Китай: Если уж покупать, то целые компании

8 июля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 8 июля-15 июля

Приобретение товара известной западной марки, произведенного в Китае, давно уже стало делом обыденным...

Приобретение товара известной западной марки, произведенного в Китае, давно уже стало делом обыденным. Причем далеко не всегда речь идет о банальном пиратстве. Не менее распространена практика, при которой большая часть комплектующих американского компьютера или французского телевизора вполне официально производится в КНР. Правда, при этом премия, которую потребители готовы платить за «громкое» имя на изделии, достается Америке или той же Франции. Однако, судя по действиям китайских компаний, Пекин всерьез намерился переломить сложившуюся тенденцию.

Как утверждают специалисты, «выращивание» транснационального брэнда из местной, пусть даже крупной и успешной компании, занимает 10—15 лет. Эту роскошь несколько десятилетий назад могла позволить себе Япония, давшая миру такие имена, как Sony и Toyota. Правда, затем японцы обнаружили более быстрый путь наверх и начали массово скупать транснациональные или просто американские марки. Этому примеру сейчас следуют и китайцы. Скажем, китайский производитель компьютеров Lenovo приобрел подотдел IBM, занимающийся выпуском персональных компьютеров, благодаря чему вышел на третью позицию в мире (после Dell и Hewlett-Packard). Китайская TCL в прошлом году, после приобретения структуры французской Thompson, стала крупнейшим в мире производителем телевизоров.

Но наибольший резонанс вызвало последнее предложение, сделанное China National Offshore Oil Corp. (CNOOC) компании Unocal, которая сейчас занимает восьмую строку в американской табели о рангах энергетических компаний. 18,5 млрд. долл., предложенные за сделку, сами по себе способны произвести впечатление, которое еще больше усиливается при сравнении с суммой, которую несколько ранее предложила Chevron, — 16,4 млрд. Это «нахальство» вызвало в Америке бурю возмущения, и более 40 конгрессменов подписали открытое письмо к администрации Буша, требуя запретить сделку из соображений «энергетической безопасности». The Economist не без ехидства напомнил о 230 млрд. долл. государственного долга Америки, которые уже успел насобирать китайский центробанк, и заметил, что заботиться о своей безопасности надо было раньше...

Вообще экономисты не считают адекватным шум, поднятый вокруг конкретной сделки. Гораздо существеннее, с их точки зрения, сама тенденция: если в 2002—2003 годах объемы «закупок» китайцами иностранных компаний оценивались в 2—4 млрд. долл., то уже за первое полугодие нынешнего этот показатель достиг 23 млрд. И все это благодаря мощной государственной поддержке — то ли финансовой, как в случае с CNOOC, то ли организационной, как в большинстве остальных.

По мнению экспертов, китайские компании не так стремятся упрочить свое положение в глобальном плане, как бегут от проблем, осложняющих их жизнь дома. Ведь на внутреннем китайском рынке Lenovo тоже уступает Dell и Hewlett-Packard, и в этом случае списать все на недостаточную известность местного брэнда сложнее.

Впрочем, есть в этом процессе и некоторые положительные моменты. Во-первых, китайские компании, долгие годы обеспечивающие мировые брэнды комплектующими, о достижениях и проблемах конкретных фирм знают не понаслышке. Знают они и о своих проблемах — недостатке опыта международного сотрудничества, слабости маркетинговых и организационных структур. Не случайно поэтому после приобретения подразделения IBM новые владельцы оставили на местах все его прежнее руководство, предоставив возможность руководить китайской компанией… из Нью-Йорка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно