проходят ценз по величине заказа, что не может не сказаться на конечной цене игрушки.

Дешевизна — не единственная причина того, что украинского потребителя привлекают зарубежные елочные украшения. Покупатель хочет приобрести игрушку, которая будет служить ребенку не один год, т.е. небьющуюся. Простой стеклянный шар уже набил оскомину — хочется купить символ года, игрушку необычной формы — с бантом, цветком, из ткани, ручной работы…

В Европе от дешевой китайской продукции давно отказались, но сами производят игрушки в основном автоматическим способом, с помощью печати — оттиска, клише, которое наносится на изделие. Новые современные технологии делают даже такое изделие красивым.

Европейцы не любят заниматься ручной работой, хотя именно ручной труд пользуется у них особым спросом. Им не надо ничего рассказывать — они берут игрушку в руки и тут же определяют — ручная это роспись или печать?

Не случайно 2/3 всех украинских новогодних украшений реализуется в Европе. Например, крупнейший украинский производитель ООО «Галимпекс — Стеклозеркальный завод» около 92% своих изделий экспортирует в Германию, Голландию, Италию, Бельгию, Францию (35% европейского рынка елочных игрушек), а также в Россию.

«Найти своего покупателя непросто, — комментирует Василий Бакун. — Нам поначалу через сайт удалось продать всего лишь несколько небольших партий товара. Решили искать на профильных выставках, в первую очередь во Франкфурте-на-Майне — на выставке Christmas World. Теперь стали ее постоянным участником, а также дважды в год выставляемся в Москве — в Гостином дворе и Центральном доме художника. Там заключаются договоры с оптовыми покупателями. На подобные выставки приглашают всех, но за свой счет. Мы покупаем площади, выставляем свою коллекцию, получаем дипломы. Это большие расходы: 5—7 тысяч евро. Если нашел хороших покупателей — затраты окупают себя, если нет — значит, в проигрыше. Сейчас единственное, чего не хватает, — это времени: в США мы отгружали продукцию в мае, в Данию — в июне, в Россию — в июле, в Казахстан — в сентябре…

Не обижаем и своих — в этом году поставляли продукцию в Запорожье, Крым, Херсон. Но основной покупатель — за рубежом. Государство неплохо относится к экспорту такой художественной продукции, это ведь не картины или раритеты, а всего лишь красивая елочная игрушка…»

Каждое предприятие этой отрасли ищет свои собственные подходы к продвижению товара и рекламы. Например, фабрика елочных украшений в Клавдиево, соседствующая с «Гардиан Плюс», приглашает школьников на предновогодние экскурсии.

Как рождается сказка

Говорят, что в Древнем Египте стекло изготовлялось на природной соде, добываемой в долине Нила. Местные ученые обнаружили на древних рисунках стеклодува, выдувающего круглый сосуд, поэтому существует гипотеза, что именно египтяне придумали первую стеклодувную трубку.

По другим версиям, первые стеклодувные мастерские возникли в эпоху Средневековья.

Стекло известно человечеству с незапамятных времен — это кварцевый песок с различными добавками, нагретый до очень высокой температуры. В таком состоянии он превращается в жидкость, которая, застывая, становится прозрачным или полупрозрачным твердым материалом — стеклом.

Первая фабрика по изготовлению стеклянных новогодних игрушек появилась в Германии в 1848 году, а технология изготовления елочного шара не изменилась и до сегодняшнего дня.

«Производить изделия ручной работы из стекла мы решили с самого начала, — делится секретами своего производства Василий Бакун. — Просто не было смысла конкурировать с китайским ширпотребом, который популярен за счет своей дешевизны и примитивных технологий. Стекло нам поставляет Полтавский завод медицинского стекла, а сырье для росписи покупаем в киевских художественных салонах, это недорогие импортные акриловые краски на водной основе. Приглашаем студентов художественных колледжей на практику, а лучших — на работу. В основном, из Решетилова Полтавской области. Всего у нас около 20 художников, есть практиканты, но ведь и мощности у нас небольшие, это даже не цех, а участок».

Процесс создания художественной игрушки сложный и кропотливый. Сначала художник раскрашивает 50—70 игрушек одним цветом, вешает просыхать, потом расписывает другой краской и так далее. В основном это шары, колокольчики, верхушки, чайники, самовары и тюльпаны. Игрушки подразделяются на три категории: художественные (самые простые), пейзажи (как правило зимние) и эксклюзив — самые сложные, в изготовлении которых используется до десяти цветов.

«Стоимость игрушки определяется в зависимости от сложности рисунка и ее диаметра, — говорит Василий Бакун. — Себестоимость у нас составляет от 3 до 18 гривен. Это, я считаю, нормально. Возможно, покупать такую продукцию не каждый может, но так было во все времена…»

Кстати, дороговизна отечественных стеклянных елочных игрушек не всегда возникает по вине производителей. Под праздник оптовые продавцы могут поднять цену на товар на 15—20%, а ритейл — до астрономических сумм — на 100%. Зато после праздников, когда на складах оптовиков остается, как правило, не менее 10—15% нереализованных елочных изделий, их продают с большими уценками, либо оставляют до следующего года, изменив оформление.

Сегодня в Украине производством елочных игрушек занимаются около 20 компаний. В последние годы в отдельное интересное направление выделилось производство упаковки елочных игрушек. Сегодняшняя игрушка — это отдельно упакованное изделие. Ведь елочное украшение стало модным подарком, и его оформление должно быть произведением искусства. Случается, что стоимость упаковки превышает цену самой игрушки. Расширился и ассортимент таких предложений — это может быть не только красочная коробка или обертка, но и металлическая банка, в которую «закатано» украшение. Крупный оптовик, приобретая большую партию товара, сам диктует производителю дизайн упаковки.

Большинство производителей елочных игрушек выпускают и другие сувенирные изделия, например на пасхальную тематику. Такие поделки могут занимать до 8—10% производства. Расписывают и пасхальные яйца — из дерева и натуральной скорлупы.

Так что Новый год — отнюдь не последняя встреча с создателями хрупкой сверкающей красоты. Подождем до Пасхи…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно