МЫ ГОВОРИМ ФИНЛЯНДИЯ — ПОДРАЗУМЕВАЕМ… - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

МЫ ГОВОРИМ ФИНЛЯНДИЯ — ПОДРАЗУМЕВАЕМ…

22 февраля, 2002, 00:00 Распечатать

Чуть более десятилетия назад это небольшое скандинавское государство с населением всего 5 млн. граждан, казалось, было обречено на длительное забвение...

Чуть более десятилетия назад это небольшое скандинавское государство с населением всего 5 млн. граждан, казалось, было обречено на длительное забвение. Расположенное на северных задворках Европейского континента, оно практически всегда находилось под плотной опекой и серьезнейшим образом зависело от своего главного соседа — Российской, а затем и советской империи, которая как раз тогда постепенно превращалась в руины. Настроения среди простых финнов преобладали мрачные — потеря большей части экспортных рынков привела к тяжелейшему спаду в экономике. Без работы числился каждый пятый работоспособный житель страны, что, конечно же, не давало особых поводов для оптимизма…

Но уже в 2001-м по результатам опроса почти 5 тыс. лидеров бизнеса, проведенного в рамках Всемирного экономического форума, экономика Финляндии была признана самой конкурентоспособной на планете, отодвинув на второе место даже Соединенные Штаты, а ее перспективы на ближайшие пять лет — наиболее оптимистичными. Главный секрет успеха скрывается за немного странным и непонятным, но очень хорошо известным большей половине жителей планеты именем — Nokia.

В 1989 году Матти Алахухта, молодой менеджер из тогда еще во всех отношениях неприметного финского концерна под названием Nokia, который многие конкуренты не слишком уважительно называли «скандинавской мелюзгой», взял на работе годичный отпуск. Этот человек поставил перед собой цель всерьез обдумать, а имеет ли шансы, и если да, то за счет чего, средних масштабов компания оставить позади своих могущественных конкурентов, заняв доминирующие позиции в индустрии высоких технологий. 12 месяцев провел г-н Алахухта в резиденции IMD, швейцарской бизнес-школы, изучая судьбы подобных компаний. Результатом его труда стала диссертация, в которой содержался ответ — да, чтобы завоевать мир не обязательно быть гигантом изначально. Главное, что для этого нужно, — это новая технология, содержащая в себе что-то особенное, то, что в корне меняет правила игры, превращая всех игроков, вне зависимости от их опыта и финансовых возможностей, в начинающих. Когда такое случается, «все стартуют с нулевой рыночной доли».

Одна такая технология как раз начинала набирать обороты — производство устройств и оборудования мобильной связи. Электронные монстры, такие, как Motorola, Ericsson, Siemens, Philips и Alcatel, бросились осваивать этот рынок. У них было все: гигантские масштабы, опыт, разветвленные дистрибьюторские сети и мощнейшие проектно-конструкторские возможности. Однако больше преуспел мелкий, но в то же время целеустремленный и проворный конкурент.

Сегодня г-н Алахухта возглавляет в своей компании подразделение по производству мобильных телефонов. Он — один из членов тесно сплоченной команды, взявшей на вооружение стратегию, описанную в его исследовании. Чтобы достичь глобального успеха, необходимо создать продукт, который окажется привлекательным повсюду на планете, двигаться и развиваться очень быстро, завоевывая все новые страны и рынки, и найти способ добираться до сути потребительских нужд, ориентируясь затем именно на них, а не собственные технологические возможности.

В судьбе корпорации немалую роль сыграл, конечно, и счастливый случай. Но ведь, как известно, богиня удачи благосклонна только к сильнейшим. Или тем, кто ее расположения заслуживает.

История компании имеет глубокие корни — она появилась на свет в 1865 году. За без малого полтора столетия ей чем только не доводилось заниматься: производством кедов и кабелей, велосипедных шин и телевизоров, плащей и туалетной бумаги. В телекоммуникационный бизнес Nokia вошла еще в далеком 1960-м. Ее родина оказалась идеальным питомником для телекоммуникационных компаний. Абсолютное большинство государств имеет национальных телефонных операторов, закупающих оборудование у национальных производителей. В Финляндии же всегда функционировало множество телефонных компаний, а производители оборудования со всего мира всегда жестко конкурировали за право быть их поставщиками. Чтобы выжить в такой среде, приходилось постоянно развиваться и улучшать качество продукции.

Свою немаловажную лепту внесла и тесная взаимосвязь между скандинавскими странами. Не относясь к категории густонаселенных, эти государства с большим энтузиазмом отнеслись к внедрению мобильных коммуникаций. Еще в 1980-м они ввели на полуострове первую систему мобильной связи с возможностью роуминга через национальные границы для аналоговых телефонов стандарта NMT (Nordic Mobile Telephone — Скандинавская мобильная телефония).

Но главной удачей было, конечно же, утверждение единого стандарта для цифровых мобильных телефонов в Европе — GSM (Global System for Mobile Telephony). Случайно или нет, но и здесь не обошлось без Nokia: первый GSM-звонок был сделан в 1991 году посредством именно ее и телефонов, и оборудования. Эта улыбка Фортуны была действительно судьбоносной — более двух третей абонентов сотовой связи во всем мире, общее число которых в прошлом году уже вплотную приблизилось к миллиарду, используют именно этот стандарт. Кстати говоря, численность армии владельцев «мобилок» уже сравнялась с количеством функционирующих «стационарных» телефонов. А к концу 2005-го цифра, по прогнозам экспертов, перевалит за 1,5 миллиарда. При таком раскладе аппараты кабельной связи уже и назвать-то более традиционными язык не поворачивается.

В самой Финляндии отношение к Nokia довольно смешанное. С одной стороны — это, вне всяких сомнений, предмет национальной гордости, главный двигатель всей экономики и ключевой источник всех бюджетных поступлений государства. Благодаря Nokia финны являются самой «мобильной» нацией на планете — более 70% среди них, с учетом младенцев и стариков, подключены к всемирной сотовой сети. С другой — для такого небольшого государства масштабы корпорации становятся слишком значительными. В момент своего пика в марте 2000-го рыночная капитализация Nokia равнялась 300 млрд. долларов — больше, чем у любой другой европейской компании, и составляла около 2/3 стоимости всего акционерного капитала Финляндии. Ее продажи составляют одну пятую всего финского экспорта и приблизительно равны размерам национального бюджета, справедливо считающегося одним из самых щедрых и обильных по расходным статьям в мире. Как утверждают острословы, если так же дела пойдут и дальше, то скоро название страны придется редактировать, заменив «страну финнов» на «страну Nokia» (Finland на Nokialand). А социологи уже давно назвали корпорацию «государством в государстве».

Менталитет простых финнов заставляет их опасаться худшего, когда дела идут «слишком хорошо». Ощущать, что судьба целого государства зависит от деятельности одной компании, пусть даже во всех отношениях передовой, согласитесь, не совсем приятно. Как только в прошлом году динамика экспансии Nokia впервые с 1995 года замедлилась, это сразу же сказалось на показателе для экономики страны в целом: общие темпы роста снизились от 5% в 2000-м до 0,7% в 2001-м. А ведь в остальном, по мнению местных экономистов, условия существенно не поменялись.

Сегодня мировой телекоммуникационный рынок, как и вся индустрия high-tech, находятся в чрезвычайно непростых условиях. В минувшем году — впервые за все время существования этого вида продукции — годовые объемы реализации «сотовых» сократились (до 380 млн. с 405 млн. штук в 2000-м). Nokia вынуждена была в течение прошлого года пять (!) раз понижать собственный прогноз по этому показателю, первоначально оказавшийся сильно завышенным — 500 млн. И хотя ей удалось в целом за год неплохо заработать, курсовая стоимость акций корпорации упала на протяжении прошлого года на 40% и составляет сейчас только чуть более трети упоминавшегося пика 2000-го. В то же время два основных конкурента — Motorola и Ericsson — закончили прошедший год с огромными убытками, составившими 3,9 и 2,9 млрд. долларов соответственно. Американцам закрывать целый год с потерями, да еще и такими огромными, не приходилось со времен Великой депрессии. Шведы тоже отличились, поставив «рекорд» по убыточности в корпоративной истории своей страны.

Но тут же невольно напрашивается вопрос — а как долго финны сумеют удерживать занятые позиции? Хотя в прошлом году затраты на проектно-конструкторские работы были даже увеличены, составив почти 3 млрд. евро, капитальные затраты пришлось урезать более, чем на треть.

Внутри страны компания реализует только полтора процента производимой продукции, а 90% ее акций принадлежит иностранцам. Высочайший уровень корпоративных налогов в государстве, славящемся щедростью своих социальных программ, подрывает конкурентные позиции компании, вынужденной бороться за место под солнцем на куда более жестком, нежели внутренний, рынке. Перспективы на будущее тоже не безоблачны. Бум конца теперь уже прошлого тысячелетия привел к серьезному перенасыщению рынков высокотехнологичной продукции. В среднем по Европе, например, «коэффициент мобильности» населения составляет уже около 60%. Даже в Соединенных Штатах, которые в силу определенных особенностей восприятия и оценки имиджа «человека с трубкой» традиционно отставали по этому показателю, он тоже достиг 50-процентного уровня. Внедрение новых технологий, и особенно мобильных систем третьего поколения, на которые возлагаются главные надежды, пока идет со скрипом. Да и будет ли новый стандарт пользоваться прогнозируемым успехом — тоже пока под вопросом: в процессе его эксплуатации возник целый ряд неприятных нюансов. А ведь большинство ведущих операторов заявляет, что даже при самом благоприятном раскладе, этот вид услуг начнет приносить им прибыль не раньше 2004—2005 годов.

Поэтому когда президент компании Nokia во время своего последнего публичного выступления говорил о значительно ухудшившейся глобальной рыночной конъюнктуре и необходимости рассмотрения вопроса о снижении налогового бремени в стране, к его речи с тревогой прислушивалась вся нация. В этих словах многие усмотрели угрозу в случае необходимости в борьбе за дальнейшее процветание корпорации вывести ее производственные мощности за пределы Финляндии. Это, конечно же, не замедлит сказаться на собираемых в государственную казну налогах и подорвет финансовую базу нынешнего благоденствия.

Хорошо известно, что в Европе государство играет намного более значительную роль в управлении экономической и социальной сферой, нежели, например, по другую сторону Атлантики. Наиболее ярко эта черта проявляется в Скандинавских странах, где государственные расходы на здравоохранение, образование, пособия по безработице и пенсии особенно щедры. В той же Финляндии государство гарантирует своим гражданам полностью бесплатное обучение. Помимо этого, студенты колледжей, например, получают государственные стипендии размером от 300 долларов в месяц на покрытие повседневных нужд. Потерявшему работу полагаются компенсационные выплаты в размере полного оклада на протяжении 15 месяцев. Да и в дальнейшем пособие по безработице не отличается скудностью.

Все преимущества подобной системы для простых граждан хорошо известны. Однако, как всегда, она таит в себе и немало опасностей. Слава Богу, скандинавы, благодаря прозрачности бюджетных механизмов в своих странах, готовы безропотно все взимаемые фискальные «поборы» выплачивать, четко представляя, что они получают взамен. Однако высокий уровень налогов, как известно, серьезно гасит предпринимательский пыл. Да и убежденность того или иного работника в том, что он ни в коем случае не будет брошен государством на произвол судьбы, нередко снижает его мотивацию на рабочем месте.

Подавляющее большинство финских семей имеют симпатичный дом (обязательно с домашней сауной и ручной колонкой для воды), двоих детей, собаку и «Вольво» — и это для большинства из них предел желаний и чаяний. Подняться выше этого уровня чрезвычайно сложно: налоги — действительно очень серьезное препятствие на пути к богатству.

Тем временем динамичная интеграция в общеевропейские структуры в сочетании с существованием Nokia, бизнес-интересы которой в подавляющем большинстве находятся вне страны, делают финское общество все более открытым. Этот процесс привносит в общественное сознание новые идеалы и ценности, которые зачастую идут вразрез с его базовыми устоями. Быстрый рост «мобильной superstar» позволил достаточно большому количеству людей, имевших к ней отношение, многократно обогатиться за очень короткий срок — на сегодняшний день 35 из 50 самых богатых людей страны относятся именно к этой категории. Для простых финнов-тружеников, которым очень понятны и близки идеалы равенства, такое явление очень необычно, оно вызывает зависть, раздражение и даже негодование. Конфликт между традиционными национальными ценностями, а именно рядовыми гражданами страны и новой генерацией мультимиллионеров, совсем недавно проявился в довольно необычной форме, вызвав широчайший общественный резонанс. Один из руководителей Nokia, Анса Ванйоки, за тривиальное превышение скорости во время езды на мотоцикле был оштрафован на умопомрачительную сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов. Все дело в том, что размеры штрафов в Финляндии рассчитываются пропорционально доходам, полученным провинившимся за последнее время доходов. Г-н Ванйоки буквально за несколько дней до инцидента продал часть пакета принадлежавших ему акций Nokia — сделка принесла ему более 2 млн. долларов…

Процесс расслоения и поляризации общества вызывает естественное противодействие со стороны его противников, которые видят в нем серьезнейшую угрозу подрыва вековых национальных традиций и ценностей.

Как с долей горькой иронии заметила Лейла Мустаноя, которой в бытность главой одной из государственных комиссий по надзору доводилось привлекать главную корпорацию страны к ответственности за некоторые нарушения и которая из принципиальных соображений «имеет наглость» пользоваться телефоном марки Motorola, «когда-то у нас был Советский Союз, которому мы привыкли кланяться. Сейчас те времена прошли, но теперь у нас эту роль выполняет Nokia». Она, как и многие другие финны, нередко задает себе вопрос: чем же является Nokia для государства, в котором она живет, — благодетелем или злым гением?..

По материалам
зарубежной прессы

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно