Как избежать энергетического кризиса? Необходимы ключевые инвестиции в энергетический сектор Украины, Восточной Европы и Средней Азии

26 марта, 2010, 17:38 Распечатать

Благодаря богатым ресурсам нефти и газа, а также значительным инвестициям в энергетическую инфра...

Благодаря богатым ресурсам нефти и газа, а также значительным инвестициям в энергетическую инфраструктуру во времена централизованного планирования страны Восточной Европы и Средней Азии привыкли к относительно дешевым и надежным поставкам энергоносителей. Но ситуация быстро меняется. И регион в целом столкнется с энергетическим кризисом, если в течение ближайших 20 лет в соответствующую инфраструктуру не будет инвестировано более 3 трлн. долл.

Еще до того, как в 2008 году разразился нынешний финансовый кризис, несколько стран-импортеров региона начали испытывать трудности с поставками российского газа. Финансовый кризис снизил спрос на энергоносители и дал некоторую передышку, позволяющую потребителям принять меры по смягчению последствий ожидаемого энергетического кризиса. Но эта удобная возможность продлится не дольше пяти-шести лет. Необходимы смягчающие меры относительно как предложения, так и спроса. Без изменения стереотипов поведения регион в целом может превратиться из нетто-экспортера энергоресурсов в нетто-импортера.

Российская Федерация является основным поставщиком газа в страны Восточной Европы и Европейского Союза. Она обладает крупнейшими газовыми ресурсами в мире, но своевременно не инвестировала в геологоразведку и добычу газа в том объеме, который позволил бы ей сохранить долгосрочные стабильные объемы добычи, не говоря уж об их увеличении. Хотя Россия сможет, вероятно, поддерживать достигнутый уровень экспорта газа в течение следующих пяти лет, однако по мере восстановления внутреннего спроса поставки из этого региона будут сокращаться при отсутствии соответствующих инвестиций. Москва уже прекратила экспорт дешевого природного газа своим соседям. Без инвестиций в геологоразведку и добычу и без повышения эффективности использования энергоресурсов в самой России может случиться так, что к 2020 году у нее вообще останется мало газа для экспорта.

Перспективы электроснабжения еще более зловещи. Около 80% электростанций в регионе были построены до 1980 года, а большинство ТЭС (в том числе в Украине) работают, намного превысив проектный срок эксплуатации. Эта неблагоприятная ситуация усугубляется тем, что в 1990-х годах капитальные ремонты не проводились (эта ситуация повторяется в условиях нынешнего финансового кризиса), а инвестиции в новые мощности с 1990 года были незначительными. В результате Украине и другим странам региона теперь приходится преодолевать последствия многолетней практики игнорирования потребностей энергетического сектора и наконец задуматься о необходимости значительных инвестиций в восстановление и введение в действие новых мощностей, чтобы избежать регулярных перебоев с подачей электроэнергии.

Если разразится энергетический кризис, Украина пострадает в наибольшей степени, поскольку очень зависима от поставок российского газа. Кроме того, энергетическая инфраструктура страны очень изношена и неэффективна. Многие мощности по производству тепловой энергии нуждаются в модернизации или замене, а системы центрального отопления находятся в критическом состоянии и подвергаются высокому риску сбоев и технических неполадок, как это случилось в Алчевске в 2006 году.

Серьезной модернизации требует газотранспортная система: ее компрессорные станции используют почти на 50% больше газа, чем современное оборудование. В целом по стране показатель энергоемкости (потребление энергии на единицу ВВП) является одним из самых высоких в регионе, вдвое превышая средний по ОЭСР.

Как Украина должна реагировать? Неотложные потребности энергосектора в инвестициях составляют около 3,5 млрд. долл. в год — около 3% ВВП. Из них 1 млрд. — для газотранспортной системы, 0,5 млрд. — на восстановление централизованного отопления районов, 1 млрд. — энергетическому сектору для модернизации существующих активов и замены стареющего основного капитала, 1 млрд. долл. — для инвестиций в повышение энергоэффективности.

Однако искусственно заниженные цены на энергоносители подрывают финансовую устойчивость системы, надежность предоставления услуг, а также финансирование наиболее важных объектов. Например, если тарифы не будут увеличены, то в нынешнем году только в секторе природного газа финансирование дефицита может превысить 5,3% ВВП. И это не учитывая возмещения расходов на инвестиции в геологоразведку и добычу, газоснабжение и распределение. В секторах теплоснабжения и электроэнергетики тарифы точно так же не являются полностью окупаемыми.

Таким образом, в качестве важного первого шага Украине нужно добиться соблюдения финансовой дисциплины в энергетическом секторе, который должен стать жизнеспособным. Уровень и структура цен должны быть такими, чтобы привлечь средства для новых инвестиций. Необходимо усилить нормативную базу, сделав регулятора — Нацкомиссию регулирования электроэнергетики — действительно независимым органом и установив цены на основе методологии, обеспечивающей достаточный уровень цен для покрытия операционных расходов и расходов на новые инвестиции. Одновременно необходимо усилить адресный характер социальной помощи нуждающимся категориям граждан, которые не в состоянии платить повышенные тарифы.

Во-вторых, Украине нужно преодолеть сложившееся мнение о том, что она является ненадежным транзитным партнером по поставкам газа в Европу. Для этого необходимо прежде всего улучшить финансовые условия и повысить прозрачность «Нафтогаза» — национальной вертикально интегрированной нефтегазовой компании. Кроме того, срочно инвестировать в газотранспортную систему, чтобы повысить ее надежность и эффективность.

В-третьих, Украина должна снизить свою зависимость от импорта энергоносителей. Местная добыча газа из существующих месторождений может быть увеличена примерно на
10 млрд. кубометров в год (что составляет примерно 30% от нынешнего объема импорта). Для этого необходимо установить цену на газ на уровне его полной экономической стоимости, адекватную международному паритету. Это создаст стимулы для инвестиций в геологоразведку и добычу. К тому же Украине следует ввести режим раздела продукции, соответствующий лучшей международной практике, а также прозрачную систему отбора инвесторов на конкурсной основе для участия в деятельности по геологоразведке и добыче газа.

Четвертый шаг и, возможно, самый главный: Украина должна осознать свой огромный потенциал в плане экономии энергии. Если бы энергоемкость была сокращена до уровня Польши, то потребление энергии в стране сократилось бы примерно на треть. Значительные возможности существуют в промышленном секторе, который продолжает использовать совершенно устаревшие технологии с неэффективным потреблением энергии. Огромные возможности также кроются в модернизации теплоснабжения и повышении энергоэффективности зданий. Модернизация газотранспортной системы могла бы привести к снижению потребления газа на целых 2 млрд. кубометров в год. В итоге осуществление мер по повышению энергоэффективности могло бы привести к снижению внутреннего потребления газа, по крайней мере, на 30%.

Благодаря корректировке тарифов, улучшению нормативной базы и привлечению инвестиций Украина может сэкономить миллионы долларов, избежать энергетического кризиса и усилить свою энергетическую безопасность на экологически устойчивой основе. Можно также рассчитывать на значительную международную помощь, если новое правительство вплотную займется преодолением наследия, созданного пренебрежительным отношением к потребностям энергетического сектора в течение нескольких десятков лет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно