ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

3 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №43, 3 ноября-10 ноября

В начале 90-х, когда экономический кризис в Украине приобрел системные признаки, руководителям некоторых районов Тернопольщины пришла в голову, на первый взгляд, спасительная идея: будем клепать дешевую водку...

В начале 90-х, когда экономический кризис в Украине приобрел системные признаки, руководителям некоторых районов Тернопольщины пришла в голову, на первый взгляд, спасительная идея: будем клепать дешевую водку. И спиртозаводы не умрут, и в бюджет больше поступит... Так в 1992 году при спиртозаводах начали массово открываться цеха с линиями разлива водки, чего не делали в соседних регионах. И с каким размахом! Сейчас сорокаградусную в области производят один мощный ликеро-водочный завод и девять цехов.

Спиртозаводская водка за счет экономии накладных расходов выходит более дешевой, чем продукция Чертковского ликеро-водочного завода. В старые добрые времена это предприятие было единственным производителем водки на всю область. Качественная чертковская славилась в соседних регионах, хорошо продавалась в Крыму, Молдове. Сейчас ликеро-водочный загружен не более чем на 5— 6 процентов, гибнет на глазах. Водочные цехи тоже не очень опережают, используют лишь 10—15 процентов мощностей. А ведь запускали их с большими надеждами!

Рынок алкогольной продукции в Украине давно открыт, избавлен от распределения по территориальному принципу. Среди обедневшего населения выигрывает та водка, которая дешевле. Сейчас прилавки местных магазинов заполнены привозными водочными изделиями, особенно кировоградской фирмы «Артемида», крымского концерна «Союз-Виктан», Балтского завода продтоваров Одесской области, удешевленные за счет огромных масштабов производства. Не выдерживает конкуренции свое зелье. Дошло до того, что заводы области обеспечивают только треть объемов местного потребления водки. В спину им бьет еще и «пятая колонна», а точнее, первая: подсчитано, что около 80 процентов алкоголя в Украине производится нелегально. Это так называемый подвальный вариант. Цена изделий здесь, естественно, еще ниже, а доходы теневиков в несколько раз превышают затраты, ведь налогов они не платят. Споенным массам остаются хронические болезни, государству — шиш.

В прошлом году правительство сделало первые шаги для наведения порядка в реализации водки, введя минимальные оптовые и розничные цены. Подпольщик, продававший крепкое зелье дешевле, сразу засвечивался. Не было резких различий в стоимости водки, и потребитель выбирал ту марку, которую хорошо знает. В июле этого года Кабмин это постановление отменил. Теперь цена массовой водки отличается на 2—2,5 гривни за бутылку. Небогатый покупатель выбирает более дешевую...

Производство водки сейчас контролируют 14 государственных органов. А пользы — чуть. В этом году от акцизного сбора в госбюджет поступило 680 млн. гривен. В Соединенных Штатах, например, где численность населения только в 7—8 раз больше, единственный орган управления водочной областью обеспечивает 14—15 млрд. долл. ежегодных поступлений. В более близкой к нам Республике Татарстан только в результате создания государственной монополии в 1996—1997 годах поступления акциза в бюджет увеличились в четыре раза. Так что же происходит в Украине?

Сборщики налогов ищут явно не там, где нужно. В текущем году акцизный сбор взимается с производства уже не спирта, а водочных изделий. Киев доводил области план сбора этого налога в объемах более 90 млн. гривен. Даже если бы все водочные цехи вместе с ликеро-водочным заводом были полностью загружены, это означало бы, что каждый житель края — от новорожденного до старика — должен потребить в день 90 граммов крепких напитков. Сессия областного совета утвердила более реальную сумму этого налога — 32 млн., а по предварительным расчетам, из-за недопроизводства поступит 22—25 миллионов.

Государственная монополия, можно сказать, работает без государственной политики. Производителей водки расплодилось без меры. Продавцов уже не счесть. На Тернопольщине есть, кроме заводов-производителей, целых 39 оптовых баз ликеро-водочных изделий, а, скажем, в Москве с ее 8- миллионным населением — всего 20. Продают наши торговцы очень часто фальсифицированную, «подвальную» водку с известными названиями, которых в Украине насчитывается около трех тысяч (в странах Запада — в среднем 10—30). Торговый дом «Скала», реализующий алкогольную продукцию 85 отечественных предприятий из 20 областей, и Украинский союз промышленников и предпринимателей небезосновательно предложили правительству перейти к взиманию акцизного сбора не с производства, а с розничной продажи алкоголя. Тогда подпольщикам станет тяжелее конкурировать с законными производителями, не будет затоваривания заводских складов из-за отсутствия денег для уплаты акцизного сбора.

Если бы водочные изделия продавались в специализированных магазинах, где рядом с кассовым аппаратом стоял бы мини-компьютер, туда заносилась бы информация об объемах проданного алкоголя и суммах акцизного сбора, подлежащих уплате. Через единую информационную сеть о них должна знать налоговая администрация. Подобная практика уже многие годы существует в Швеции. Количество специализированных магазинов в этой стране ежегодно уточняется местными властями и правительством. Подобным образом алкогольный рынок контролируется в Норвегии, Финляндии, Дании. Там государственная монополия, с одной стороны, гарантирует качество алкогольной продукции, а с другой — имеет реальные рычаги контроля финансовых потоков и направления средств в бюджет.

Продукция некоторых водочных цехов и ликеро-водочного завода могла бы завоевывать внешние рынки. Тем не менее на сегодня для нее куда ни кинь — всюду клин. Восточные государства использовали простой прием — отгородились забором высоких ставок ввозной таможенной пошлины. Зачем им украинская водка?! Еще раньше настроила водочных заводов Россия, в последние годы алкогольное производство наладил Казахстан. Западные государства, имеющие опыт существования в ГАТТ/ВТО, высоких таможенных пошлин не устанавливают, но ввели иные протекционистские меры — осложненную (дополнительную) сертификацию чужого алкоголя. Они знают, где нужно надежно защищать внутренний рынок. Ведь алкоголь — один из основных источников поступлений в бюджет.

Отдельным предприятиям трудно выйти на внешние рынки. И в этом нет ничего странного. За границей экспорт водки берут на себя, как правило, большие спиртово-алкогольные конгломераты. Поэтому нашим спиртообъединениям, концерну «Укрспирт» нужно не только работать над усовершенствованием технологий, но и активно заниматься маркетингово-сбытовой деятельностью, к чему они не очень привычны.

А если завод не может найти свою нишу на рынке алкогольных изделий, ему не остается ничего другого, кроме изменения ориентиров, частичного перепрофилирования. В июле этого года Кабинет министров утвердил государственную программу перехода спиртозаводов на дополнительные виды производства — «Этанол». Некоторые спиртозаводы, в частности, Бучацкий мальтозный, выпускающий водку, кроме пищевого спирта, будут производить технический. Дополнительное производство высокооктановых кислородосодержащих добавок для автомобильных двигателей в ближайшие годы будет введено и на Ковалевском спиртозаводе, также являющемся производителем водки (Монастырский район). Установление нового оборудования — дело дорогое, но бюджет нищий, а частные инвесторы не спешат вкладывать деньги в модернизацию спиртозаводов — они же государственные. Законодатели никак не могут понять, что государство должно контролировать не собственность, а производство и реализацию водки. И приватизация предприятий этой отрасли опять отложена...

Как и в давние времена, рядовой украинец не против опрокинуть рюмку-другую водочки. По поводу и без. Всем бедам назло. Он получил благоприятные экономические предпосылки для своей отрады: водку производят и реализуют все, кому захочется. В ущерб государству и, по большому счету, себе. Государство, похоже, радо тому, что имеет. Так как не принимает эффективных и своевременных регулирующих мер. Всем хорошо?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно