Кровь турбины. Энергетика Украины не настолько богата, чтобы покупать дешевые турбомасла

8 апреля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 8 апреля-15 апреля

Украина обладает одними из крупнейших в Европе мощностями по производству турбин — газовых, паровых, гидравлических и т.д...

Украина обладает одними из крупнейших в Европе мощностями по производству турбин — газовых, паровых, гидравлических и т.д. Они работают на электростанциях, в авиадвигателях, морских судах, на газоперекачивающих станциях как в Украине, так и в России. Любая турбина время от времени нуждается в профилактике и ремонте. И стоимость этого ремонта во многом зависит от качества используемого ею турбинного масла. Сэкономив на нем, придется больше потратить на замену подшипников, редукторов, систем регулирования и т.д. Впрочем, частые ремонты оборудования могут стать выгодным бизнесом для его производителей и эксплуатационников, особенно если выполняются они за бюджетные средства. Вот и заливают в турбины масла подешевле. А теперь представьте, что в угоду чьему-то карману искусственному износу подвергаются… турбины украинских АЭС! Можно ли допускать такое в стране, пережившей Чернобыль?

Украина, да и вся Европа, во многом зависит от поставок российских нефти и газа. Но турбины газо- и нефтеперекачивающих станций как в украинском, так и в российском секторе нашей объединенной нефтегазотранспортной системы в основном украинского производства. Так, на трубопроводах «Газпрома» доля украинских турбин достигает 40%! Отечественные турбинные заводы — сумское НПО им. Фрунзе, николаевская «Заря», запорожский «Мотор Сич» (да и харьковский «Турбоатом», выпускающий турбины для энергетических установок) — испытывают жесткую конкуренцию с российскими производителями, прежде всего — Ленинградским металлическим заводом. Естественно, россияне защищают интересы своего предприятия. Однако, учитывая значительную роль Украины в транспортировке энергоносителей в Европу, правительство, и прежде всего Минпромполитики и Минтопэнерго, могло бы приложить больше усилий для продвижения отечественной турбинной продукции на российский рынок.

Несмотря на то что Украина зависима от российской нефти и нефтепродуктов, отечественные производители имеют значительные наработки в производстве высокотехнологичных и наукоемких сортов масел и смазок, в том числе турбинных. Масла выпускают «Укртатнафта» (г. Кременчуг), ОАО «Азмол» (г. Бердянск), фирма «Маст» в Стебнике, завод технических масел «Ариан» в Фастове. Дело в том, что в технической документации на турбину производства любого предприятия указывается марка масла, с которой она должна работать. В мире это правило соблюдается очень жестко: турбины Siemens могут работать только с маслом Shell, и если туда залито другое масло, то производитель снимает с себя всякую ответственность за последствия. И если бы украинские производители турбин так же последовательно настаивали на использовании в них масел украинского производства, то страна получила бы мощную статью экспорта, а также основательный задел для взаимовыгодных партнерских отношений с северным соседом (а не зависимость от него, как складывается сейчас).

О том, что турбинные да и прочие масла украинской разработки по многим параметрам превосходят зарубежные аналоги, свидетельствуют экспертизы ведущих специализированных научных учреждений, в т.ч. УкрНИИНП «Масма» и российского ВНИИГАЗ. Подтверждают это и те, кто уже много лет эксплуатирует эти масла. Например, «Укрзалізниця», закупающая 10—15 тыс. тонн смазочных материалов фирмы «Маст», или ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины», также использующая масла «Маст» (ТП-22С, ТП-22Б для агрегатов с судовыми и авиадвигателями, МГД-20М для мотокомпрессоров) в своих турбинах газоперекачивающих агрегатов. Собственно, «Нафтогаз Украины» в лице ДК «Укртрансгаз» и являлся заказчиком для разработки «Мастом» многих сортов турбинных масел. Все они показывают высокую стабильность характеристик в самых разнообразных и изменчивых условиях эксплуатации. Они медленно окисляются (срок эксплуатации — от 30 до 50 тыс. часов, что значительно больше, чем у масел российского производства!), препятствуют образованию отложений и износу деталей турбин. Для высокоскоростных и термонагруженных турбин разработано и проходит испытание новейшее полусинтетическое масло «Турбо-Маст», которое, по утверждению производителей, не имеет аналогов в России и Украине.

Турбинные масла украинского производства в любом случае будут дороже российских, которые производятся из нефти, закупаемой по внутренним ценам, например продукции «Сибнефти». Обладая высокими эксплуатационными характеристиками, они намного дешевле зарубежной продукции производства Shell, Total, Fina и других. Есть и дешевые украинские турбинные масла, например производства «Азмол». Они простые, не содержат существенно улучшающих характеристики добавок, производятся по устаревшим технологиям. Именно эти масла и закупает для заливки в свои турбины «Энергоатом». В результате ежегодно «ремонтный» бюджет компании составляет около 400 млн. грн.! Какая часть из этой суммы оседает в виде «откатов» на счетах фирм-посредников и самих руководителей компании, отвечающих за выбор подрядчиков и закупку материалов и оборудования, — неизвестно. Однако секрет этого бизнеса прост: используешь дешевое масло — рапортуешь об экономии, ремонтируешь турбину — рапортуешь об успехах.

Казалось бы, чего проще: установить для «атомных» турбин такие же жесткие стандарты на используемое масло, как и для газотранспортных! Или хотя бы объявить тендер и, проанализировав свойства продукции участвующих в нем производителей, выявить то масло, которое благотворнее всего влияет на состояние турбин! Не тут-то было. Кто принимает решение о закупке того или иного сорта турбинных масел для «Энергоатома», нам выяснить не удалось. В самой компании кивают на Минтопэнерго, в министерстве — на компанию…

А тем временем в турбины заливается масло ТП-22С, произведенное согласно еще советским нормам ТУ 38.101.821-83. Однако с принятием аналогичных украинских стандартов советские утрачивают силу. Действие вышеупомянутых ТУ закончилось еще в 2001 году, а приказом Минтопэнерго Украины №521 от 31 августа 2004 года они признаны не применяющимися в Украине. Еще раньше эти техусловия были отменены в России. При производстве и применении смазок и масел наше министерство предписывает «сурово придерживаться требований ГОСТ 15.001-88 «Система разработки и постановки продукции на производство». Согласно этому документу, турбинные масла должны получать допуск на применение, который выдается в результате испытаний при всех возможных режимах эксплуатации.

Сколько усилий затратил тот же «Маст», пытаясь доказать Минтопэнерго и «Энергоатому», что тот сможет заметно улучшить износостойкость своих турбин, используя более современные масла! Несколько лет фирма обращалась во все возможные инстанции, включая Институт государства и права и СБУ (ведь, согласитесь, речь идет о безопасности Украины!). Однако доблестные чекисты не стали даже разбираться в этом вопросе и порекомендовали обратиться в Госстандарт. В то же время «Маст» успешно получил необходимые допуски на свои турбинные масла. Многие уважаемые потребители турбинных масел гарантируют, что работать они будут лучше импортных и тем более закупаемых сейчас. Дешевые, без допусков, зато соответствующие еще советским техническим требованиям, рассчитанным на бездонные закрома плановой экономики.

Тем временем «Маст» продолжает разработку наукоемких и высококачественных масел для различных нужд. Компания не может позволить себе остановить научные изыскания и сосредоточиться на производстве дешевой продукции: ведь именно в наукоемкости ее специалисты видят потенциал для будущего развития отечественной промышленности. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» и «Предупредить аварию дешевле, чем чинить» — хотелось бы, чтобы эти истины, очевидные для любого бизнесмена, стали основополагающими для всей отечественной турбинной и турбомасельной промышленности.

В общем, компании очень хотелось бы получить внятные и аргументированные ответы по поводу использования в турбинах украинских АЭС дешевых масел от Минтопэнерго, от «Энергоатома», да и от СБУ. А быть может, этим вопросом стоит заинтересоваться Совету национальной безопасности и обороны? Пока же газета берет вопрос атомной безопасности народа Украины под журналистский контроль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно