БАЗАЛЬТОВАЯ ЛЕГЕНДА ИВАНОВОЙ ДОЛИНЫ

Поделиться
По мостовой из черного базальта, который добывают на Ривненщине, до сих пор ходят жители польских городов...
Административное здание ОАО «Ивано-Долинский спецкарьер»

По мостовой из черного базальта, который добывают на Ривненщине, до сих пор ходят жители польских городов. Камнем из Ивановой Долины вымощены многие дороги большой Волыни, а главные дорожные артерии Ривне—Луцк и Ривне—Дубно под новейшим панцирем асфальта тоже имеют надежную основу — черный базальт. «Каменный» бизнес, которому в 30-е годы придавалось большое значение, не получил надлежащего развития в послевоенное время, а нынче — в упадке. Прошлое Ивановой Долины не то что просто интересно, а наводит на невеселые размышления.

Из-под земли выглядывали столбы

Одна из легенд гласит: когда-то на месте копей польский король Ян Казимир потерял перстень, но поскольку весьма спешил, то пометил это место крестом на камне, дабы позже отыскать потерю. Перстень не нашли, а вот поблизости увидели чудо: из-под земли выглядывали каменные столбы. В том же XVII веке оттуда начали возить каменные глыбы в Олыку, где началось строительство костела. Каменные столбы были высотой до 20 метров, как правило, шестигранные. Примитивные орудия труда не давали возможности наладить эффективный промысел, и на протяжении почти трехсот лет он стоял на месте. Только в 1928 году польское правительство убедилось в богатстве неплодородных земель над Горынью. Именно тогда и начался расцвет нынешнего села Базальтовое, известного до 1939 года как Янова (Иванова) Долина.

Там, где когда-то дымился кратер вулкана, выкристаллизовались громадные столбы из черного базальта. Они дождались своего времени: польское правительство направило сюда огромные инвестиции. Были проложены 19 километров железной дороги до Костополя, появилось около сотни домов работников каменных карьеров. Вскоре базальт начали перевозить не только по железной дороге, но и баржами по Горыни.

В середине 30-х годов в Ивановой Долине работали три тысячи человек — полторы тысячи украинцев и полторы тысячи поляков. Рабочий поселок был электрифицирован, имел не только водопровод, но даже канализацию. Для сельской местности это было диковинкой. Здесь же издавалась газета, похожая на нынешние районки, «Янова Долина». К соседнему селу Злазне была проложена специальная дорога для велосипедистов. Строился аэродром, действовали различные общественные и спортивные общества, кассы взаимопомощи.

Волынский камень начал завоевывать европейский рынок. Польша отказалась от поставок базальта из Швеции и имела большие доходы от собственных копей площадью 250 гектаров.

В 1936 году была проведена модернизация производства. Базальт не только добывали и вывозили в виде примитивного булыжника, но и наладили добычу плит различных размеров, довольно дешевого «полубулыжника», разведали новые залежи черного камня. Добыча базальта достигла полумиллионной (в тоннах) отметки за счет внедрения механизмов, локомотивной тяги и т.д.

Тяжелый физический труд стал уделом каменщиков, днем и ночью, в зной и дождь выламывавших железными клиньями каменные столбы, используя взрывчатку. Однако местные жители были довольны тем, что было где заработать на хлеб, ведь местные песчаные грунты не давали возможности выращивать хорошие урожаи. Кроме того, работники карьеров отчисляли определенный процент от зарплаты в помощь безработным. Иванова Долина имела современную на то время социальную инфраструктуру: школу, детсад, клуб, различные спортивные секции и даже отделение полиции. В рабочем поселке было 60 телефонов, полная радио- и электрификация.

Начало Второй мировой войны изменило облик Ивановой Долины...

Будет ли прогресс?

Нынче в ивано-долинском карьере базальта добывается лишь 11% от заложенного в проект. Ежемесячно это 4 тыс. куб. м базальта, тогда как залежи этого ценного камня достигают 40 миллионов кубометров и оцениваются в 200 миллиардов долларов! Сейчас в Киеве производится распределение трех участков в Ивановой Долине между главными претендентами на черный базальт: ОАО «Ивано-Долинский спецкарьер», ООО «Волынский край» и Ривненская администрация автомобильных дорог. Однако проблема не в том, что задерживается выдача лицензий, а значит — тормозится деятельность упомянутых предприятий. Реальные покупатели базальтовой продукции имеют низкую покупательную способность. Надежда только на инвестиции и новые технологии. В этом направлении — непочатый край работы.

Главной продукцией ОАО «Ивано-Долинский спецкарьер» является камень бутовой и щебень. Посему стратегическое сырье — черный базальт — заливается бетоном и гудроном, и продается дешевле обычной щебенки. Сравните с рыночными ценами: базальтовый щебень стоит 20—30 гривен, камень бутовый — 15 грн. 60 коп. за кубометр, сырье базальтовое — 36 грн. за тонну. Малый бизнес на ивано-долинском базальте держится главным образом на изготовлении могильных памятников.

Наше государство не настолько экономически мощное, чтобы законсервировать бесценные залежи черного базальта до лучших времен, когда появится возможность их использования в более прибыльных отраслях: для изготовления супертонких волокон, специальной изоляции, использования в космонавтике. Как и другие природные ресурсы, залежи черного базальта варварски эксплуатируются. Для многих предприятий и предпринимателей это способ выживания. В окружающих селах на перепутьях возвышаются обереги-кресты именно из черного базальта Ивановой Долины. Но более всего почитаются могильные памятники из черного базальта.

Нынче на ОАО «Ивано-Долинский спецкарьер» трудится лишь 140 работников. Конечно, труд более механизирован, нежели встарину, однако добыча базальта не поражает воображение. Новейших технологий, которые исключили бы появление микротрещин в блоках, нет. Однако в обработке и переработке сырья из Ивановой Долины задействованы тысячи людей с Ривненщины и Волыни. Теневой бизнес, оказывается, работает эффективнее. И если каменоломы Ивановой Долины едва сводят концы с концами, то обработчики черного базальта, зачастую кустари, имеют приличную, по нынешним меркам, зарплату.

К сожалению, базальт сегодня — это только благодатная почва для мелкого бизнеса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме