Бизнес для ленивых

8 июля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 8 июля-15 июля

Впервые о «бизнесе для ленивых» я узнала в далекой Австрии. Много лет назад, когда у нас о нем никто...

Впервые о «бизнесе для ленивых» я узнала в далекой Австрии. Много лет назад, когда у нас о нем никто не помышлял, приехав в гости к одиноким пожилым друзьям, мне захотелось порадовать их чем-то вкусненьким домашнего приготовления. Поскольку стоять у плиты в чужой стране не улыбалось, я отправилась по магазинам — благо их в Австрии предостаточно. И вот там-то, к своей великой радости, я обнаружила отменные биточки и котлеты, затянутые в герметичную упаковку, которые оставалось только обжарить…

Первопроходцы

Спустя некоторое время, в середине 90-х, мне довелось неоднократно бывать в приморском Мариуполе. Идти в ресторан не хотелось: и дорого, и общепиту я не слишком доверяю, а вот в отделе кулинарии одного из гастрономов сразу заинтересовала продукция с запоминающейся фамилией производителя — Емельянчик. В то время практически никто не продавал паштеты, голубцы и прочие вкусные вещи в герметичной упаковке с указанным сроком годности.

Первопроходец нового бизнеса радовал мариупольцев на протяжении нескольких лет, опередив других украинских производителей, пока не канул куда-то в круговерть дикого нецивилизованного рынка.

Зато сегодня «бизнес для ленивых» находится на пике популярности — полуфабрикаты входят в нашу суматошную жизнь уверенной поступью домохозяйки.

Думаю, что это — явление социальное, подсказанное самим духом времени: человек ХХI века слишком загружен, чтобы собственноручно заниматься приготовлением пищи. Кроме того, стремительный рост стоимости жизни требует от нас полной отдачи в профессиональной деятельности, поисков новых источников дохода. Стоять у плиты в таких условиях практически нереально, дешевле использовать готовую пищу. Есть, конечно, среди нас и фанаты, которые встают в пять утра, чтобы приготовить обед до работы, но их с каждым днем становится все меньше.

Что касается состоятельных людей, то «бизнес для ленивых» им в самый раз, просто палочка–выручалочка: жены богатых предпочитают кухне парикмахерскую или косметический салон…

Миллионеры
не от хорошей жизни

Основная идея «бизнеса для ленивых» проста как все гениальное: человек каждый день хочет есть, поэтому производимый продукт постоянно востребован.

Ровно десять лет назад на рынке полуфабрикатов в Украине было всего два производителя — Дарницкий мясокомбинат и маленькая белоцерковская фирма ПП «Дрыгало». Сегодня здесь — не протолкнуться: одесская «Левада», донецкий «Геркулес» и десятки других региональных производителей.

Сферы влияния тоже четко распределены — на юге преобладает продукция «Левады», на севере и в центре — «Дрыгало», на востоке — «Геркулеса». Эти же три мощных производителя лидируют в негласном рейтинге потребителей. По разнообразию ассортимента и ноу-хау (единственный производитель готовых ланчей в Украине) пальму первенства держит белоцерковское ПП «Дрыгало».

В этот «бизнес» каждый пришел по-своему, но большинство — не от хорошей жизни. К примеру, «Геркулес» является производителем мороженого, но зимой такая продукция не идет, поэтому, чтобы занять людей, пришлось выпускать полуфабрикаты. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

История создания ПП «Дрыгало» можно назвать «американской мечтой по-украински»: в 1995 году, когда по всей Украине закрывались предприятия и люди оставались без работы, семья с тремя детьми оказалась на перепутье. Созвали семейный совет: как дальше жить?

Так выпускница Киевского культпросветучилища с театральной специальностью Людмила Дрыгало стала производителем полуфабрикатов. Стартовый капитал фирмы составлял смешную по сегодняшним временам сумму — 10 тыс. грн., количество сотрудников — три. Ни авто, ни оборудования, один пельменный агрегат, который производил 60 кг продукции в час. Позже эти пельмени ласково назовут «ветеранами производства». На них проработали целых три года.

У начинающих бизнесменов не было опыта, немножко помогло кулинарное училище, законченное в юности Людмилой. В семье до сих пор вспоминают случай, когда все — от мала до велика — плакали, купив по наивности за последние деньги промышленную морозильную камеру, в которую ничего не вмещалось.

Но все-таки феномен белоцерковских производителей доказал, что стать крупным предпринимателем можно практически с нуля, необходимо только чуточку смекалки и понимания того, что нужно людям.

Одесская «Левада» пришла на рынок позже, с более мощным потенциалом и импортным оборудованием. Чтобы начинать бизнес сегодня, требуются серьезные стартовые возможности — пройти все стадии становления постепенно уже нельзя из-за жесткой конкуренции и насыщенности рынка.

Пельменное пиратство

Нешуточная борьба за авторские права идет не только на рынке интеллектуальной продукции – как оказалось, подделки бывают и в производстве полуфабрикатов. Именно поэтому развесные пельмени вполне уважаемого производителя вовсе не уберегут от невкусного обеда или даже пищевого отравления — около 50% развесной продукции сегодня является фальсифицированной.

В недалеком прошлом первым правилом санитарной службы было требование продажи полуфабрикатов в герметичной упаковке с указанным сроком годности. Позже на это закрыли глаза, и санитарная служба уподобилась страусу, у которого голова в земле, а все остальное — на поверхности: мол, знать ничего не знаем!

Под шумок и производителей с хорошей репутацией уговорили выпускать продукцию на развес. В результате активизировались подпольные цеха.

Пельменное пиратство процветает за счет солидных производителей, которые дорожат своей торговой маркой. В одной только Белой Церкви, по подсчетам специалистов ПП «Дрыгало», около десятка подпольных цехов по производству полуфабрикатов. Они работают «под легальных» производителей, имеющих лицензию.

«Левая» продукция производится из некачественного дешевого сырья с нарушением всех мыслимых норм. Она сбывается по бросовой цене продавцам, которые реализуют ее, смешивая с «легальной» весовой продукцией.

Сегодня большинство солидных фирм отказалось от развесной продукции и примитивной картонной упаковки, которую легко повторить. «Левада», «Дрыгало» и многие другие производители приобрели дорогостоящие фасовочные аппараты, используют дорогостоящую упаковочную пленку. Такое уже подделать непросто.

Экономия денег и времени

Никто не застрахован от стереотипного мышления. Домохозяйки не исключение. Бытующее утверждение, что дома готовить дешевле, досталось нам от советских времен, когда полуфабрикаты продавались в кулинариях и были некачественными — в них клали все, что не годилось в производстве других продуктов.

Я решила провести эксперимент и купила все, что необходимо для приготовления порции чебуреков. Вывод неутешительный — сэкономить на приготовлении полуфабрикатов мне не удалось: потратила гораздо больше плюс брошенные на ветер два часа, необходимые для приготовления обеда.

Что же тогда делает этот бизнес прибыльным?

Во-первых, значительные объемы производства. Во-вторых, низкие оптовые цены на сырье, домохозяйка по такой цене мясо на рынке не купит.

Это вовсе не значит, что полуфабрикаты изготовляются из низкосортных продуктов, рыночная конкуренция просто не позволит солидным производителям обманывать покупателей.

И уж если речь зашла о сырье, то сегодня это самая наболевшая проблема рынка полуфабрикатов: не хватает — хоть кричи! — мяса, яиц, творога…

С курятиной как-то выкрутиться можно, ее закупают на крупных комбинатах «Наша Ряба», «Гаврилівські курчата», а вот свинину берут у частников. Нынче ее просто нет. В изобилии лишь мука, благо урожай был хороший.

Недостает, однако

70% украинцев сегодня… недостает полуфабриков — именно такой процент дефицита «полуфабрикатной» продукции в Украине.

Из ближнего и дальнего зарубежья атакуют с заманчивыми предложениями, но куда уж там отдавать продукцию в Россию, когда своим недостает… Тем не менее, отечественные производители потихоньку готовят международные сертификаты качества ИСО-9000, без которых дальнее зарубежье брать продукцию не может.

Успешность «бизнеса для ленивых» напрямую зависит от умения угадать запросы потребителей. Например, ПП «Дрыгало» только за последнее время пришлось создать четыре новые торговые марки: «Ванька-встанька» — для детей, «Ностальгия» — для малообеспеченных людей с добавлением соевых продуктов, «Немо» — из морепродуктов и «Швиденько» — второе блюдо, ланчи.

Это не просто разнообразие ассортимента, а своего рода психологический подход: детям импонируют необычные продукты, например те же котлеты с ананасом; люди скромного достатка с удовольствием используют более дешевые мясные продукты с добавлением качественных примесей; те, кто целый день занят в офисе, будут рады купить готовый ланч с гарниром из отварного риса или жареной картошки.

Важно, чтобы люди поняли: полуфабрикаты — это не продукты для «авральных» ситуаций и экстремальных случаев. Они вполне пригодны для повседневной жизни, калорийны и сбалансированны, а разнообразие ассортимента позволяет начать в понедельник первым блюдом, а закончить в пятницу — сто двадцатым.

И хотя во все времена будут хозяйки, которые с удовольствием изобретают на кухне свои неповторимые рецепты и радуют близких непревзойденными деликатесами, будущее, без сомнения, принадлежит «бизнесу для ленивых».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно