ИНВЕСТИЦИЙ В УБЫТОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

10 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №44, 10 ноября-17 ноября

Когда в стране нет благоприятного инвестиционного климата, на выручку спешит правительство. Оно ...

Когда в стране нет благоприятного инвестиционного климата, на выручку спешит правительство. Оно гарантирует возврат кредита, который иначе не был бы дан, и конкретное предприятие получает деньги, инвестор доволен своим вложением, а правительство — выполненной работой. Проблем пока нет. Они возникают, когда деньги не возвращаются.

Примеров этому более чем достаточно. Основных причин невозврата денег несколько. Во- первых, могло быть поставлено, но попросту не установлено оборудование, которое уже потеряло свою стоимость (т.е. простой его реализацией нельзя вернуть деньги). Во-вторых, деньги могли быть истрачены просто не по назначению — на тривиальную выплату зарплаты, например. В-третьих, инвестора изначально обманули, завысив отдачу от инвестиции или прибыльность от вложения кредита. Инвестиции в таких случаях становятся либо самоцелью, либо средством поправки материального положения менеджмента.

Неудивительно, что сегодня есть стратегическое решение государства об отказе от практики привлечения кредитов под суверенные гарантии. Существовавшая схема финансирования возлагает слишком большие обязанности на государство, хотя оно не имеет права оперативного управления предприятием. Именно по этой схеме у государства на балансе потом оказывается много прогарантированных кредитов, стремительно растет государственный долг (если правительство конвертирует гарантированные кредиты в евробонды) и продолжает разрушаться промышленность. В связи с отказом от гарантий, возникают две проблемы: как снять уже прогарантированные кредиты с баланса и по какой схеме финансировать новые проекты.

Как рассчитаться

Проблема с накопленными гарантированными кредитами является достаточно острой. К августу вся сумма обязательств государства по таким кредитам составляла 882,9 млн. долл.

Теоретически существуют два выхода из сложившейся ситуации. Первый — реструктуризация долга путем выпуска государственных ценных бумаг. Однако, учитывая существующий кредитный рейтинг страны (САА1 — самый низкий в Европе), вряд ли правительству удастся существенно преуспеть в этом деле. По выпущенным бумагам придется обеспечить довольно высокую доходность, и то их размещение не гарантировано.

Второй путь — не платить никому ничего. Но такое решение создаст много новых проблем и, кроме того, не согласуется с курсом радикальных экономических реформ, объявленных Президентом.

Наше правительство выбрало третье решение — задолженность, которую имеют на балансе приватизируемые предприятия, должна быть погашена покупателем.

К сожалению, пока мало кто согласился со столь изящной переадресовкой долгов. Дело в том, что зачастую они возникали в результате, мягко говоря, малоэффективной инвестиционной деятельности руководства предприятия. Другими словами, покупателю этого предприятия теперь предлагается ответить своими деньгами за ошибки директората, работавшего по контракту с правительством.

Одним из немногих примеров такой приватизации может стать продажа Запорожского алюминиевого комбината, который в результате совместной с правительством инвестиционной деятельности получил кредит в размере 60,9 млн. долл. Из них 20,9 млн. уже просрочены и еще более 15 млн. будут наверняка просрочены по итогам 2000 года.

В принципе сегодня есть претендент на покупку ЗалКа, который готов погасить гарантированный кредит — Внешэкономбанк России, выступающий на стороне «АвтоВАЗа». Насколько нам известно, такое предложение уже прозвучало. Учитывая размер задолженности, а также промышленный интерес в комбинате со стороны «АвтоВАЗа», государство может достичь двух основных задач приватизации предприятия — снятия с баланса долга и получения поступлений в бюджет.

У Внешэкономбанка есть имя. На Западе его часто отождествляют с Россией. Банк накопил уникальный опыт внешнеэкономической и агентской деятельности. У него есть солидная экспортная клиентура, хотя нет столь щедрой ресурсной базы, как у Сбербанка РФ. Сегодня ВЭБ развивает работу с крупными инвестиционными проектами.

Как получить деньги

Наиболее доступной и цивилизованной формой привлечения кредитов на производство в настоящее время является выпуск евробондов. Эта схема будет реализовываться и в перспективе, однако украинским предприятиям рассчитывать на нее вряд ли приходится. Фактически сегодня в Украине только государство может позволить себе разместить еврооблигации за рубежом — сложно представить, что какому-нибудь «Рыбпромсельхозмашу» удастся разместить свои облигации на мировом финансовом рынке.

Однако это будет означать, что предприятия уже не получат денег напрямую. Все инвестиции будут опосредованы государством. По сути, от недостатков гарантирования избавиться не удастся — если какой-либо завод не рассчитается по обязательствам, они все равно останутся на балансе государства, только уже оформленные в виде евробонда.

Следует упомянуть, что в большинстве случаев необходимое финансирование требуется для обновления основных фондов предприятия. Для решения такой проектной задачи в мире давно разработана схема получения так называемых связанных кредитов.

Связанные кредиты не предусматривают получения заемщиком реальных денег, заемные средства даже не пересекают границы. По существу это кредитование поставки оборудования через оплату контрактов под гарантии государственной страховой компании или экспортно-импортного банка страны-кредитора.

Достоинства связанных кредитов — в их дешевизне, а главное — в долгих сроках погашения: пять—восемь, а то и десять лет. Другое дело, что Украине их пока очень сложно получить.

Тем не менее существует схема финансирования при посредничестве того же Внешэкономбанка, которая была применена ВЭБом после того, как российское правительство, как и украинское, отказалось от гарантирования привлекаемых заводами кредитов.

Привлечением связанных кредитов под суверенные гарантии правительства ВЭБ начал заниматься с 1987 года. С этого момента и по сей день им было привлечено 15 млрд. долл., из них 11 – с 1992 года. Часть кредитов ориентировалась на бюджетные расходы (финансирование медицины, культуры, объектов инфраструктуры), но большая часть привлекалась на возвратной основе для предприятий.

Схему финансирования можно рассмотреть на примере одного из самых крупных успешных проектов ВЭБа. В 2000 году он получил кредитную линию на сумму 1,5 млрд. долл., которая была предложена итальянским Медиобанком, работающим в связке с государственной страховой компанией «Саче».

Под эту открытую линию все еще отбираются проекты, причем не имеет значения, находятся ли они на территории Украины, России или третьей страны. Значение имеет лишь то, что эти кредиты гарантируются банком, чьи гарантии котируются наряду с суверенными.

Таким образом, сегодня для реализации прибыльного проекта можно получить долгосрочное финансирование под достаточно низкий процент. При этом выигрывают все стороны. Иностранным поставщикам обеспечивается гарантированный сбыт в больших объемах. Западному банку — надежное размещение средств и гарантии страхового агентства своего государства. С учетом больших объемов, даже при скромной марже и при низких рисках, банку это выгодно: если произойдет невозврат средств предприятием-заемщиком, Медиобанка взыщет свои убытки с ВЭБа, а в случае неплатежа от ВЭБа, он получит возмещение от страховой компании «Саче». Участвуя в подобном проекте, отечественные предприятия привлекают средства под низкий процент, обычный для связанных кредитов.

Для снижения рисков невозврата, во-первых, тщательно оцениваются и отбираются проекты, а во-вторых, ВЭБ пытается выбрать схему, по которой можно было бы поделиться кредитами, а значит — и рисками, с другими крупными банками (например, Сбербанком РФ и Внешторгбанком). Такое сотрудничество поможет российским банкам дополнить собственное краткосрочное кредитование клиентов инвестиционным.

По мнению аналитиков, банки, которые занимаются инвестированием, в ближайшем будущем придут к созданию схемы, сходной с той, которую применяет Всемирный банк в странах, куда приходит работать. Большой объем инвестиций будет распределяться оптовым банком между участниками пула банков-партнеров. Кто-то ведь должен заниматься инвестиционными проектами на суммы 1—2 млн. долларов, на которые предъявляет спрос средний бизнес.

В Украине уже сегодня появляется реальная возможность реализовать такую схему с участием крупнейших банков. Фактически это является шагом к интеграции в мировые финансовые потоки. Масштабы средств, необходимых для модернизации промышленности в нашей стране, огромны. По утверждениям некоторых аналитиков, если в ближайшие несколько лет не произойдет тотальной модернизации, в Украине можно будет проводить новую индустриализацию, либо окончательно сменить определение экономики страны на аграрную. Решение остается за банками…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно