ЗЕМЛЕСОСОМ ПО СЕРДЦУ ЗАПОВЕДНИКА

14 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 18, 14 мая-21 мая 2004г.
Отправить
Отправить

За последние годы, пожалуй, не было проекта, который бы вызывал такое резкое сопротивление и непр...

За последние годы, пожалуй, не было проекта, который бы вызывал такое резкое сопротивление и неприятие со стороны ученых и экологической общественности, как сооружение в самом сердце заповедника судоходного канала Дунай — Черное море. И все же власти, невзирая ни на что, дали ему зеленый свет. Более того, 11 мая министр транспорта Георгий Кирпа устроил торжественную церемонию по поводу начала работ в дельте Дуная. И хотя проектом отведено на строительство первой очереди восемь месяцев, министр заверил присутствующих: стройка, как и было обещано в начале года, будет завершена ко Дню независимости Украины. А поможет в этом нелегком труде немецкий землесос Gosef Mobius, который приступит к началу работ на собственные, по словам министра, средства.

В общем, надежды общественности и сотрудников заповедника на то, что Харьковский национальный университет не пойдет на поводу у чиновников и даст надлежащую оценку проекту канала по гирлу Быстрое, не оправдались. Именно харьковчане, которым власти передали документы для проведения очередной экологической экспертизы, вынесли приговор Дунайскому биосферному заповеднику. И 20 апреля 2004 года проект канала на основе данной эколого-научной оценки получил положительное заключение центральной службы «Укринвестэкспертиза». Что и дало старт новой «стройке века».

К сожалению, компромисс, который власти, по их заверению, пытались найти в полемике с учеными-экологами, так и не был достигнут. Предложение ученых объявить тендер на лучший проект создания канала не было услышано. А посему общественность не намерена спокойно взирать на происходящее. Тем более что, по имеющейся информации, научная эколого-экспертная оценка документации на строительство канала, подписанная сотрудниками Харьковского национального университета, не проходила через заседание ученого совета университета. Тем не менее Минприроды за подписью заместителя министра А. Гриценко 19 апреля 2004 года дало ей положительную оценку, то же самое на следующий день сделала «Укринвестэкспертиза».

Как сообщил «ЗН» директор Дунайского биосферного заповедника Александр Волошкевич, Минприроды уже после содеянного, то есть 26 апреля, разослало письма различным общественным организациям, любезно предложив им поучаствовать в проведении экспертизы, которая давно была утверждена. Более того, 22 апреля уже было получено разрешение начальника управления «Одессарыбвод» на проведение работ. Причем, заметьте, в запретный нерестовый период. А на следующий день такое же «добро» выдала и Госинспекция охраны Черного моря.

«Хотя всем известно, что с
1 по 30 мая — период государственного запрета на реке Дунай, — говорит Волошкевич, — и зона действия дунайских правил рыболовства распространяется на 10 км в глубь моря, учитывая выносы больших масс пресной воды. Кроме того, в третьей декаде мая и первой декаде июня в море скатывается до 90% личинок дунайской сельди. В последние годы, когда нерестовый ход начинается раньше, основной скат приходится на май. К тому же сельдь не только наше украинское богатство. Ее ловят и в других странах. А посему ссылки на то, что одесским центром Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ЮгНИРО) будет подсчитываться ущерб от работ в нерестовый период и Минтранс будет его компенсировать, нельзя признать состоятельными. Ущерб надо минимизировать, а не выплачивать денежную компенсацию. Ведь люди в конечном итоге едят рыбу, а не бумажные ассигнации».

В связи с действиями чиновников ряд общественных экологических организаций, в частности благотворительный фонд «Экоправо-Львов», обратились в секретариат Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных и Соглашения о сохранении афроазиатских мигрирующих водно-болотных птиц с просьбой провести немедленное расследование относительно запланированного строительства канала через гирло Быстрое. Обращение направлено на защиту тонкоклювого кроншнепа — вида, находящегося на грани исчезновения, популяция которого уже сократилась до критической отметки — 50 особей. «Экоправо-Львов» направил также жалобу в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции. Экологи заявили о нарушении Украиной ряда ее требований. В частности, права общественности на участие в принятии экологически значимых решений во время проведения государственной экологической экспертизы ТЭО создания канала Дунай — Черное море. Экологи возмущены и тем, что «Одессарыбвод» и Госинспекция охраны Черного моря выдали разрешения на проведение дноуглубительных работ во время нереста в дельте Дуная. Ряд из них даже обратились в Генпрокуратуру с требованием проверить учреждения, причастные к выдаче разрешений, в том числе на возможное нарушение ими антикоррупционного законодательства.

Однако вышеназванные организации виновниками себя не считают. В управлении «Одессарыбвод» корреспонденту «ЗН» подтвердили: да, действительно, сейчас нерестовый период, и на реке с третьей декады апреля по конец августа действует запрет на любые виды работ. Но, по их словам, личинки сельди будут скатываться все лето. Поэтому запрет вовсе не означает, что никакие работы осуществлять нельзя. Сейчас углубления дна проводят, к примеру, порты. Предварительно заключив с научно-исследовательскими организациями договоры, на основе которых будет просчитан ущерб, нанесенный водным ресурсам, и соответственно — размер компенсации. «Мы знаем, — сказали они, — что такой договор о проведении мониторинговых исследований негативного влияния на водные живые ресурсы в дельте Дуная подписан с «ЧерноморНИИпроектом» с участием Одесского отделения ЮгНИРО. Так что никакой аховой ситуации нет». Подытоживая свои «веские» аргументы, в «Одессарыбвод» заметили: если даже предположить, что вся селедка сдохнет, то ущерб все равно будет небольшой. Поскольку гирло Быстрое — это незначительная часть дельты Дуная. После таких пояснений работников рыбного ведомства рассчитывать на защиту водных ресурсов уже не приходится, если не сказать больше.

В Госинспекции охраны Черного моря тоже развели руками. Дескать, какие к нам претензии? «После того как «Одессарыбвод», который устанавливает запрет, дал разрешение, а родное министерство — положительное заключение, оснований для отказа в даче согласия на проведения работ у нас не было». Вообще, надо сказать, позиция одесских чиновников из природоохранных ведомств — «наша хата с краю». С материалами и рабочим проектом, мол, не знакомы, все изучалось и решалось Киевом.

Но не только экологическая сторона проекта вызывает бурю эмоций. Многое непонятно и с экономикой. Это еще 1 марта сего года показало совещание в Одесской облгосадминистрации. К примеру, не ясно, насколько экономический ущерб, нанесенный природе, будет компенсирован экономическими выгодами от эксплуатации канала? По словам министра транспорта, в отличие от румынского канала украинский малый Босфор будет с двусторонним движением, круглосуточной работой, и цена за проход по нему будет в три раза меньше. Все это позволит быстро окупить затраты. Расчетный срок окупаемости девять лет, первой очереди — около четырех с половиной лет. Однако заверения Г. Кирпы о том, что в наш Босфор будет очередь судов, пока всего лишь слова.

Со стоимостью проекта и его финансированием тоже не все ясно. Согласно ТЭО строительства канала по гирлу Быстрое, утвержденному распоряжением Кабмина от 13 октября 2003 года, он обойдется стране в 144,9 млн. грн. В том числе первая очередь — 35,6 млн. грн. Однако в связи с началом строительных работ было официально заявлено: стоимость первой очереди — 78,6 млн. грн. В результате проведения последней экспертизы в рабочий проект были внесены изменения и дополнения. В частности, уточнена ширина по дну морского подходного канала и прорезей на перекатах, по береговым и русловым отвалам грунта и другие параметры. Была откорректирована и сметная стоимость. Однако во сколько в целом обойдется стране канал, который Минтранс планирует завершить к концу 2005 года, не было сказано. Два месяца назад на мартовском совещании в облгосадминистрации заказчик строительства — государственное предприятие «Дельта-лоцман» — сообщил, что это будет в пределах 205 млн. грн.

Что касается непосредственно самого финансирования, то вопросов возникает еще больше. Не случайно недавний приказ Минтранса от 15.04. 2004 года о подчинении предприятию «Дельта-лоцман» лоцманских служб и служб регулирования движения судов, которые находились в составе портов, специалисты связывают с перераспределением финансовых потоков, что, по их мнению, отчасти связано с поисками финансирования для строительства канала Дунай — Черное море. Правда, Георгий Кирпа на открытии строительных работ заявил, что инвесторы найдены. Но при этом он также сообщил, что немецкая фирма Mobius, с которой намечается долгий роман, поверила нам и начинает работу за свои средства. Она выбрана в качестве генерального подрядчика. В то время как у нас имеется своя техника. Недавно после долгих усилий из Болгарии в Украину был возвращен землесос «Прорвин». Но вернемся к инвесторам. Кто же они? По информации, которую распространила пресс-служба Одесской облгосадминистрации, инвестором выступает некая инвестиционная группа «Украинский фарватер». Она и возьмет на себя финансирование первой очереди.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК