МОЯ ХАТА С КРАЮ, А УКРАИНСКИЙ ВАРИАНТ — ПОБОКУ

3 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 3 декабря-10 декабря

Подписание соглашения по строительству нефтепровода Баку-Джейхан знаменует собой очевидную победу политики администрации Клинтона...

Подписание соглашения по строительству нефтепровода Баку-Джейхан знаменует собой очевидную победу политики администрации Клинтона. Основными альтернативами турецкого пути считались российский и иранский варианты (украинский международными аналитиками всерьез не обсуждался). Иранский вариант считался привлекательным с экономической точки зрения, так как он предусматривал возможность продажи азербайджанской нефти на севере Ирана с последующим замещением каспийской нефти иранской по мере приближения к южной границе, что позволяло обеим странам добиться значительной экономии расходов по транспортировке. Российский же вариант имел большое политическое значение, и, хотя администрация Клинтона отвергает подобные предположения, международные обозреватели считают, что таким образом Америка «наказала» Россию за ее «плохое поведение» в Чечне. В отношении же Турции США таки компенсировали своему ключевому союзнику в регионе экономические потери, которые турецкая сторона понесла вследствие эмбарго на транспорт иракской нефти.

Впрочем, после принятия политического решения пришел черед урегулировать экономические вопросы. Строительство трубопровода протяженностью более чем в 1600 километров обойдется в 2,4 миллиарда долларов. Для того, чтобы проект стал рентабельным, через трубопровод должен перекачиваться как минимум один миллион баррелей в день. В азербайджанской же вотчине Каспийского региона выкачивается максимум 100 тыс. баррелей в день (для сравнения одна лишь Саудовская Аравия поставляет 8 миллионов баррелей в день). Кроме затрат на строительство трубопровода необходимо, как считают международные эксперты, вложить еще несколько миллиардов долларов в разработку каспийских месторождений с тем, чтобы довести их до мировых стандартов. А представители BP-Amoco и вовсе утверждают, что предварительные оценки запасов нефти в Каспийском регионе сильно завышены.

Впрочем, рентабельность трубопровода Баку-Джейхан слегка может повысить транспортировка туркменского природного газа, предварительное соглашение о чем с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым было также подписано в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле. В то же время согласия на транспортировку казахской нефти через турецкий нефтепровод пока еще не получено. Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, заявил, что он по-прежнему готов рассматривать различные варианты транспортировки казахской нефти, и намерен обсуждать этот вопрос в ходе своего предстоящего на следующей недели официального визита в Китай. Не исключена также и возможность транспортировки казахской нефти через Иран. И только об украинском пути вспоминать сейчас, видно, не модно…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно