НЕИГРУШЕЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

НЕИГРУШЕЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ

15 марта, 2002, 00:00 Распечатать

В очередной раз выбрасывая совершенно непомерную сумму на 694-ю цацку для ненаглядного чада, даже самые финансово озабоченные родители не рискнут назвать этот поступок инвестированием...

В очередной раз выбрасывая совершенно непомерную сумму на 694-ю цацку для ненаглядного чада, даже самые финансово озабоченные родители не рискнут назвать этот поступок инвестированием. Если ими и движут какие-либо рациональные доводы, а не только гипноз истошного детского «Хочу!», то это в лучшем случае надежда на развивающие свойства нового фетиша или хотя бы слабые попытки убедить себя в его эстетической ценности. И практически никто не задумывается о том, что, кроме сиюминутной радости, данное приобретение в будущем может принести вашему ребенку весьма и весьма ощутимый доход.

Между тем за границей сейчас уже никого не удивишь тысячами долларов, выбрасываемыми на специальных аукционах за одноухого плюшевого мишку. Повзрослевшие, солидные люди при виде тех безделушек, которые были дороги им на заре сознательной жизни, вновь поддаются непреодолимому императиву «Хочу!», как будто только и ждут возможности опять впасть в детство, причем с максимальными затратами.

Чаще всего наблюдается стремление вернуть себе то, чем не наигрались в возрасте от 12 до 20 лет. По крайней мере, именно к такому выводу пришел Боб Джельнер, владелец сети магазинов комиксов в штате Небраска. Кроме того, очень большой потенциал имеют различные тематические наборы: бейсбольные карточки, коллекционные модели автомобилей, фигурки с изображением героев культовых сериалов. И в первую очередь те из них, которые были выпущены ограниченными тиражами. Так, например, бейсбольная карточка с Хонусом Вагнером, звездой бейсбола, ослепительно сверкнувшей в нескольких матчах Louisville Colonels и Pittsburgh Pirates в начале ХХ века, в 1996 году была куплена за 640 500 долларов, а четырьмя годами спустя ее новый владелец выложил за нее уже 1,2 млн. долларов.

Существуют и национальные особенности проведения подобных аукционов. Так, французы и немцы наиболее охотно теряют головы ради моделей паровозов; австралийцы и японцы увлекаются составлением коллекций комиксов на определенные темы; американцы повально помешаны на бейсбольных карточках. Впрочем, в последнее время в Америке возник совершенно уникальный феномен — коллекционирование насыпных плюшевых игрушек из серии Beanie Babies.

Ажиотаж, охвативший на рубеже тысячелетий все население Америки, вне зависимости от возраста, пола и социальной принадлежности, начался с выброса на американский рынок совершенно невинных с виду плюшевых гималайских кошечек, внутри которых перекатывалось трогательно недостаточное количество мелких пластиковых гранул. Их выпустила никому не известная на тот момент компания Ty Inc., названная по имени своего основателя Тая Уорнера. Проработав несколько лет в компании Dakin Inc., основного производителя набивных игрушек, Уорнер отправился в странствия по Европе и Востоку.

Официальной датой рождения компании является 1986 год, однако всерьез заговорили о ее продукции с 1991 года, когда впервые была создана коллекция плюшевых медвежат, на правой лапке которых красовалась шелковая ленточка с вышитым на ней индивидуальным номером. А в 1993 году Ty Inc. участвовала в торговом шоу уже с первой своей «полновесной» коллекцией, насчитывающей фигурки девяти животных, имевших свои собственные имена. Например, медвежонок Брауни или китенок Сплэш.

Особую интригу распространению моды придавало то, что Уорнер сознательно избегал кооперации с большими магазинами игрушек и специализированными отделами супермаркетов. Он предпочитал отправлять весьма ограниченные поставки своего по определению дефицитного товара в небольшие сувенирные лавки, цветочные магазины. Поэтому каждый раз обнаружение новой фигурки из новой коллекции действительно было настоящим сюрпризом. С 1995 года на компанию посыпался шквал заказов со всех уголков Америки, и это при том, что никакой рекламной раскрутки нового товара вообще не было. Уорнеру удалось нарушить не только законы маркетинга, но и покуситься на основы экономической теории в целом, вволю поглумившись над соотношением спроса и предложения. Хотя к рождеству 1995 года объем продаж продукции компании возрос на 1000 процентов, тем не менее ей удавалось сохранять дефицит на свою продукцию. Даже несмотря на то, что к следующей пасхе Уорнеру пришлось арендовать три авиарейса для того, чтобы обеспечить своевременные поставки своей продукции в Европу.

Вначале Уорнер каждый год разрабатывал по одной-две коллекции, которые продолжали выпускаться параллельно со старыми моделями. Однако уже с 1994-го отдельные модели начали сниматься с производства. Это придало еще больше ажиотажа общенациональной охоте на симпатичных плюшевых зверюшек. Цены на игрушки, которые, по категорическому настоянию Уорнера, в розничной торговле не превышали пяти-семи долларов, на вторичном рынке молниеносно взлетели до нескольких тысяч. Вскоре компания обзавелась собственным веб-сайтом, на котором были представлены все ее коллекции, а в Америке массовыми тиражами начали издаваться специальные руководства для коллекционеров Beanie Babies, каталоги и бюллетени. По всей стране стали возникать многочисленные клубы коллекционеров. В день, когда объемы продаж компании достигли отметки в миллиард долларов, всем весьма малочисленным служащим Ty Inc. были презентованы по два Миллиардных Медвежонка, одного из которых служащим предлагалось продавать самостоятельно, а второго — оставить для себя. По оценкам специалистов, именно эта модель в будущем станет рекордсменом аукционов игрушек.

За свою весьма непродолжительную историю компании пришлось весьма агрессивно бороться против всевозможных подделок и нарушений авторского права. При каждом уважающем себя аукционе существует специальная экспертиза на подлинность плюшевых зверюшек. Так, Пегги Галахер, один из экспертов по Beanie Babies, говорит, что в день ей приходится проверять по 30—35 игрушек, и приблизительно 40 процентов оказываются подделками.

В Японии масштабов эпидемии достигло коллекционирование игральных карточек с изображением Покемонов, популярных героев мультфильмов и видеоигр. В принципе, «карманные монстры», по аналогии с Beanie Babies, выпускались также и в виде плюшевых игрушек, однако сверхпопулярностью так и не пользовались. А вот карточки, начальная цена которых составляет несколько центов, очень скоро начинают перепродавать за десятки долларов. Отдельные, самые редкие, уходят на аукционах по 300—350 долларов за штуку.

Инвестиции в игрушки, которые еще не так давно выглядели экзотической забавой, после серьезных недоразумений на фондовом рынке стали все чаще приобретать признаки серьезного помещения капитала. И хотя по словам Джеймса Бекета, процитированным в «Официальном руководстве по ценам на бейсбольные карточки 2002 года», никто не может дать гарантию, что ценовой индекс по карточкам окажется более высоким, чем фондовый индекс, тем не менее благоприятная многолетняя тенденция в коллекционировании заставляет все больше людей выбирать альтернативные способы инвестирования. Такие, например, как целенаправленная закупка комиксов.

По словам г-на Джельнера, среди его клиентов есть молодой человек, с которым они составили оригинальный пенсионный план. В течение года он регулярно скупает все поступающие в продажу комиксы на общую сумму в тысячу долларов. Уплатив совсем недавно по два-три доллара за каждый экземпляр, он уже сейчас может перепродать некоторые из них за 30—40. Тем не менее он не спешит это делать, ожидая своего выхода на пенсию, надеясь, что его «пенсионный фонд» окажется более надежным, чем более традиционные.

Единственная ошибка, которую, по мнению г-на Джельнера, совершает этот молодой человек, — это попытка рационализации и меркантилизации подхода к самому процессу коллекционирования. По глубокому убеждению многочисленных экспертов, наибольших успехов (в том числе и финансовых), добиваются те коллекционеры, которые в своих приобретениях руководствуются велениями сердца, а не доводами рассудка. И с этой точки зрения выгоднее оказывается прислушаться именно к своему внутреннему неразумному «хочу!»,чем к скучному и ненадежному «надо».


по материалам зарубежной прессы

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно