НА ЛЬВОВЩИНЕ РОЖДАЕТСЯ АВТОПОРТ «КРАКОВЕЦ»

17 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 17 сентября-24 сентября

Можно по-разному относиться к свободным экономическим зонам, которые, как грибы после дождя, стали появляться в Украине...

Можно по-разному относиться к свободным экономическим зонам, которые, как грибы после дождя, стали появляться в Украине. Тем более, что пока о каких-то весомых результатах говорить не приходится. Но Степан Лукашик, председатель райгосадминистрации Яворовского района, что на Львовщине, более чем уверен: не будь принято решение о создании свободной (специальной) экономической зоны, району не удалось бы решить многие задачи как местного, так и государственного значения. Поэтому с такой настойчивостью при поддержке областной администрации Степан Иванович вместе со своей командой «пробивал» зону. И сегодня Яворовщина, на мой взгляд иллюстрирует возможность эффективного использования преимуществ «зонального» статуса.

...Мы стоим на строительной площадке будущего автопорта «Краковец», и Степан Лукашик рассказывает о том, что будет на этом месте буквально через месяц-полтора. В первую очередь застраивается территория в 10 гектаров, где разместится автотерминал, а потом будут осваиваться и все 74 га, выделенные под автопорт.

Еще совсем недавно здесь и не «пахло» строительством; на всю округу было одно современное здание - самый крупный на территории Украины таможенный переход «Краковец». И вот теперь - строительные краны, грузовые автомобили, котлованы. Темпы строительства поражают тем более, что только 7 июня с.г. вышло постановление Кабмина о порядке регистрации субъектов в свободной экономической зоне «Яворов», которое, собственно, и развязало руки райгосадминистрации в плане реальной работы с субъектами предпринимательской деятельности.

- Сегодня через Краковец еще не идет грузовой транспорт, хотя этот таможенный переход строился в расчете на него, - говорит председатель Яворовской райгосадминистрации Степан Лукашик. - Вот мы и начали строительство автотерминала.

Какую функцию он будет выполнять? Грузовой автомобиль, который едет за границу или возвращается на Родину, пройдя на границе лишь небольшие формальности, будет по специальной кольцевой дороге въезжать на территорию автопорта для детального осмотра. Таким образом мы избавимся очередей, «пробок». Вот под этими навесами (показывает на легкие несущие конструкции) автомобили смогут находиться столько, сколько необходимо, никому при этом не мешая. Не будет километровых очередей, к которым мы привыкли, когда люди не спят ночами, «пекутся» на солнце или замерзают от холода. На территории автопорта все эти проблемы исчезнут сами собой. В одном большом офисном помещении водитель автомобиля или экспедитор спокойно сможет пройти все процедуры оформления таможенных документов: здесь будут располагаться не только таможенные, брокерские службы, но и страховые компании, банки и тому подобное, будут комнаты отдыха, кафе-столовая, душевые, другие сервисные службы. Пройдя досмотр и оформив все документы, водитель опять выезжает на кольцо и, не создавая никому никаких препятствий, направляется к границе. Уже сейчас функции оперативного центра может выполнять здание, которое мы здесь построили. Там тоже есть все необходимое для быстрой, производительной работы, обслуживания автомобилей и людей, которые их сопровождают.

- Нашей бедой всегда были не только дороги, но и связь. Иностранцы вовремя не могли связаться с «миром». Как будет решена эта задача?

- На территории автопорта есть спутниковая связь, которой можно воспользоваться уже сегодня. В скором времени будут факсимильные аппараты, модемы, и за определенную плату каждый сможет отправить информацию в любую часть света (или получить ее). Кроме того, через компьютерную сеть работники автотерминала смогут сопровождать грузы в пределах Украины, стран СНГ и Европы. То есть, по соответствующему соглашению мы будем нести ответственность за каждый автомобиль и информировать потребителей за границей (и на нашей территории), где в данный момент он находится, когда пересек границу и в какое время прибудет к месту назначения. Будет в автопорту и своя система охраны, так что желающие смогут воспользоваться услугами охраны, которая будет сопровождать груз.

И еще одна услуга, которая будет предоставляться в автопорту «Краковец». Сегодня в нашей стране лишь около половины автомобилей-тягачей сертифицированы для проезда по европейским дорогам. Значит, остальные 50% попасть за границу не могут. Мы беремся решить эту проблему. Отечественный перевозчик доставляет свой груз в автопорт. С противоположной стороны на таможню прибывает заграничный автомобиль, тоже груженый. По договоренности, заграничный груз перегружается на украинский автомобиль, а наш - на заграничный, сертифицированный.

- Задействованы ли в этом проекте инвесторы?

- Главные наши инвесторы здесь - турецкая компания «Туник и Глобтек» и французский концерн «Кальберсон». За два с половиной месяца они выполнили немалый объем работ. К завершению строительства сюда должно быть вложено около 7,5 млн. долл. Инвестор строит все «под ключ», и в конце сентября-начале октября, если не произойдет ничего неожиданного, автотерминал должен быть сдан в эксплуатацию.

- Сколько было претендентов на строительство?

- Очень много, но мы работали с теми, кто пришел первым и рискнул вложить деньги, когда судьба Яворовской СЭЗ была под большим вопросом. Эти легкие конструкции-навесы, например, завезены из-за границы: к сожалению, у нас таких нет. Но собирают их на месте. Все другие работы, связанные непосредственно со строительством, выполняет наша строительная организация - АО «Яворовстрой».

- Идея проекта заманчива. Но что - в экономическом аспекте - сулит району «зона»?

- Думаю, с помощью этого объекта мы существенно увеличим товарооборот между Украиной и Польшей, западноевропейскими государствами. Но торговля - это не самоцель. Я вижу этот объект как пилотный, начальный проект европейского значения (не только украинско-польский), который, без сомнения, привлечет инвестиции и продемонстрирует привлекательность украинского государства как торгового и производственного партнера. Наша задача - от интервенции торговли перейти к интервенции производства. В конечном итоге, об этом говорят все, кто с нами хочет сотрудничать. Сегодня, например, ведутся переговоры о том, чтобы польско-германское предприятие фирмы Opel занималось на нашей территории сборкой частей автомобиля Opel. Работаем с французским концерном «Кальберсон», который предлагает собирать здесь узлы и агрегаты для автомобилей «Пежо». Транспортная компания «Орлан-транс» работает сейчас с фирмой «Скания», чтобы собирать тягачи «Скания». Есть идея (и расчеты) относительно сборки на нашей территории и компьютерной техники. Известно ведь, что, перевозя компьютеры в собранном виде, грузовые автомобили перевозят 70% «воздуха». Мы же хотим создать на нашей территории новые рабочие места, стать партнерами по производству компьютерных систем и т.д. В будущем планируем открыть на территории автопорта и собственные производства, например, отливать корпуса для компьютеров, изготавливать некоторые комплектующие.

Есть целый ряд и других проектов, ведь продукция, сделанная на территории СЭЗ, будет более доступной по цене для наших потребителей. В идеале мы бы хотели, чтобы какое-то одно предприятие построило здесь все складские и производственные помещения и потом сдавало бы их в аренду. Согласно расчетам, строительство автопорта обойдется в 155 млн. долл., и мы прекрасно понимаем, что никто сразу такие деньги выкладывать не станет. Хотя дело это перспективное.

- На территории автопорта должна быть еще и зона свободной торговли?

- Да. Мы прекрасно знаем, сколько мелких торговцев в поисках ходового товара терпят неудобства за пределами своего государства. Понять их можно: нужно как-то выживать... Мы же на территории автопорта будем строить оптовые базы, магазины. Предприятия, которые их построят, будут закупать товары в других странах и ввозить на территорию СЭЗ без оплаты пошлины. Выгодно? Конечно! И тогда «челнокам» не придется преодолевать миллионы препятствий и неудобств, чтобы закупить ходовой товар, да еще и значительно дороже - они приедут на территорию автопорта и приобретут все необходимое. В этом заинтересованы и мы, и, например, Польша. Поэтому мы и предложили польской стороне, которая на своей территории тоже строит подобный автопорт, создать СП.

- А строительство дороги на концессионной основе, согласно указу Президента?..

- Правительство Украины объявило тендер (скоро должны быть объявлены его результаты) на строительство участка автобана Лиссабон - Кавказ. Желающих стать его инвестором было много. Как только будет определен концессионер, приступим к реальной работе. Сегодня проводятся проектно-изыскательские работы, разработано технико-экономическое обоснование.

- И кто же претендует в концессионеры?

- Создан консорциум «Западтранскордон», который зарегистрирован в Яворовском районе. Он начинает работать как субъект СЭЗ. В состав консорциума входят мощные строительные, транспортные организации, нефтеперерабатывающие предприятия Галичины, а также Николаевский цементный завод, страховые компании, банки и другие. Наш собственный капитал проявляет заинтересованность в такой масштабной работе. Стоимость будущей дороги - 125 млн. долл. И мы, конечно, хотим, чтобы тендер выиграл отечественный инвестор.

- А что с вашей самой «больной мозолью» - государственным горно-химическим предприятием «Сера»?

- Прошло только три месяца после официального начала работы в специальной экономической зоне Яворовского района. Мы не успели даже серьезно поговорить со всеми потенциальными инвесторами. Могу сказать, что сегодня проблемами «Серы» заинтересовались два инвестора - германская компания «Лурги» и американская фирма «Монсанто», есть несколько других инвестиционных компаний. Но если для строительства автотерминала нужно порядка 7 млн. долл. (и их найти не очень легко), то для освоения новых видов продукции на предприятие «Сера» нужно привлечь не менее 50 млн.

- Сколько уже зарегистрировано субъектов СЭЗ?

- Двенадцать, и еще более пятидесяти проектов находятся на рассмотрении.

- Какая тематика больше всего привлекает инвесторов?

- Велико желание осуществлять энергосберегающие проекты. По некоторым работа в настоящее время уже ведется - это производство полистирольных плит, труб для транспортировки горячей воды, панелей с эффективными утеплителями и т.д.

- А теперь давайте вернемся к льготам, которые имеют субъекты СЭЗ в Яворове.

- Льготы предоставляются на 20 лет (до 2020 года) на все виды налоговых платежей, кроме отчислений в Пенсионный фонд. Но существует определенная схема предоставления таких льгот. Так, предприятия СЭЗ на пять лет полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль. В последующие годы субъект СЭЗ выплачивает 50% от действующей ставки налога. На все 20 лет он освобождается от НДС на ввоз оборудования. Первые пять лет не вносятся таможенные платежи. В течение 20 лет не перечисляются деньги в Государственный инновационный фонд, фонд занятости (ведь мы создаем новые рабочие места). Это - основные льготы. Но не нужно забывать о том, что льготы эти получает инвестор, который принесет сюда не меньше 500 тыс. долл.

- Нередко отношение к СЭЗ отрицательное, поскольку большие льготы предприятий-субъектов зоны тяжким бременем ложатся на и без того «дырявый» бюджет.

- Так говорят люди, не знакомые с мировым опытом функционирования СЭЗ. Многие страны на практике доказали, что такие зоны имеют право на жизнь. А относительно государственных потерь, то можем посмотреть на эту проблему сквозь призму работы нашей яворовской «Серы». Сегодня на поддержку экологического равновесия на территории, где добывалась сера, государство каждый год тратит около 10 млн. грн., а «Сера», в свою очередь, не приносит абсолютно никаких денег в бюджет. Если же мы построим на ее базе новые производства и дадим инвестору, который вложит сюда немалые суммы денег, на короткий срок налоговую льготу, то мы и дополнительные рабочие места получим, и людям дадим зарплату. И ведь отчисления в местный, государственный бюджеты все равно пойдут. Сегодня же мы с «Серы» не можем взять вообще ничего. И пусть новое предприятие не будет платить стопроцентно налоги, но средства в Пенсионный фонд оно будет перечислять, подоходный налог с зарплаты будет идти тоже. В конечном счете прибыль, которую оно заработает, скорее всего, пойдет на реинвестирование, т.е. на создание новых рабочих мест. А ведь это деньги, которые сегодня никто не зарабатывает и не получает. Завтра их заработают рабочие новых предприятий, они отнесут то, что заработали, в магазины, заплатят за коммунальные услуги, начнут строиться и т.д. А предприятия коммунального назначения, кирпичные заводы, магазины не являются субъектами свободной экономической зоны, они стопроцентные налогоплательщики...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно