ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ: ЕЩЕ НЕ ПОТЕРЯНЫ ВОЗМОЖНОСТИ

21 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Комиссия по энергосбережению УСПП создана в конце 2000 года. Задачей комиссии является практическая помощь предприятиям — членам УСПП в разработке и реализации проектов энергосбережения...

Комиссия по энергосбережению УСПП создана в конце 2000 года. Задачей комиссии является практическая помощь предприятиям — членам УСПП в разработке и реализации проектов энергосбережения. В течение года комиссия преимущественно консультировала отечественных предпринимателей по вопросам инвестиционных предложений в отрасли энергосбережения и экологии. Поэтому исходя из накопленного опыта и определения реальных потребностей отечественной промышленности стремимся завершить первый год нашей деятельности проведением широкого форума — конференции по проблемам энергосбережения. Но сначала кратко проанализируем нынешнюю ситуацию с энергосбережением в Украине.

Законодательство

Большинство действующих законодательных актов — косвенного действия. Однако организационные и правовые основы деятельности государственных органов в отрасли энергосбережения уже разработаны. Но при отсутствии более-менее точных прогнозов развития экономики, любые комплексные программы должны быть многовариантными.

Главная проблема состоит в отсутствии экономического механизма энергосбережения, который сделал бы энергосберегающие мероприятия выгодными для потребителей и производителей энергоресурсов. Мировой и наш собственный опыт свидетельствуют, что одними лишь админмерами не обойтись. На сегодняшний день прошел все согласования и «маринуется» в парламенте разработанный в Госкомэнергосбережения механизм экономического стимулирования энергосбережения. Он предусматривает оценку эффективности работы предприятий для предоставления им налоговых и иных льгот с учетом удельных затрат энергоресурсов.

Государственные институты

В Украине созданы Госкомэнергосбережения, Государственная инспекция по энергосбережению, центральная группа энергоаудита Госкомэнергосбережения. Созданы также (но чаще всего без заметных результатов) соответствующие подразделения в составе центральных и региональных органов исполнительной власти. Подобные подразделения зачастую разрабатывают программы и пишут многочисленные отчеты о несуществующих достижениях.

Определенных результатов добилось лишь Минпромполитики, организовав с сентября 1999-го по май 2000 года изучение вопросов энергосбережения для руководителей более 180 крупнейших промышленных предприятий. Но это, скорее, исключение, подтверждающее правило: деятельность подразделений по энергосбережению в составе органов исполнительной власти преимущественно малоэффективна. Объясняется это и тем, что принятое почти 5 лет назад положение о подразделениях по энергосбережению в составе органов исполнительной власти уже в значительной степени устарело, поскольку основные задачи, предусмотренные в нем, реализованы. Да и регламентирующие их деятельность методические материалы и нормативно-правовые акты отсутствуют.

В последнее время отошла от административных методов работы Госинспекция по энергосбережению, снизился «коррупционный» потенциал инспекции после переведения ее сотрудников в разряд госслужащих.

В целом положительно можно оценить и введение в Украине системы аттестации специализированных организаций, занимающихся энергоаудитом, однако до сих пор не разработан действенный механизм проверки качества их работы.

Бизнес и инвестиции

Бизнес в сфере энергосбережения только-только начинается. Основная масса работающих в нем фирм перепродают зарубежные и иногда разрабатывают свои системы и приборы учета. Эти фирмы и некоторые связанные с ними специалисты лоббируют мнение о том, что энергосбережение — это лишь учет. Разумеется, без современных средств учета энергосбережение действительно невозможно. Но такой подход тормозит разрешение проблем энергосбережения, поскольку отвлекает от иных не менее важных задач.

В настоящее время появляются консалтинговые и сервисные фирмы в этой сфере:

Энергоаудиторские фирмы (только центральной группой энергоаудита Госкомэнергосбережения зарегистрировано более 100 подобных фирм, имеющих соответствующие свидетельства).

Энергосервисные компании (ESCO). Этот вид бизнеса предполагает привлечение инвестиций под разработанные ESCO энергосберегающие проекты. Возмещение инвестиций и оплата их услуг осуществляется за счет части средств, сэкономленных в результате реализации энергосберегающего проекта.

Использование опыта развитых стран в сфере энергоменеджмента позволит на 10—15% уменьшить затраты на ПЭР. В Украине вполне достижимая цифра — 5—6%. Проблема в отсутствии специалистов-практиков и наличии значительного количества «специалистов», способных только рассказывать об этом на семинарах.

Но инвестиции в энергосбережение не идут не только потому, что украинский рынок имеет слишком высокие риски. Наибольшая проблема состоит в отсутствии достаточно обоснованных энергосберегающих проектов с приемлемым для инвестора периодом окупаемости (в условиях Украины — до 6—12 месяцев) и надежных гарантий возвращения вложенных денег даже в случае реально сэкономленных средств.

Сейчас в Украине несколько высших государственных учебных заведений готовят энергоменеджеров. К сожалению, учебные планы и 2—3-месячные курсы для их подготовки разрабатывались на основе нескольких образовательных программ, в основном фирмы March Consulting Group (Великобритания). Но до сих пор нет ни одного отечественного специалиста, получившего образование по энергоменеджменту в солидном зарубежном университете.

Пропагандистская деятельность в сфере энергосбережения зачастую сводится к проведению многочисленных непродолжительных семинаров по программам западной технической помощи нашей стране. Подобные семинары и встречи чаще проводят в Киеве, реже — в Запорожье, Днепропетровске и Харькове, летом — в Одессе и Крыму. Учебной и справочной литературы по энергосбережению практически нет. Только сейчас по заданию Госкомэнергосбережения началась разработка справочника по энергосбережению, киевская консалтинговая компания выиграла тендер на создание справочника-учебника «Экономико-организационные основы энергоменеджмента» при поддержке Датского энергетического агентства. На сегодняшний день существует несколько научных и общественно-политических изданий, печатающих материалы по вопросам энергосбережения. Их общий тираж вряд ли превышает одну-две тысячи экземпляров. Недостатки образования во многом предопределяют и кадровые проблемы.

В условиях Украины первейшей задачей энергоменеджмента является разработка и внедрение незатратных энергосберегающих мероприятий. Именно поэтому, например, криворожский Южный горно-обогатительный комбинат, столичный «Киевводоканал», мариупольский «Азовмаш» и запорожская «Мотор Січ» начали создавать службы энергоменеджмента с помощью отечественной консалтинговой компании, едва ли не единственной в Украине, разрабатывающей незатратные энергосберегающие мероприятия. К сожалению, все это — не правило...

Показательным в плане отношения к проблемам энергосбережения руководства органов госуправления в центре и регионах является то, что только в составе нескольких облгосадминистраций и в Киеве подразделения по энергосбережению имеют статус управления.

Наука

Главная проблема научных институтов — крайне ограниченное финансирование. Какую бы отчаянную борьбу ни вела Национальная академия наук, без денег много не сделаешь. Однако недостатком средств проблемы науки не исчерпываются.

Многие ученые до сих пор ничего не знают о современных методах выполнения экономических расчетов, не знают, что такое бизнес-план, как его разработать и заинтересовать потенциального инвестора. Отсюда и результат: даже перспективные разработки отечественных ученых вряд ли найдут инвестора, поскольку их авторы не могут ответить, когда и как именно будут возвращены вложенные деньги. К сожалению, даже крохи государственного финансирования иногда используются не лучшим образом. Разумеется, необходимо поддерживать фундаментальные исследования. Но подсчитывал ли кто-нибудь, сколько госсредств ушло на разработки, изначально обреченные на неудачу из-за их неудовлетворительных экономических показателей?

Концентрируем внимание

Прежде всего отметим, что целесообразно было бы провести энергоаудит крупнейших предприятий. Первоочередное внимание при этом следует обращать на разработку организационных энергосберегающих мероприятий, являющихся практически незатратными. Опыт отечественных консалтинговых компаний свидетельствует, что вполне реально разработать организационные энергосберегающие мероприятия на сумму, составляющую 5—6% от стоимости годового потребления энергоресурсов (лучшие энергоаудиторские фирмы достигают 20—25% и выше). В целом по Украине экономия энергии составляла бы 20—30 млн. долл. Таким образом, затраты на проведение энергоаудитов на 1000 предприятий вернулись бы уже через 0,057—0,1 года.

Во-вторых, следует провести серьезную научно-техническую конференцию по вопросам энергосбережения и привлечь к участию в ее работе ведущих отечественных и зарубежных специалистов. За годы независимости Украины была организована одна серьезная научно-техническая конференция (декабрь 1995 года). В настоящее время проводятся консультации по проведению такой конференции весной 2002 года совместными усилиями НАНУ, Верховной Рады, администрации Президента, Кабинета министров, Госкомэнергосбережения и УСПП. В работе конференции примут участие высшие должностные лица государства, ведущие ученые и специалисты-практики, а также наиболее заинтересованные в такой конференции — руководители и специалисты отечественных предприятий и сотрудники органов госуправления. Отобранные для представления на конференции доклады (ни намека на популизм и пустопорожнюю болтовню!) будут напечатаны бесплатно для авторов.

Для потенциальных инвесторов будет организована презентация возможных проектов по энергосбережению (предприниматели, готовьте реальные предложения!). Планируется проведение нескольких семинаров-практикумов по актуальным вопросам энерго- и ресурсосбережения.

Следует отметить, что эффективно функционирующая служба энергоменеджмента в течение уже первого года снижает затраты на энергоресурсы как минимум на 5—6% (опыт лучших отечественных предприятий), а в целом — на 10—15% (зарубежный опыт). Следует отметить, что энергоменеджмент как целостную систему нужно внедрять не только на предприятиях, но и в составе органов государственного управления в центре и на местном уровне.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно