КИТАЙСКАЯ ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

КИТАЙСКАЯ ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

28 июля, 2000, 00:00 Распечатать

Предоставление Китаю режима наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой и принятие его в ВТО наиболее активно лоббировалось представителями крупнейших американских компаний...

Предоставление Китаю режима наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой и принятие его в ВТО наиболее активно лоббировалось представителями крупнейших американских компаний. Потирая руки от удовлетворения уже достигнутыми успехами и в предвкушении будущих фантастических прибылей, они (представители) нетерпеливой юрбой топчутся вокруг рынка, который оценивается в 500 миллиардов долларов. При этом никто не знает, с какой стороны расположена дверь, которая должна распахнуться на этот рынок после того, как он окончательно будет провозглашен открытым.

Наверное, не все американские бизнесмены хорошо знакомы с русскими народными сказками, иначе они бы хором скандировали: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а ко всем остальным — задом».

Впрочем, есть компании в американских селениях, которые оказались на китайском рынке без лишних затрат на поиски этой самой двери. Например, Eastman Kodak Co., которая еще два года назад предприняла чрезвычайно агрессивную кампанию по проникновению на заветную территорию. В 1998 году Джордж Фишер, тогдашний исполнительный директор, предложил инвестировать 1,2 миллиарда долларов в совместные предприятия, созданные на базе трех погрязших в долгах государственных предприятий по выпуску кино- и фотопленки. Правда, для этого китайское государство должно было запретить остальным иностранным производителям пленки организовывать CП на территории Китая аж до 2002 года. Избежав, таким образом, необходимости уплаты миллиардов долларов тарифов на импорт, Kodak оставил своих основных конкурентов далеко позади. Как показывают результаты маркетинговых исследований, доля этой компании на китайском рынке составляет 47,9 процента, тогда как доля ее основного конкурента — Fuji Photo Film, некогда доминировавшего в КНР, сократилась до 40,4 процента, а самый крупный из отечественных производителей пленки — Lucky Film Corp., довольствуется всего лишь 8,1 процента. Зато теперь представители Kodak оказались едва ли не самыми активными сторонниками налаживания нормальных торговых отношений между Китаем и западным миром.

Особую нервозность в поисках двери, ведущей на китайский рынок, проявляют представители страховых компаний. Си Штернберг, председатель New York Life Insurance Co., провел в Китае целую неделю, пытаясь определить, с кем из чиновников и с какими структурами нужно наладить контакты для того, чтобы его компания оказалась в числе первых в очереди на получение лицензии на ведение бизнеса в Китае. Побывав во всех важных, с его точки зрения, кабинетах, он так и не уяснил, в чем вообще будет заключаться процесс выдачи подобной лицензии. Правда, одним из условий для вступления в ВТО послужило обещание китайских властей опубликовать все правила и предписания, регулирующие торговлю и предпринимательство, а также разработать ясные и прозрачные механизмы получения соответствующих лицензий. Однако с учетом того, что практически каждая американская страховая компания не скрывает своего стремления получить доступ на китайский рынок, в борьбе за право оказаться на нем в числе первых будут хороши любые средства. Тем более что время для их (средств) творческого применения еще остается: предполагается, полная прозрачность в стране должна наступить лишь к 2005 году.

Г-н Штернберг вспоминает феноменальный успех American Group Inc., которой удалось получить лицензию на работу в Шанхае еще в 1993 году. До тех пор никто в Китае не предлагал пожизненного страхования, и китайские власти считали эту услугу бесперспективной. К тому же американская компания пообещала выплачивать своим китайским агентам до 40 процентов взносов, полученных за первый год действия договора. Невиданная популярность, которую получила эта услуга, привела к тому, что взносы по этой статье ежегодно увеличивались почти в полтора раза, и теперь каждая китайская страховая компания в обязательном порядке предлагает своим клиентам аналогичную услугу.

Сразу же после вступления Китая в ВТО иностранным страховым компаниям будет предоставлено право непосредственно осуществлять свою деятельность в трех китайских городах. А еще три года спустя обещано снять все ограничения на деятельность иностранных компаний. И хотя темпы роста объемов страховых платежей в последние годы слегка снизились и достигают всего лишь 10 процентов в год, тем не менее по западным меркам они считаются запредельно высокими. А ведь в Китае на смену бесплатной медицине идет страховая, поэтому аналитики ожидают нового, еще большего оживления в страховом бизнесе.

Не меньшего оживления ожидают и на фондовых рынках страны. Пять основных индексов китайского фондового рынка выросли с начала года в среднем на 25 процентов, что является наилучшим показателем по всем фондовым рынкам мира. Для сравнения: самый «удачливый» в этом году из американских индексов — Standard&Poor’s — может похвастаться всего лишь 7-процентным приростом. Пока что иностранцы имеют доступ на весьма незначительную часть фондового рынка Китая, крупнейшего в Азии после японского. Им разрешено принимать участие в торгах по акциям класса В, номинированных в американских и гонконгских долларах, которыми торгуют в Шанхае и Шеньчжене. Цены на акции растут, как на дрожжах, пока еще только в ожидании иностранных инвестиций, которые обещают еще больший рост китайской экономики.

Вне всякого сомнения, китайские чиновники не упустят своего шанса снять последнюю пенку с мутных процессов лицензирования и государственного регулирования. Зато потом, после полного и окончательного открытия своего рынка, они смогут начать свою карьеру в качестве удачливых бизнесменов, наслаждающихся прелестями свободной рыночной экономики. И велика ли беда, что период первоначального накопления капитала у них имел явственно ощутимый социалистический привкус...

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно