ВОЗВРАТ БЕГЛОГО ЗЕМЛЕСОСА

29 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 17, 29 апреля-15 мая 2004г.
Отправить
Отправить

Рано утром 16 апреля, когда ветер иссяк, землесос «Прорвин», тихо и неприметно, без помп и пионерских гвоздик, пришвартовался на базе ГП «Черазморпуть» в Ильичевске...

Рано утром 16 апреля, когда ветер иссяк, землесос «Прорвин», тихо и неприметно, без помп и пионерских гвоздик, пришвартовался на базе ГП «Черазморпуть» в Ильичевске.

С именем «Прорвина», которого сами же дноуглубители прозвали «Курвиным», простите уж за неизбежную достоверность, были связаны едва ли не самые громкие в новейшей рыночной истории пароходные скандалы. Пять лет назад команда «Прорвина» отказалась возвращаться из Варны к сладкому дыму Отечества. Старший комсостав землесоса порывался даже принять болгарское гражданство. В свое время команда «Потемкина», как известно, ассимилировалась в Румынии, потом, правда, часть мятежников вернулась.

Общественность уже поставила на рыночном «Потемкине» крест, о нем почти не писали. И вот вернулся!

Однако событие это почти эпохальное, возможно, знаковое, сравнимое, пожалуй, лишь с вызволением из неаполитанского плена круизного лайнера «Одесса», особого воодушевления у дноуглубителей, озлобленных задержками выплаты зарплат и их уровнем, не вызвало. Палубный матрос на соседнем земснаряде-багере отнесся к нему с выстраданным сомнением.

— Лучше бы на «Прорвине» в Израиле работать, — молвил.

Почему лучше, вопрос притворно наивный.

Морскому самоотвозному землесосу «Прорвин», югославского происхождения, 88-го года постройки, не очень везло с рождения. Едва ли не половину своей пароходной юности мощное судно томилось на якорях в ожидании работы или ремонта, или денег, топлива, запчастей.

Чтобы заработать хоть крохи на топливо для рефулерных (понтонного типа) землесосов, своих меньших братьев, «Прорвин» время от времени покидал дельту Дуная в ущерб основной работе и подавался на шабашку в Днепро-Бугский канал, в Ильичевск, куда позовут — даже в Варну.

В 99-м прорезь «Прорва» судорожно раскопанная якобы для национальный безопасности, заилилась, почти запломбировалась, и «Прорвин» оказался в речной ловушке. Моряки поставили борт к борту две самоходные баржи, и караван, пятясь кормами по обмелевшему соединительному каналу, шестью винтами прорубил в донном грунте путь к Усть-Дунайску. Прорвались-таки к морским горизонтам, чтобы попасть в другую ловушку — финансовую.

Своим ходом дошли до Николаева, где получили серьезный ремонт, а ИРВП был предъявлен щадящий счет — всего на 150 тысяч гривен. Долг вызвался погасить болгарский бизнесмен Пламен Проданов, президент болгарской компании Cosmos Shipping Ltd. 24 марта 2000 г. ИРВП подписал с «Космосом» два контракта — на продолжение ремонта в Варне и на последующий менеджмент судна «Космосом» с целью отработки долга.

В Варне стоимость предстоящего второго этапа ремонта оценили уже в 370 тыс. долл. Ремонт на верфи «Флотский арсенал» был закончен в августе, но судно скучало там почти год, обрастая ракушками и накапливая долги. Договор продлили. В случае непогашения расходов срок менеджмента продлевался автоматически, при одностороннем разрыве договора размеры долга удваивались — условия коварно кабальные. Болгары утверждают, что затратили на ремонт 600 тыс. долл. за счет, в частности, содержания судна и экипажа (вместо положенных 50 дней ремонт производился около семи месяцев). Документы, подтверждающие затраты на ремонт, болгарская сторона предъявить отказалась.

Участие руководства ИРВП в отторжении судна представляется очевидным — если хозяин авто не в состоянии оплатить ремонт, он машину на шикарную станцию техобслуживания не ставит, не так ли? Сумма возврата прибыли с «Прорвина» на период погашения долгов была определена в 10 тыс. долл. в месяц, тогда как однотипное судно, которое работает в Аргентине, землесос «Перекопский», приносит 6 тыс. долл. … в день. Еще «пустяк»: болгарский оператор судна сам определяет, каким образом, когда и где он будет зарабатывать на украинском имуществе, компенсируя свои расходы, и волен делать это до бесконечности. Даже после полного погашения кредита Украина получает 90% дохода, «Космос» — 10% как «вечные» комиссионные.

Апофеозом выглядит нотис, дополнение к контракту о менеждменте, подписанный месяц спустя. Украинская сторона дополнительно обязалась не расторгать контракты, не менять собственника судна, не продавать, не передавать в аренду и т.д. В случае нарушения ИРВП обязался погасить все затраты болгарской стороны и заплатить 100% штрафа.

Получив в управление «Прорвин», болгарская сторона почти год не пускала его в дело. Договор о менеджменте был заключен до 01.01.2001 г., затем продлен, однако даже при смехотворном долге хотя бы в пять долларов, судно автоматически оставалось в пользовании «Космоса». А долги капают…

Со своей стороны украинское руководство совершило поступок малообъяснимый и опрометчивый, а именно — 27 февраля 2001 г. приказом Минтранса Украины ИРВП ликвидировали, причем без назначения правопреемника. Это означало то самое одностороннее нарушение договора, которое скурпулезно обуславливалось дополнительным соглашением. Последовало лавинообразное нарастание претензий «Космоса», которые предъявить было некому — владельца аннулировали.

В Минтрансе Украины зашевелились, и «Прорвин» был передан вместе с непомерными долгами на баланс дноуглубительного предприятия ГП «Черазморпуть» (ЧАМП). Ответно подстраховались и в Варне — капитан «Прорвина» Роман Меньшиков доверил оригиналы судовых документов болгарской стороне, а та наотрез отказалась передать их новому владельцу, ЧАМПу, представители которого вместе с украинским прокурором посетили Болгарию.

Прокурору с трудом удалось проникнуть на борт судна. Экипаж знакомиться не пожелал, переходить в штат ЧАМПа не спешил, покидать землесос, понятное дело, отказывался. Выехавшему 27 марта из Одессы в Варну сменному экипажу ЧАМПа болгарские власти отказались выписать пропуска, и моряки вернулись ни с чем.

В связи со сменой владельца судна финансовые претензии «Космоса» возросли и превысили миллион долларов. Украинские представители хотели заполучить от болгар документы для проверки — власти пригрозили арестовать судно и выставить на аукцион; в Украине обозначились желающие приобрести судно. Г-н Проданов, естественно, выступил против, солидаризируясь в данном случае с украинским владельцем.

«Крайним» в этой ситуации оказался ЧАМП, которого строго обязали вернуть «Прорвин» в Украину. Глава «Космоса» декларировал готовность сохранить статус-кво судна, в то же время усиливая требования к новому владельцу. Болгарская сторона оценила свой урон уже с учетом потерянной ожидаемой выгоды (а это свыше 2 млн. долл.) и потребовала от ЧАМПа предоставления банковских гарантий погашения этой суммы.

Стоит искренне посочувствовать начальнику ЧАМПа Александру Валькову. За первый год руководства стареющим специализированным флотом ему пришлось гасить забастовку экипажей в Таиланде, переживать за экипаж «Херсонеса», сражавшегося в Сингапуре с пиратами, удалось предотвратить аресты караванов, реанимировать старые суда и при всем этом рассчитываться с государством и экипажами. ЧАМП готов был рассчитаться и с прорвинцами, обещал стабильную работу, но они, увы, заартачились. По такой же примерно схеме был в свое время отчужден в Турции «Римский-Корсаков», где капитан активно участвовал в аресте.

Почему экипаж утвердился в твердом отказе? Люди устали от камышовых дунайских скандалов местного значения, сказывалась заброшенность. Было дело, даже принимали решение всем экипажем вступить в Народно-демократическую партию, рассчитывая на заступничество ее главы и тогдашнего министра транспорта Украины Валерия Пустовойтенко.

Пока ЧАМП боролся за судно, «Прорвин» был задействован болгарами на дноуглубительных работах в портах Варна и Балчек. Между прочим, в рамках крупного проекта ЕБРР: благодаря наличию «Прорвина» «Космос» блистательно выиграл тендер министерства транспорта Болгарии стоимостью более 2 млн. долл. (!), победив… ЧАМП, который выставил не столь современное судно. «Сюжет, достойный Рембрандта», как говаривал Зощенко.

ЧАМП выразил готовность удовлетворить претензии болгар целенаправленным банковским кредитом и перевести судно, от греха подальше, на болгарский крупномасштабный дноуглубительный проект в порту Бургас. Почему не в Украину — вопрос сам по себе интересный, если бы не более сильное «но»: просочилась информация о получении ЧАМПом весной
2001 г. банковского кредита под залог… «Прорвина», а также «Гогланда» и «Херсонеса», находящихся в Сингапуре. Сумма кредита на порядок меньше даже остаточной стоимости трех судов, что необычно в банковской практике, где можно было бы ожидать двукратного обеспечения.

Так претензии по поводу «Прорвина» появились еще у одного лица — украинского банка, который их не афишировал. Впоследствии, по некоторым сведениям, ЧАМП выкупил судно из залога.

Очередным сюжетным поворотом в этой путаной истории явился приказ Минтранса от 09.11.
2001 г. о передаче земснаряда «Прорвин» с баланса ЧАМПа на баланс ГП «Устьдунайводпуть» для использования при создании канала Дунай—Черное море. Как ни странно, решение Минтранса согласовалось и с позицией «Космоса», который в ходе конфликта поддерживал (!) идею передачи «Прорвина» на баланс ГП «Устьдунайводпуть», созданного взамен ИРВП, правда, с полноценным сохранением обязательств украинской стороны.

По мнению болгар, передача «Прорвина» ЧАМПу делала последнего монополистом на черноморском рынке дноуглубительных работ, а это, мол, прямое нарушение антимонопольного законодательства Украины. Большое спасибо болгарам. Страшно подумать, что вытворяли бы украинские монополисты на черноморском базаре без бдительного болгарского ока!

Последующие коллизии вокруг земснаряда развивались на состоявшемся 18 февраля 2002 г. в Одессе совместном заседании коллегии Минтранса Украины и Одесской облгосадминистрации. Тогдашний министр транспорта Пустовойтенко огласил, что руководством «Устьдунайводпути» в лице его начальника Леонида Степаненко в обход Минтранса продлен контракт с болгарами еще на год.

Министр прилюдно отчитал Степаненко как мальчишку, не дав тому оправдаться. Заметим, что представительная делегация Минтранса, побывавшая на борту «Прорвина» в середине сентября
2001 г., как раз рекомендовала продлить договор с «Космосом», правда, «с обязательным учетом приоритета интересов Украины в использовании земснаряда» при создании канала Дунай — Черное море. Как можно соблюсти эти «приоритеты» при наличии двухмиллионного контракта в Болгарии — вопрос открытый.

Руководитель «Укрдунайводпути» пообещал исправить ошибку («Я приказ подписал, я его и расторгну»). Министр обязал Л. Степаненко осуществить возврат судна в месячный срок (!), пригрозив, что в противном случае предприятию грозит расформирование, а судьбу «Прорвина» передадут в руки следующего (четвертого по счету) владельца — ГП «Дельта-Лоцман».

Риторическим является вопрос, почему Минтранс не следил за судьбой единственного в своем роде украинского судна на фоне своих же реляций о создании национального флота. И каким образом можно в очередной раз так легко расторгнуть в одностороннем порядке международные договора государственного предприятия, и кто будет вынужден оплачивать неустойку — не тот ли «Прорвин»? И почему госпредприятие, созданное, очевидно, с государственными же целями, может быть расформировано как часть, лишившаяся знамени по вине одного лица — пусть и руководителя. И как одно-единственное предприятие, отнюдь не преуспевающее, способно отозвать «Прорвин» из Болгарии, ведь это не удалось ни прежним хозяевам, ни прокуратуре, ни Минтрансу.

Прошло еще три года. «Прорвин» за это время занесло в Ашдод (Израиль). Туда в марте и вылетел перегонный экипаж из 16 морских душ. Болгарский экипаж из 21 человека покинул борт судна, а капитан передал пароход и документы капитану ЧАМПа Алексею Янкевичу. Документы не просрочены, следующее подтверждение класса судна маячит лишь в 2005-м.

— В Средиземном море немного штормило, пришлось отвернуть на десять градусов, — вспоминает А.Янкевич.

Десять суток шли на экономичной скорости в семь узлов. Без сопровождения — это важно, потому что болтали всякое. После ремонта силуэт «Прорвина», возможно, украсит дунайские пейзажи, не исключено, что донный труженик будет задействован при строительстве судового хода в Быстром.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК