КРЫМ: КУРОРТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО…

29 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 29 апреля-7 мая

изменение отношений, новый уровень сервиса и компетентности работников В представлении многих ру...

изменение отношений, новый уровень сервиса и компетентности работников

В представлении многих руководителей, особенно старой закваски, курорт - это простая совокупность разрозненных гостиниц, баз отдыха, пансионатов. Проблемы курорта для них - прежде всего проблемы отдельных здравниц. А между тем, курортная территория - это сложная система правовых и хозяйственных отношений, которая до сих пор остается своеобразной терра инкогнита, а сама курортная отрасль как объект хозяйствования и сегодня многими не воспринимается как объект централизации усилий всех управленческих звеньев территории…

Положение, существовавшее вплоть до конца 80-х годов, породило лозунг «Даешь 10 миллионов отдыхающих в Крыму!», но курортный «конвейер» практически не имел стимула для своего развития. Перед руководителями отдельных здравниц и отрасли в целом не стоял вопрос, как заполнить здравницу: отдых распределялся по разнарядке среди невыездных и не знающих мирового уровня курортов граждан по давно отрегулированным ценам. А задача министерства, как и директоров здравниц, сводилась к тому, чтобы «выбить» дополнительные средства для расширения штатов, добиться увеличения фонда оплаты труда. Увеличение же потока отдыхающих превращалось для руководителей лишь в дополнительную головную боль.

Это была психология «одного дня». Вот типичный случай из жизни отрасли в Судакском регионе. Уже в 1990-м, уловив тенденции приближающегося рынка, горисполком предложил местным здравницам объединить усилия для рекламы региона и реализации путевок в межсезонье. Но это дельное предложение… никого не заинтересовало: все думали, что загрузка и план будут вечно обеспечиваться автоматически.

Рынок «свалился», как снег на голову. Уже с середины 90-х отлаженная, но устаревшая система стала катастрофически рушиться и многие здравницы покатились вниз. Отсутствие дотаций со стороны традиционных доноров - государства, ведомств, министерств - привело к тому, что прекратилось обновление основных фондов. Многие руководители сильно удивились, когда поняли, что обеспечение самофинансирования, рентабельности, повышения качества отдыха является, по сути, их должностными обязанностями.

По моему мнению, именно 1994-й и 1995-й следует считать переломными для курортной отрасли Крыма. С этого времени начинается осознание того, что отрасль не может, как Курочка Ряба, нести золотые яички, если ее не отладить в новых условиях, по рыночным правилам. Мы «поумнели», уже не трубим на каждом углу, что «курорт нас прокормит», и даже пытаемся анализировать, почему у нас убыточно то, что приносит прибыль у других…

Процесс этот идет довольно болезненно на всех уровнях. Всем трудно расстаться с заблуждением, что курорт можно бесконечно «доить», ничего не вкладывая. Шаг за шагом начинает формироваться новая стратегия развития рекреационных территорий. В стране готовится закон «О курортах», на местах идут поиски альтернативных и перспективных путей развития отрасли. В Крыму разработка и реализация такой стратегии, которая позволила бы создать новую систему обеспечения и регулирования отрасли, возложена на Министерство курортов и туризма. Отрадно, что в последнее время оно становится координирующим центром отрасли, ее штабом, которого так не хватало.

Но много ли в силах сделать министерство, если его усилия не подкреплены правовой базой и инициативами государства?

В последнее время мы все пытаемся найти ответы на проблемные вопросы: почему мелеет поток российских отдыхающих в Крым, почему вполне современные здравницы, использующие уникальные лечебные ресурсы Крыма, как бы не пользуются спросом?

И ответ есть. По-моему, не только из-за высоких цен и низкого уровня обслуживания. Главная причина того, что российские курорты побеждают в конкурентной борьбе, - в грамотной стратегии российского руководства по отношению к собственному курорту. Вот слагаемые этой стратегии: во-первых, запрет оплаты зарубежных, в том числе украинских, путевок за счет профсоюзов и фондов социального страхования; во-вторых, закон о статусе Сочи; в-третьих, федеральная программа развития курорта Анапа, а также ряд нормативных актов по снижению налогового давления на курорты. Завершает эту серию эффектно-рекламное решение о 50-процентной скидке на транспорт для поездки на отдых по путевке. Вот что поворачивает поток российских туристов именно в российские здравницы. И часть традиционно отдыхавших у нас россиян - а это 90 процентов всех иностранных туристов - переориентировалась на свои курорты, которые стали значительно дешевле и доступнее крымских.

Мы же о таких системных и действительно действенных рычагах управления курортом со стороны украинского правительства можем только мечтать. Когда проанализируешь смысл тех шагов, которые предпринимаются по отношению к отрасли, то порой напрашивается вывод: наше правительство поставило цель отпугнуть курортников от Крыма и от отдыха вообще. С ноября 1997 года введен налог на добавленную стоимость на путевки, в результате они стали на 16 процентов дороже. С сентября прошлого года постановлением КМ «О контролируемых пограничных районах» в разряд пограничных попали все наши курортные территории, что создало дополнительный фактор, отпугивающий туристов, введены новые запреты и кордоны. Вряд ли в правительстве Украины кто-то предвидел, к каким убыткам для бюджета Крыма и Украины в целом это приведет. Неужели дело нужно вести к тому, чтобы превратить Крым в огород или полигон, потому что как курорт он скоро может стать никому не нужным?

В мире туризм - одна из самых высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей хозяйства. Многие страны имеют в его лице не только постоянно растущий источник валютных поступлений, но и за счет привлечения миллионов туристов активно развивают инфраструктуру территорий, создают дополнительные рабочие места. В Украине же эффективно использовать курортно-туристическую отрасль просто не умеют. Закон о курортах уже годами «бродит» по властным коридорам, и конца его скитаниям не видно. Единой стратегии в развитии отрасли, единых приоритетов - нет. Все это подменяется «пожеланиями всего наилучшего в наибольших количествах». В старом духе действовали и разработчики бюджета на 1999 год, утверждая ставки платы за землю. В результате в Крыму она выросла в этом году в два раза. И это тогда, когда большинство здравниц в аварийном порядке снижают стоимость путевок и услуг в полтора-два раза, чтобы хоть как-то спасти сезон. Средний уровень рентабельности по отрасли в 1998 году составил 9 процентов, снизившись на 2,3 процента по сравнению с 1997-м. Неудивительно, если в нынешнем году в итоге будут одни убытки…

Именно к этому ведет и новый порядок зачисления в бюджет амортизационных отчислений. Отныне 10 процентов их будут взиматься «для финансирования мероприятий по структурной перестройке базовых отраслей национальной экономики»? Но ведь курорт - это и есть базовая отрасль Крыма! Зачем же ее сейчас ставить на колени, чтобы потом поднимать всей страной? Решение по амортизационным отчислениям незамедлительно ударит по крупным здравницам, которые еще стоят на ногах.

Известно, что в Верховной Раде Украины в стадии рассмотрения находится проект нового Налогового кодекса, его цель - унифицировать налоги. Безусловно, стремление похвальное, но в Крыму опасаются, что опять всех начнут стричь под одну гребенку. Крымские здравницы, которые функционируют не больше трех-четырех месяцев в году, вынуждены вносить плату за землю, как и остальные налоги, круглый год. Почему бы не подойти к отрасли конкретно и не перенести основную налоговую тяжесть на курортный сезон, а в остальное время предоставить здравницам налоговые льготы?

Налицо некоторые попытки Президента дать толчок развитию рекреации с помощью свободных экономических зон в Крыму и Карпатах. Но точки экономического роста - это проекты выживания небольших территорий. Проблему необходимо решать в комплексе и системно.

«Болячкой» крымского курорта остается и проблема собственности. В Крыму на небольшой территории, подвластной городу или району, можно столкнуться с частным пансионатом, базой отдыха шахты, домом отдыха министерства, здравницами разных территориальных образований и разных государств. Плюс к тому отдельные предприимчивые граждане умудряются приторговывать отдыхом на базе общежитий, школ, а то и детских садов. 67 здравниц в Крыму принадлежат министерствам и ведомствам Украины. Часть из них остается замороженной в стадии строительства, другие просто не функционируют, поэтому вполне правомерно предложение нашего Минкурортов о перерегистрации этой группы здравниц и решении проблемы с управлением этой собственностью Украины в Крыму.

По сей день у Кабинета министров и Фонда госимущества Украины напрочь отсутствует какая-либо стратегия в вопросах приватизации. Это приводит, с одной стороны, к разбазариванию имущества курортной отрасли, с другой - порождает систему, при которой на аренде и перепродаже путевок кое-кто делает состояние. Вот где благодатная почва для злоупотреблений и коррупции!

Насущная задача украинского курорта - повышение качества и уровня услуг до европейских стандартов. Турист, как известно, едет туда, где его ждут и куда ему удобнее добраться. Поэтому удобное и взаимосогласованное расписание всех видов транспорта с возможностью заказа билетов всех видов - непременное условие сервиса. Привлекательность курорта зависит также от таких «мелочей», как возможность свободно воспользоваться кредитными карточками, мобильным телефоном, электронной почтой, факсом, услугами Интернета. Может быть, современный уровень технической оснащенности еще по плечу не каждой здравнице, но только от нее зависит, как отдыхающего встретят, накормят, организуют досуг. А это, в свою очередь, зависит от подготовки кадров, о чем у нас в последнее время много говорят. Сдвиги есть, но еще очень мало у нас учебных заведений, готовящих специалистов для отрасли, еще не создана система повышения квалификации представителей всех профессий.

До сих пор украинская курортная отрасль не располагает грамотными кадрами в области рекламы, из-за чего за пределами Крыма такой рекламы почти нет - ни в регионах Украины, ни за рубежом. Мы не научились грамотно предлагать зарубежному потребителю то хорошее, чем располагаем. Если нет ничего зазорного в том, что устами госсекретаря США М. Олбрайт лоббируются интересы американских компаний в Украине, то ничего зазорного не было бы и для нас, если бы представительства Украины за рубежом более активно и профессионально продвигали интересы украинского курорта, товаров и услуг.

Крымский курорт вступает в XXI век. Возврата к старой системе, к прежним формам отдыха и туризма уже не будет, а в новых условиях умеют работать еще не все. Это реальность, которую предстоит изменить. У нас ничего не получится, если к этой сложной и системной задаче мы будем подходить со старыми методами лоскутного улучшения. Правительство Украины и Верховная Рада Крыма могли бы выступить разработчиками крупной, системной программы структурной перестройки курортов и туризма в стране, которая должна быть эффективно реализована в короткие сроки, иначе на фоне передовых стран мира наши курорты будут оставаться лишь иллюстрацией к тому, что есть упущенная выгода.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно